Совсем недавно в Московском городском педагогическом университете состоялось обсуждение положений программы развития образования Москвы на 2012-2016 годы.
– Я рада, что на обсуждение были приглашены не только ректоры городских педагогических вузов, не только преподаватели высшей школы и директора педагогических колледжей, но и мы, педагоги, которых в последнее время высшая школа, средняя профессиональная школа всерьез считают работодателями. Это действительно так, ведь выпускники приходят работать в наши образовательные учреждения. Именно такое новое уважительное отношение к школе и дало мне возможность поговорить с коллегами об особенностях инновационной деятельности Центра образования в составе городской экспериментальной площадки.Городская экспериментальная площадка «Организация и психологическое сопровождение профориентации учащейся молодежи» начала свою работу в нашем ЦО №1474 с сентября 2008 года. Научным руководителем стала директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии социальных наук Евгения Романова, а участниками – школа №90 (директор В.Кузнецов), школа №450 (директор С.Крючкова).В основе совместной работы в составе ГЭП главной задачей стало создание условий для формирования у школьников индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях. То есть все то, что логично предлагает нам программа развития.Особенностью деятельности Городской экспериментальной площадки по проблемам профессиональной ориентации стало внедрение в практику работы экспериментальной сети школ комплексной полипрофилирующей программы, разработанной Институтом психологии, социологии и социальных отношений МГПУ и основанной на концепции психологического сопровождения гражданского и профессионального становления личности, психологического анализа профессий и работы с профессиограммами. Комплексный подход проявляется в том, что в нашем Центре образования идут исследования и внедрение в практику разработок представителей разных направлений: психологии, социологии, специальной психологии.Для достижения эффективности поставленных задач необходимо взаимодействие представителей университета со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, родителями, педагогами, школьными психологами – при условии применения разнообразных форм и методов осуществления инновационной деятельности. Поэтому мы использовали: научно-практические конференции и развивающие занятия с учениками; встречи с родителями; совместную работу со школьными психологами; обучающие занятия по проблеме поведения в конфликте для педагогов; реализацию программы повышения квалификации по организации профориентационной работы в школе для педагогов.Инновационной формой работы со школьниками стала организация летнего профильного лагеря. Во время проведения лагеря преподаватели института проводят занятия со школьниками в помещении института, знакомят их с профессиями, на которые ведется подготовка в университете, проводят тренинги и деловые игры. В течение последних двух лет участники лагеря совершали экскурсии в университет, посещали музей МГПУ. Для воспитания школьников особую важность имеет общение школьников со студентами на практике и в процессе профориентационных занятий, когда студенты делятся своим опытом выбора не только профессии, но и жизненного пути, демонстрируют свою активную жизненную позицию.Педагоги школы – участники ГЭП принимают участие в научных конференциях и публикациях института, выступают на семинарах и «круглых столах». Важное значение имеет общение в рамках ГЭП с коллегами из вечерней сменной школы №90 Северного округа, в процессе которого происходит обмен опытом относительно работы с разным контингентом учащихся. На встречах в институте педагоги школы обмениваются опытом с представителями других экспериментальных площадок института – по проблемам семьи, здорового образа жизни, и таким образом происходит взаимное обогащение.Главным результатом инновационной деятельности нашей школы можно считать распространение опыта сотрудничества с университетом и на школы района Ховрино, и на образовательные учреждения Северного округа. Школьников приглашают на научно-практические конференции, посвященные выбору профессии, они участвуют в работе летнего профильного лагеря. Таким образом, хотя формально эти школы и не включены в экспериментальные площадки, можно говорить о формировании вокруг Центра образования сети для внедрения инновационных идей и разработок.Динамика позитивных изменений в социальном и личностном развитии школьников представлена на графике, отражающем результаты предварительного и завершающего анкетирования учащихся.Ирина КУРЧАТКИНА, директор Центра образования №1474
Комментарии