В «Учительской газете» №11 от 15 марта вышла статья Дениса Порохова и Анны Штумпф «Единство формы и содержания». Актуальная тема о содержательной стороне школьного образования, о профориентации школьников с учетом интересов госкорпораций вызвала широкий общественный резонанс. Отклики на статью были опубликованы в №13 от 29 марта и №16 от 19 апреля. Дискуссия продолжается.
Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания, Меленки, Владимирская область:
– Споры о содержательной стороне школьного образования велись еще в позапрошлом веке. В 1864 году гимназии были разделены на классические и реальные. Первые давали гуманитарное образование, а в реальных гимназиях большее количество часов выделялось на преподавание математических и естественных наук. В конце ХIХ века в Российской империи появились коммерческие училища, в которых ученики постигали бухгалтерию, товароведение, счетоводство и пр. Так что сегодняшние измышления о содержательных линиях школьного образования есть продолжение многолетнего спора.
Идея переориентироваться на создание условий для целенаправленного выбора профессии учениками и их обучения по специальностям госкорпораций очень своевременна. Последние политические события показали прямую необходимость в подготовке профессиональных кадров для отечественных предприятий. Если серьезно и основательно подойти к решению этой проблемы, то результат не заставит себя долго ждать.
Нам есть на что опираться в работе, если государство задумает задействовать школьный ресурс для решения кадровых проблем госкорпораций. Еще в Советском Союзе школы поддерживали шефские связи с фабриками и заводами. Ученики прямо на производстве постигали азы профессий. В старших классах они сдавали не только выпускные экзамены, но и квалификационные по профессии с присвоением соответствующего разряда. При поддержке государства образовательные учреждения смогут в самые сжатые сроки организовать работу по профессиональной подготовке не только рабочих кадров, но по другим востребованным специальностям. Государственные корпорации достаточно «прожорливые» и могут испытывать кадровый голод по целому ряду направлений.
Сегодня каждое образовательное учреждение имеет право формировать профильные старшие классы. Учитывая мнение школьников и их родителей, администрация школы может организовать естественно-научные, физико-математические, гуманитарные классы. В них выделяются дополнительные учебные часы на изучение тех предметов, которые являются профилирующими. Как правило, все за счет факультативного и кружкового времени. Но этого, естественно, недостаточно. Необходимо пересмотреть Федеральный базисный учебный план и включить в него обязательные часы для профессиональной подготовки, усилить работу по профессиональной ориентации с учетом индивидуальных особенностей школьников и ситуации на рынке труда.
Также следовало бы пересмотреть финансирование учебных заведений и выделить необходимые суммы для оснащения материально-технической базы школ современным оборудованием, которое позволит подготавливать необходимые профессиональные кадры для госкорпораций. Необходимо продолжить совершенствование единого государственного экзамена.
Не следует забывать про профессиональную подготовку и переподготовку учителей, которые будут решать озвученные выше задачи, про достойные зарплаты педагогов. Для этого тоже нужны деньги. Бояться финансовых затрат не нужно. В перспективе все окупится сторицей.
Василий ЖАБОЕДОВ-ГОСПОДАРЕЦ, руководитель отдела цифровизации образовательного процесса ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма-матер», кандидат исторических наук:
– Публикация является классическим примером мифотворчества в образовании. Аргументация авторов, лишенная внутренней логики, выстраивается на популярных и не имеющих обоснования стереотипах. Критикуя одновременно разнообразие школьных программ и мониторинговый инструмент ВПР, авторы демонстрируют непонимание их сути. Используя ВПР, Министерство просвещения совместно с Рособрнадзором выравнивают разнообразный образовательный ландшафт. Авторы не осведомлены о реализуемых в ряде регионов Российской Федерации практиках сетевого взаимодействия между учреждениями общего, среднего профессионального образования и предприятиями.
Реализуемые практики позволяют субъектам формировать контингент учащихся, ориентированных на работу на предприятиях региона. Увязка конечных результатов обучения исключительно с нуждами госкорпораций – пример совершенно ничем не прикрытого лоббирования интересов конкретного субъекта. Возникает справедливый вопрос об учете интересов других субъектов. Авторы, делая крен в сторону профессиональных навыков учащихся школ, демонстрируют непонимание целей общего образования. В ситуации перманентных структурных изменений в экономике целью общего образования не может быть формирование определенного перечня навыков, актуального в текущий момент. Общее образование ориентировано на формирование способностей для самостоятельного приобретения навыков, повешения степени адаптивности в ситуации постоянных изменений.
Комментарии