Образовательные, воспитательные и развивающие цели в педагогическом процессе достигают разными способами. Одним из них, наиболее эффективным, стало активное познание. В области химии это предполагает работу в процессе эксперимента, который играет огромную роль в изучении и понимании предмета, придавая ему наглядность, яркость, возбуждая познавательный интерес.
В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным; демонстрационным или исследовательским; техническим или научным. Для современного специалиста любой отрасли народного хозяйства большое значение имеет владение методикой эксперимента. Эксперимент становится критерием всех теоретических построений. Без экспериментального подтверждения ни одна теория не может долго существовать. Вот почему в профильном образовании большое внимание уделяют различным видам учебного эксперимента. В качестве примера я привожу вводный урок с элементами экспериментально-аналитического поиска по теме «Углеводы», который предназначен для профильной группы 10-го класса. На этом этапе я целенаправленно продолжаю формирование умений ребят сравнивать и обобщать свойства изученных классов органических соединений (одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов и карбоновых кислот) и применять знания о них для обнаружения знакомых функциональных групп в углеводах. Как в любой экспериментальной науке, необходимо совершенствовать развитие логического мышления, потребности к самообразованию, совершенствовать химическую речь, а также навыки по исследованию химических веществ, что, безусловно, пригодится выпускникам в будущей профессии. Свой урок я сопровождаю показом презентации. Химик-криминалист и судмедэксперт, лаборант-эколог и биохимик, лаборант химического анализа и просто лаборант. Что объединяет все эти профессии? Такой вопрос я поставила перед ребятами в начале урока. После обсуждения знаний об углеводах из курса биологии я ознакомила ребят с общей формулой углеводов, а также их классификацией на моно- и полисахариды. Перед началом практической работы мы побеседовали с ребятами об изученных ранее функциональных группах (спиртовой, альдегидной и карбоксильной) и качественных реактивах для их обнаружения, отметили признаки качественных реакций, определили задачи на двухчасовой урок: экспериментальным путем установить химическое строение глюкозы и сахарозы. После инструктажа по технике безопасности ребята приступили к выполнению практической работы, в ходе которой они убедились в отсутствии единичной спиртовой группы в глюкозе и сахарозе; в сходстве химических свойств многоатомных спиртов с изучаемыми углеводами; в наличии альдегидной группы только в глюкозе; и, наконец, в том, что глюкоза и сахароза не имеют ничего общего в строении с карбоновыми кислотами. После выполнения практической части учащиеся оформили уравнения химических реакций, записали выводы по химическому строению глюкозы и сахарозы. На следующем этапе урока я демонстрировала короткий видеоролик о пользе и вреде шоколада. В ходе обсуждения мы совместно с учащимися пришли к выводу о цели его показа. Я рассказала ребятам о видах химического анализа (качественном и количественном). Мы актуализировали знания о качественном определении сахарозы, заявленной на этикетке шоколада, обсудили цель и план второй части экспериментальной работы. Для определения сахарозы были розданы различные образцы шоколада (молочный, белый, темный и горький). Ребята весело, с удовольствием на миниатюрных терках приготовили для анализа шоколадную крошку, растворили ее в воде и провели анализ фильтрата на наличие сахарозы. Результатами опытов они поделились в конце своей работы. Рефлексия в конце урока предполагала решение нескольких задач: во-первых, мы вернулись к вопросу, поставленному в начале урока, о том, что объединяет химические профессии. Ребята правильно сориентировались в своих ответах. Во-вторых, учащиеся оценивали урок с позиции его новизны, полезности, практической пользы. В-третьих, был спланирован игровой момент. В коробке лежат два изделия, произведенных из глюкозы, которая нетоксична, у нее отсутствует запах, и она способна вступать в реакцию окисления не только «медного», но и «серебряного зеркала». Что это за изделия? Одно из изделий ребята отгадали (зеркальце). О втором (елочной игрушке) я рассказала им сама. В заключительной части второго урока учащиеся знакомились с химическими профессиями, связанными с анализом различных продуктов (просмотр видеороликов)… и со звонком сдали свои работы. В рамках экспериментальных форм работы на уроке активизируется развитие учащихся, формируется интерес к химии. Интерес к химическим специальностям в настоящее время возрастает. В нашей гимназии это прослеживается по количеству ребят, выбравших естественно-научное направление: в прошлом году профильная группа 10-го класса насчитывала 11 человек, в этом году на базе четырех зданий открыт целый профильный класс из 22 человек. В перспективе это количество, я думаю, не уменьшится, так как только в предпрофиле 9-го класса учатся 28 человек. Из года в год успешно сдают экзамены и поступают в высшие учебные заведения все наши выпускники, прошедшие обучение в профильных группах.
Зоя ПИЧУГИНА, учитель химии высшей категории гимназии №1538
Комментарии