На только что прошедшей в РАО Всероссийской конференции «Проблемы здоровья современных школьников» привели страшные цифры: по последнему исследованию российских физиологов, в первый класс приходит лишь 4,3% абсолютно здоровых детей, чуть больше 40% – часто болеющие и более 50% уже имеет хронические заболевания. То есть относительно здоровыми можно назвать менее половины детей! Но проблема в том, что школа намного усугубляет ситуацию: в девятом классе здоровых уже в четыре раза меньше (это даже не каждый сотый!), сильно вырастает и доля «хроников» – их уже около 70%! И все данные говорят о том, что процесс развивается по нарастающей. Может ли школа исправить эту катастрофическую ситуацию?
Анастасия ЗЫРЯНОВА, директор Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ:- Обязанности государства по созданию условий для сохранения здоровья зафиксированы в статье №41 Закона «Об образовании в РФ». Там четко определено, на какие моменты школы должны обращать внимание. Это текущий контроль за состоянием здоровья учащихся, организация занятий физкультурой и спортом, контроль и профилактика заболеваний школьников и пропаганда здорового образа жизни. Каждая школа сама определяет и нагрузку, и длительность каникул.На сегодняшний день наши школьники имеют самые продолжительные в мире каникулы. Правильно ли это, каково идеальное соотношение между отдыхом и нагрузкой? Мы получаем массу писем от родителей, которые жалуются, что дети за три месяца все пройденное в школе забывают, что занятия начинаются в 7.30, а дети сидят за уроками до двух часов ночи. Но если нагрузку в школе регулируют санитарные правила, то в отношении домашней работы они имеют рекомендательный характер. Мы сейчас вносим эти нормы в свой приказ, но эти нормы не менялись уже десятки лет, поэтому нам также крайне нужны современные исследования на этот счет.Евгений ЯМБУРГ, директор ЦО №109:- Идет серьезный процесс ухудшения здоровья школьников. Для этого есть много причин – и те, которые лежат на поверхности, и глубокие, о которых предпочитают не говорить. Сейчас медицинские технологии позволяют «вытаскивать» 500-граммовых недоношенных детей. Это гуманно, но надо отдавать себе отчет, что у такого ребенка будет масса проблем со здоровьем, а ведь он в свою очередь родит своих детей, у которых заболеваний будет еще больше.Современные мамы предпочитают рожать комфортно, без боли. Они не тужатся, ребенка вынимает врач. При этом происходит до 90% повреждений!Очевидно, что в этих условиях должна быть служба сопровождения. Но на деле ее нет. Во исполнение указа президента о повышении зарплаты учителям – ресурсов-то на это нет – стали проводить так называемую оптимизацию расписания и из школы погнали «лишних людей» – психологов, медсестер, логопедов, дефектологов. Складывается опасная ситуация на уровне национальной безопасности: популяция детей все больнее, а мы гоним специалистов, которые должны корректировать их и сопровождать. Это все равно что втрое поднять зарплату пилотам и разогнать наземную службу диспетчеров. В авиации это невозможно себе представить, а вот в образовании – почему-то да.Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков:- Цифры о соотношении здоровых и больных детей называл и Президент РФ, то есть власть знает о реальной ситуации со здоровьем детей. Самый большой прирост заболеваемости приходится на 3-й, 4-й, 5-й классы. Хронические заболевания стремительно растут от 8-го к 10-му классу. Патология со стороны нервной системы увеличивается в два раза, а со стороны органов зрения – в 10 раз.И школа не способствует оздоровлению детей. По нашим исследованиям, не соответствует требованиям по параметрам микроклимата каждая третья школа, по уровню освещения – каждая шестая, по школьной мебели – каждая пятая. Зато по отчетам у нас якобы 51% школ, где все идеально, а в 48% – «отдельные нарушения». Но вспышки заболеваний органов дыхания говорят об обратном.Серьезные нарушения здоровья школьников связаны с компьютерной занятостью – половина детей сидит за ним больше двух часов в день. Нужно научить и учителей, и родителей, и школьников безопасно пользоваться ИКТ. В начальных классах, например, нельзя использовать ноутбуки – они не позволяют сохранить безопасную зрительную дистанцию. Важно помнить и об увеличении зрительной и нервно-психической нагрузки, формировании компьютерной зависимости (в Москве таких детей 9-10%), о связанных с этим гиподинамии, вынужденной позе и электромагнитных излучениях. Школьники жалуются на ухудшение состояния здоровья – утомление, усталость спины, головные боли.Что касается электронных устройств, то они таят в себе ряд опасностей. Это касается и интерактивных досок, и ридеров. В ридерах отраженный свет, но это все-таки не бумага. Это совсем другой угол зрения, хотя в целом это, конечно, лучше для зрения, чем экран компьютера, особенно если увеличить кегль. Есть проблемы и с электронными учебниками, связанные с яркостью и контрастностью, их влияние на зрение детей не учитывается никак. Между тем, как показывают наши исследования, младшеклассники после чтения электронных учебников переутомляются в 65-100%, старшеклассники – почти в трети случаев.Вообще электронная среда – визуально агрессивная, она требует своей регламентации и оценки. Медики считают, что допускать к использованию новые ИКТ в школах можно только при обосновании гигиенической безопасности и рекомендации правильного безопасного использования. Также должны быть нормы предельно допустимого пользования ИКТ в зависимости от возраста. Ничего этого пока нет.Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии РАО:- Растет количество детей с отклонениями в психическом здоровье. Наши исследования показывают (и эти цифры сохраняются в течение последних 20-30 лет), что детей с пограничными нарушениями психического здоровья сейчас много – примерно 20%. Это неврозоподобные расстройства, которые создают много проблем в обучении и учителям, и детям. К концу первого года обучения детей, испытывающих из-за этого трудности в обучении, уже 40%. За лето они немного восстанавливаются, но с каждым учебным годом проблемных ребят становится все больше. И это огромная проблема, хотя она ни в каких отчетах не значится.Немало детей и с пограничными когнитивными нарушениями. Они не выражены и опять-таки нигде не фиксируются – ну чуть нарушены моторика, восприятие, память, внимание, организация деятельности. Но все эти маленькие проблемы, будучи вместе, накапливаются, и у этих детей возникают комплексные трудности в обучении. А они в свою очередь при несоответствии методик и технологий обучения дают комплекс школьных проблем.Конечно, школа не может ставить своей целью улучшить состояние здоровья. Есть комплекс генетических и экологических факторов, формирующих здоровье ребенка, над которыми мы не властны. Зато мы можем повлиять в лучшую сторону на психологическое состояние ребенка – снять тревожность, напряженность. Важно знать, что есть группа факторов, серьезно влияющих на состояние здоровья школьников, которые мы реально можем изменить. Это школьные (педагогические) факторы риска. Они сейчас действуют на всех ступенях образования.Это в первую очередь неадекватные требования к подготовке школьника, так называемое сверхраннее обучение, требование читать и писать. Происходит невероятная интенсификация обучения – в детские сады спускают прописи для 1-го класса и технологию обучения чтению, которая далеко не адекватна и 7-летнему возрасту, а ее спускают на пятилетних. Говорю вам как физиолог: форсирование темпов обучения и неадекватные методики обучения могут привести к тому, чтобы затормозить обучение. Сверхраннее обучение письму и чтению приводит к комплексу трудностей в обучении и формированию неэффективного выполнения способов этих действий.Также хочу выделить стрессовую тактику педагогических воздействий. Это необязательно межличностные конфликты между учителем и ребенком. Главный фактор стресса для школьника сейчас – ограничение во времени. Оно приводит к ухудшению физического и психического здоровья. Классические труды по физиологии показывают, что двухнедельная работа в таких условиях обостряет хронические заболевания, ухудшает функциональное состояние, снижает работоспособность. А наши дети живут в спешке буквально с первых лет жизни. Вдумайтесь, ребенок живет в таком стрессе 15 лет – 4 года в детсаду и 11 в школе! Даже дошкольников заставляют быстрее вставать, есть, одеваться. Идет постоянная подгонка – и в саду, и дома, и в школе. Если мы не перестанем гнать ребенка, школу будут оканчивать законченные невротики!Мы 20 лет бились над тем, чтобы в стандарте школьного образования было записано (и добились): ребенок должен читать в свойственном ему темпе. Но ведь школы до сих пор ориентируются на цифры скорости чтения, и детей все еще проверяют с секундомером!К сожалению, образовательные учреждения готовы экспериментировать на детях, не думая о последствиях. Скоростное чтение и скоростное письмо – это научно не обоснованный эксперимент над детьми. Психофизиологическая структура процессов письма и чтения очень сложна – происходит развитие и речи, и восприятия, и избирательного внимания, и рабочей памяти и еще множества функций. Это сложнейшие механизмы когнитивного развития. Они созревают к 6-7 годам. Есть примерно 20% детей, которые делают это раньше без вреда для здоровья. Но если брать большинство детей, мы требуем от них невозможного.Методика скоростного безотрывного письма, придуманная неизвестно кем, внедрена во все школы с 1969 года и не отменена до сих пор. Ничего хуже по физиологическому несоответствию и придумать нельзя, потому что сам процесс письма дискретный, прерывистый, но мы не даем ребенку возможности оторвать руку после каждого элемента, сделать остановки на линии письма. То есть мы искусственно создаем нашим детям дополнительное функциональное напряжение (не только мышц всего тела, страдают от этого и параметры остроты зрения, ЦНС, сердечно-сосудистой системы, состояние осанки и т. д.).Процесс письма и так настолько сложен, что ничего сложнее в жизни человек уже не осваивает. Так почему у нас процесс обучению письму и чтению сжат в три месяца? Кто это придумал? Мы же хотим, чтобы у ребенка сформировался навык на всю жизнь. Но навык в состоянии спешки не формируется. Это подтверждается исследованиями. Так, большое исследование 6 тысяч детей 1-го и 4-го классов показало, что к 4-му классу от 40 до 60% имеют непроходящие трудности в формировании письма и чтения. А мы дальше хотим, чтобы они писали сочинения, понимали сложные тексты по физике и химии! Они к этому просто не способны.При этом школьные факторы риска усложняют длительность и комплексность воздействия (непрерывно в течение 15 лет), да еще в период высокой чувствительности организма. Срабатывает и низкая квалификация педагогов – их просто не учили психовозрастной физиологии, и они не учитывают их в работе.От редакцииМинобрнауки заявило, что для принятия управленческих решений ему нужны рекомендации специалистов. На конференции была принята резолюция, которая отправлена и в Минобрнауки, и в Минздрав. Остается проверить, услышали ли ученых власти. Но не стоит перекладывать ответственность на одних только чиновников, ведь речь идет о здоровье наших детей. Только совместными усилиями родителей, педагогов, ученых и государства мы можем сделать наших детей здоровее. Пишите нам о том, как вы добились улучшения здоровья школьников, по адресу: ug@ug.ru. Давайте исправлять ситуацию вместе!Р.S. Продолжение этой важнейшей темы – на www.ug.ru в рубрике «Проблемы и решения». Там вы найдете конкретные советы ученых и практиков по укреплению здоровья школьников.
Комментарии