Вера ПОНКРАТОВА,
эксперт ЦК профсоюза
– Как правильно должны оформляться дополнительные выходные дни и производиться оплата труда учителя, имеющего ребенка-инвалида до 18 лет?
– Работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства, в соответствии со ст. 163-1 КЗоТ РФ предоставляются и оплачиваются четыре дополнительных выходных дня в месяц.
Порядок предоставления и оплаты этих дней определен в разъяснении Минтруда РФ и Фонда соцстраха РФ от 19.07.95 ? 48/2.
Четыре дополнительных оплачиваемых дня предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом администрации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном гособеспечении. Работающий родитель также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы.
Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней за два и более месяца не допускается.
Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства производится организацией за счет уплачиваемых ею в Фонд социального страхования РФ страховых взносов в размере среднего дневного заработка, определяемого в порядке, установленном Минтрудом РФ для исчисления среднего заработка.
При применении указанного разъяснения Минтруда РФ и Фонда соцстраха РФ следует иметь в виду, что, по разъяснению Фонда социального страхования, указанные выплаты работникам за четыре дополнительных выходных дня из средств этого фонда введены как компенсационная мера в случае, если при их предоставлении работник теряет в заработке.
Поэтому применительно к учителям школ указанная оплата может производиться работникам в том случае, когда предоставление дополнительных выходных дней ведет к уменьшению учебной нагрузки против установленной при тарификации.
Если при составлении расписания занятий учителям школ, по их заявлению, высвобождается 1 день в неделю без изменения объема учебной нагрузки, которая перераспределяется по другим дням недели, выплата за счет средств Фонда социального страхования РФ не производится.
– Кто может представлять и защищать интересы работников образовательных учреждений в суде или перед администрацией образовательного учреждения?
– 1. В соответствии со ст. 11 “Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников” Закона РФ “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” установлено, что:
– профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке;
– системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, заключаемых между работниками учреждения в лице их представителей (например, выборного профсоюзного органа – профкома) и работодателем, представляемым руководителем учреждения.
Право решать вопросы, связанные с созданием профсоюзного органа, а также избранием лиц, уполномоченных на представительство интересов членов профсоюза, принадлежит высшему органу первичной организации профсоюза – собранию (конференции) ее членов.
Права профсоюзного органа или лица, уполномоченного на представительство интересов членов профсоюза, должны быть зафиксированы в положении о первичной организации профсоюза.
Примерное положение о первичной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Устав профсоюза работников народного образования и науки имеются в территориальных органах профсоюза.
Участие профсоюзного органа или лица, уполномоченного на представительство интересов членов профсоюза или работников, не являющихся членами профсоюза, в согласовании вопросов тарификации, распределения учебной нагрузки, установления доплат, надбавок и т.п. должно быть закреплено в коллективном договоре.
Нарушение коллективного договора влечет за собой административную ответственность должностного лица, виновного в невыполнении коллективного договора (штрафные санкции в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемые в судебном порядке).
– Составляя расписание занятий, администрация не особенно обращает внимание на то, что у многих учителей между уроками образуются перерывы в 1-2, а то и 3 урока, на наши возражения не обращает никакого внимания, посоветуйте, что делать?
– Защита каждого учителя от администрации образовательного учреждения, не особенно заботящейся о том, как используется свободное от проведения уроков время учителя, и допускающей перерывы между занятиями, называемые в учительской среде “окнами”, – дело рук самих учителей.
Чтобы избегать конфликтных ситуаций с администрацией на эту тему, порядок составления расписания учебных занятий должен быть в обязательном порядке зафиксирован в правовом акте образовательного учреждения.
Например, этот порядок, предусматривающий максимально рациональное использование рабочего времени учителей и отсутствие в расписании занятий неоплачиваемых перерывов между занятиями, может быть зафиксирован в правилах внутреннего трудового распорядка, утверждаемых, согласно ст. 130 КЗоТ общим собранием работников образовательного учреждения по представлению администрации, или (а может быть, и одновременно) в коллективном договоре, который в соответствии со ст. 7 КЗоТ является правовым актом, регулирующим трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками учреждения.
В случае нарушения администрацией этого порядка в коллективном договоре, заключаемом между работниками учреждения в лице их представителей (например, выборного профсоюзного органа – профкома или профорга) и работодателем, представляемым руководителем учреждения, могут содержаться положения о компенсационных выплатах для учителей, рабочее время которых будет увеличиваться за счет их свободного времени в связи с нерационально составленным расписанием занятий, предусматривающим перерывы между ними, например, установление надбавки к заработной плате.
Комментарии