В образовательном центре «Сириус» при поддержке Департамента образования Москвы в ноябре состоялась олимпиада по экспериментальной физике IEPhO-2015, в которой приняли участие более 200 учеников 8-11-х классов из 19 регионов России. Команда школы №1329 завоевала Гран-при в лиге 9-11-х классов, а ученик этой школы Дмитрий Норкин стал абсолютным победителем среди одиннадцатиклассников. Всего в личном зачете у московских школьников 22 медали. О том, что это за олимпиада, рассказал член оргкомитета олимпиады по экспериментальной физике, директор физико-математической школы при Московском центре непрерывного математического образования (МЦНМО) Илья ЛУКЬЯНОВ.
– Илья Владимирович, кому принадлежит идея проведения IEPhO (Experimental Physics Olympiad) – олимпиады по экспериментальной физике?- Идейным вдохновителем проекта выступил руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. Он настоял на необходимости проведения олимпиады, которая содержала бы в себе не теорию, а эксперимент. Дело в том, что олимпиад по теоретической физике существует великое множество, а наша сама по себе уникальна. В этом году мероприятие прошло в третий раз. До этого два года подряд она проходила в детском лагере «Команда», с каждым годом участников становилось все больше, оргкомитет осознал, что необходимо расширяться. В результате в этом году у нас появилась шикарная площадка на базе образовательного Центра «Сириус», которая в состоянии принять такой большой форум. Мы считаем, что выведение экспериментальной части в отдельную олимпиаду помогает школьникам подготовиться к международным соревнованиям. На мой взгляд, подобные мероприятия сегодня играют роль активного популяризатора науки, потому что сейчас в России довольно сильно сокращен цикл естественно-научного образования, и количество часов на физику все время уменьшается. На этой олимпиаде дети, не обладая серьезной базой навыков по решению задач, но выступая в качестве экспериментаторов, могут самостоятельно добиться интересных результатов. Поиск правильного решения зажигает в них искорку, которая со временем приводит к пониманию того, что необходимо искать себя в физике.- Какие задания предлагают участникам олимпиады?- Подготовкой 24 задач по экспериментальной физике занимается специальное жюри, это большая кропотливая работа, которая ведется на протяжении всего года, поскольку придумать такой большой объем довольно тяжело. Для сравнения: на финале Всероссийской олимпиады школьников по физике представляют всего четыре экспериментальные задачи – в шесть раз меньше, задачи усложняются в зависимости от класса. Если для восьмиклассников и девятиклассников варианты более-менее решаемы, то учащимся 10-11-х классов приходится справляться с более сложными задачами. Олимпиада состоит из трех туров, в каждом из которых по две задачи, порой – по одной. На решение каждой задачи по международному стандарту отводится два с половиной часа. Но если задача длинная, время увеличивается вдвое. Работа жюри делится на две составляющие. Одни специалисты разрабатывают задания, другие проверяют работы школьников и следят за проведением олимпиады. После того как школьники сдают свои работы, их сканируют и копируют, чтобы дети могли подготовиться к апелляции. Затем участникам выдают правильное решение, там также прописаны все критерии и разбалловка. Кроме того, специалисты разбирают все задачи, чтобы и школьники, и руководители команд понимали, каков правильный ответ в каждом конкретном случае.- Жюри оценивает общий балл команды по решению всех задач или каждому индивидуально присуждаются очки?- Эксперты оценивают каждую задачу каждого участника индивидуально. Таким образом, проводится личный зачет. Получается, что школьник, набравший большинство баллов, вне зависимости от того как выступила его команда, становится абсолютным победителем. Наряду с личным зачетом существует командный. Он проводится в двух лигах – лиге полного состава и лиге старшей школы. В лигу полного состава входят команды, в составе которых есть учащиеся и 9-х, и 10-х и 11-х классов, а в лигу старшей школы входят команды, в составе которых есть учащиеся и 10-х, и 11-х классов. Очень хочется верить, что спустя некоторое время мы увидим, как дети, бывшие участники олимпиады, поступили сначала в профильные вузы, а затем и в аспирантуру.
Комментарии