В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями стало существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью.
Сегодня происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную на результаты деятельности. В основе деятельности модели оперативного управления лежит не достижение ранее определенных целей, а обеспечение устойчивого развития образовательного учреждения посредством преодоления проблем, выявления поля ресурсов для их решения.Появление и внедрение в практику работы образовательных учреждений международных стандартов качества ISO 9000 продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования и ограниченностью применяемых прогрессивных методик и технологий в процессе управления.Система менеджмента качества позволяет объединить основные и вспомогательные процессы, функции и уровни управления в единую интеграционную систему, все элементы которой способствуют достижению заданного качества образования, где предусматривается процесс постоянного взаимодействия образовательной системы с системой труда, корпоративными партнерами и другими группами социального окружения. Внедрение системы менеджмента качества в образовательные учреждения приводит к созданию единой системы оперативного анализа и оценки основных показателей качества.Одним из ведущих средств, обеспечивающих реализацию изложенного подхода, стал мониторинг результатов образования – постоянное отслеживание хода и результатов образовательного процесса, необходимого для постоянной корректировки целей, мероприятий по их реализации. Деятельность любого учреждения характеризуется большим числом взаимосвязанных показателей результативности образовательного процесса.Один из основных процессов образовательной деятельности колледжа сферы услуг №3 – экспериментальная деятельность. В рамках оперативного управления экспериментальной площадкой по теме «Разработка вариативной части основной образовательной программы по блоку профессий и специальностей индустрии питания с уточнением развития отрасли в Москве» разработан и внедрен мониторинг экспериментальной деятельности колледжа. Индикаторами уровня развития этой деятельности стали такие показатели:- количество педагогов, участников экспериментальной деятельности;- качественный показатель результативности экспериментальной деятельности (самооценка и оценка руководителя экспериментальной деятельности);- рейтинговый показатель результативности каждого участника (оценочный лист активности участников экспериментальной деятельности).Качественный показатель результативности экспериментальной деятельности (самооценка и оценка руководителя экспериментальной деятельности) мы определяем по таким шкалам, как:- оценка психологической готовности к экспериментальной работе;- оценка технологической готовности к экспериментальной работе;- оценка умений участника экспериментальной работы планировать и организовывать свою деятельность;- оценка результативности экспериментальной работы участника;- оценка работы участника над повышением уровня профессиональной компетентности в области экспериментальной деятельности.Оценка производится по пятибалльной системе (высокий уровень – 5, выше среднего – 4, средний – 3, низкий уровень – 2).Для того чтобы оценить результативность экспериментальной деятельности, по каждой шкале сформулированы качественные характеристики, соответствующие определенным уровням. Например, качественная характеристика шкалы «Оценка умений участника экспериментальной работы планировать и организовывать свою деятельность» можно представить в виде таблицы.Два показателя (самооценка и оценка руководителем экспериментальной работы) предоставляют возможность объективного определения уровня осознания педагогами результативности собственной деятельности в рамках экспериментальной работы колледжа, уровня развития рефлексивных механизмов через наблюдение, противопоставления, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения.По результатам оценочного листа определяется рейтинговый показатель результативности каждого участника экспериментальной деятельности. Сравнительный анализ рейтинговых оценок позволяет повысить объективность оценочных процессов, их независимость. Достоинство такого подхода в том, что результативность экспериментальной деятельности оценивается не субъективно, а с помощью четких критериев и норм. В общем виде в оценочный лист определены такие показатели:- участие в курсовой подготовке по повышению квалификации по теме экспериментальной работы;- наличие разработанных программ учебных дисциплин и модулей (ФГОС НПО и СПО), учебных пособий, методических рекомендаций и прочее;- наличие опубликованных статей по теме экспериментальной работы;- участие в семинарах, конференциях, «круглых столах» по теме экспериментальной работы;- проведение открытых занятий и мастер-классов по внедрению активных форм обучения (проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и прочее).По каждому показателю обозначено определенное количество баллов. По результатам оценочных листов на итоговое количество баллов оказывают влияние участие в мероприятиях разного уровня (муниципального, регионального, федерального), количество и качество разработанных материалов, получивших положительный отзыв при внешней и внутренней экспертизе. Следует отметить, что показатели в ходе дальнейшей экспериментальной работы корректируют, изменяют, дополняют. Например, при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) важным показателем будет практическая значимость и востребованность разработанных материалов участниками образовательного процесса.По итогам работы экспериментальной площадки 2010-2011 учебного года наиболее высокие показатели имеют участники экспериментальной деятельности Т.Качурина, Г.Богданова, М.Володина, И.Самородова, И.Семенова, Е.Шафинская, Т.Шитякова, Т.Сопачева, Т.Лаушкина. Есть педагогические работники, имеющие низкие показатели, с такими работниками мы проводим корректирующие мероприятия, выясняем те или иные причины, причем возможны случаи отказа работника от такой работы.Создание системы оперативного анализа и оценки основных показателей результативности позволяет принимать правильные управленческие решения и организовывать экспериментальную работу в нужном направлении. Составленный на основе такого анализа план индивидуальной работы по развитию экспериментальной деятельности способствует не только повышению профессионального уровня, но и развитию навыков самоконтроля и самодиагностики, анализу и осмыслению своих профессиональных перспектив.Светлана МАЛЬГИНА, заместитель директора по экспериментальной работе колледжа сферы услуг №3
Комментарии