search
main
0

Экспериментальная среда. Медицина будущего начинается со школы

​Система профильного образования начала складываться в школе №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора более 10 лет назад. За годы работы эта система развивалась и совершенствовалась. Сейчас у выпускников 9-х классов имеются достаточно широкие возможности реализации своих интересов, запросов и способностей через выбор одного из пяти профилей, представленных в учебном плане школы шестью специализациями.

В прошлом году в рамках городского проекта «Медицинский класс в московской школе» на базе школы №2098 был открыт естественно-технологический профиль с медицинской специализацией.Востребованность учащимися данного направления профилизации образования в нашей школе не вызывает сомнений. Открытие такого класса позволяет решить не только задачу обеспечения условий для развития естественно-научного профильного обучения медицинской направленности, но и объединить усилия школы и учреждений высшего профессионального образования по формированию у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли, создать условия для взаимодействия, интеграции содержания общего и профессионального образования.Первый вопрос, который интересует родителей при принятии решения о поступлении их ребенка в медицинский класс, – сотрудничает ли школа с университетами, если да, то с какими и как?Сотрудничество с вузами является непременным условием эффективности функционирования медицинских классов, подготовки школьников к выбору профессии врача.Реализация принципа сотрудничества позволила объединить ресурсы школы и Первого Московского государственного медицинского университета имени Ивана Михайловича Сеченова. Лучшие специалисты вуза проводят на базе школы практические занятия со школьниками по химии и биологии, осуществляют дополнительную профессиональную подготовку педагогов.Организуемые ежегодно ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова научно-практические конференции дают возможность представления образовательных достижений обучающихся медицинских классов, развивают необходимые для будущего медицинского работника на протяжении всей его профессиональной деятельности навыки исследовательской деятельности. Школьники в прошлом учебном году представляли результаты своих работ на научно-практических конференциях по химии, биологии и медицине, в турнире знатоков предметов естественно-научного цикла, в предметных олимпиадах.Обучение по биологии и химии в профильных классах ведется по программам и учебным пособиям, разработанным сотрудниками кафедр Первого МГМУ имени И.М.Сеченова. Количество учебных часов по профильным предметам увеличено, что позволяет уделять достаточно много времени не только подготовке к сдаче единого государственного экзамена, но и профессиональной ориентации учащихся. В течение прошлого учебного года старшеклассники дважды проходили тестирование по химии и биологии, которое проводилось на базе университета независимыми экспертами. Результат был вполне достойным.Для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующего направления будущего обучения, оказания им помощи в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей предусмотрены занятия по биохимии и микробиологии в рамках учебного плана школы для учащихся 8-9-х классов, а также проведение профориентационной и информационной работы.Важное место в работе медицинского профиля занимает сотрудничество с музеями, организация экскурсионной деятельности, проведение практических и лабораторных работ на базе музеев естественно-научного направления. Неожиданным эффектом от экскурсии в музей «История медицины» на базе университета стало переосмысление старшеклассниками своего отношения к посещению музеев. «Раньше я думала, что музеи – это неинтересно. Теперь понимаю, что неинтересно было потому, что тематика конкретного музея мне просто не подходила».Ни одному, даже самому прорывному, инновационному образовательному проекту не суждено воплотиться в жизнь, если он не будет обеспечен соответствующими элементами оборудования.В начале этого учебного года в рамках реализации проекта «Медицинский класс в московской школе» мы получили современное оборудование для медицинского класса: цифровые лаборатории по химии, биологии и экологии, медицинские тренажеры для отработки практических навыков, оборудование для оказания первой помощи, приборы для медицинской диагностики (тонометры, глюкометры, кардиограф). В комплект оборудования входят фантомы частей тела, на которых ребята могут научиться делать внутримышечные и внутривенные инъекции, ставить капельницы, промывать желудок, брать мазок из зева. Специальные современные тренажеры позволят научиться оказывать первую помощь в разных ситуациях: при попадании инородных тел в дыхательные пути, при потере сознания, остановке сердца. Всего более 90 различных наименований. Ни один из перечисленных комплектов не является вспомогательным – все вместе они образуют полноценную среду для исследовательской деятельности.Такое оснащение медицинского класса позволит школьникам пройти более 20 различных курсов. Речь идет об основах микробиологии, биохимии, анатомии, нанотехнологий в медицине и других направлениях. Проводить занятия с использованием данного оборудования будут школьные учителя и преподаватели МГМУ имени Сеченова, а также квалифицированные медицинские работники.Современное оборудование превратило школьные кабинеты биологии и химии в уникальную экспериментальную среду. Применение качественных сертифицированных приборов, аппаратов и инструментов помогает не только освоению профильных предметов, но и дает возможность учащимся приобщиться к техническим и электронным новинкам, расширить свои представления о специфике профессии. Навыки, приобретенные с помощью такого оборудования, необходимы не только медицинским работникам, но и пригодятся каждому в жизни, так как помогут не растеряться в критических ситуациях и спасти жизнь человеку.Буквально с первого момента поступления оборудования оно вызвало интерес к нему у учащихся. После уроков кабинет биологии становится лабораторией науки и творчества, местом, где изучать, исследовать, решать проблемы интересно и увлекательно.На этапе выбора профиля обучения подростки впервые оказываются в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Система образования в профильных медицинских классах во взаимодействии с вузами позволяет детям интегрировать информацию о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, особенностях мотивационной сферы, специфике рынка труда. Умению делать выбор и принимать решения можно научиться и нужно учить.Ольга МАВРУШИНА,учитель биологии,Ольга МОЛОДЦОВА,учитель химии школы №2098

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте