Наверное, общим местом будет утверждение, что дети и подростки сегодня не хотят читать книги и читают мало, поскольку благодаря цифровым технологиям мир наводнен другими источниками информации. Что у них развилось клиповое мышление, они не могут воспринимать огромные блоки информации вроде романов «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». На самом деле, конечно, это не совсем так, нельзя обобщать, ведь дети все очень разные.
Но это, безусловно, не отменяет образовательную литературу, в которой писатели предлагают тинейджерам полезную информацию в жанре научпопа. То есть пытаются обучать в развлекательной форме. Есть, собственно, раздел адаптированной «художки», где вещи вроде «Портрета Дориана Грея» даются в сокращенной и упрощенной форме, но мы говорим здесь об оригинальной литературе, к которой и относится книга писателя, поэта, переводчика Михаила Визеля «Воксрекордер инженера Термена».
Чем в первую очередь радует эта книга? Ответ прост. Радует она стремлением к эксперименту в области подачи разного рода сведений подросткам для лучшего переваривания информации. И это очень правильный подход. Когда долго читаешь, сидя за столом, рецепторы устают, и нет ничего лучше, как сменить занятие – послушать музыку, посмотреть фильм, сварить суп или просто сходить на прогулку. Вот и книга Михаила Визеля построена на такой смене восприятий.
Прозаический текст сменяют блоки-комиксы, талантливо нарисованные художником Александром Капнинским, снабженные, как полагается, диалогами в «пузырях». Комиксы сменяются графической стилизацией под переписку в мессенджере и конференции в зуме. Да, и еще на полях, как это бывает в учебниках, даются краткие справки об упоминаемых в тексте именах, терминах. Рожденные в СССР непременно тут вспомнят знаменитый цикл радиоспектаклей по сценариям Майлена Константиновского, «КОАПП. Репортаж о событиях невероятных», в юмористической форме знакомивших детей с проблемами бионики. Сценарии тогда были изданы книжной серией, главные герои – Кашалот, Птица-секретарь, Гепард, Сова, Мартышка – стали детскими любимцами.
В обучающей детской литературе тоже уже давно выработались некоторые шаблоны, или, лучше сказать, стандарты, которые в книге Михаила Визеля вполне себе соблюдены. Должны быть обучаемые герои: в данном случае это два 14‑летних подростка – Вова Костин и Рита Столяр. Также должен быть обучающий: здесь это дядя Риты – Александр Карлович Столяр, экскурсовод в Музее Н.Е.Жуковского. Кому-то из обучаемых положено быть лентяем и неучем, впрочем, не безнадежным, и это, как можно догадаться, Вовка. Роль отличницы, ясное дело, у девочки.
И, пожалуй, самое важное для такого рода литературы – фантастика, волшебство, которые переносят детей в другой мир. Тут можно вспомнить множество сюжетов: и «Алису в Стране чудес», и «Алису в Зазеркалье», и советскую сказку «Королевство кривых зеркал», и сказочную повесть Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали», где дети, выпив эликсир, уменьшаются в сотни раз и пускаются в путешествие по миру насекомых.
А тинейджеры Михаила Визеля находят в музее чемоданчик с мифическим воксрекордером Льва Термена, который с помощью биоэлектрических импульсов позволяет им слышать голоса из прошлого – из ЦКБ-29 НКВД, в просторечии «Туполевской шарашки». Конструкторское бюро было названо по фамилии авиаконструктора Андрея Туполева, будучи заключенным, он с 1939 по 1941 год руководил работой ЦКБ, расположенного в стенах возглавляемого им до ареста института. Подростки слышат диалог Туполева и Льва Термена.
Затем вместе с «гуру» Александром Столяром (который, как выясняется, русский немец, а предка его звали Иоганн Столлер) отправляются в Лефортовский дворец, чтобы, открутив на воксрекордере время на 300 лет назад, подслушать там сцены времен Петра I и внука его Петра II. Все построено по принципу урока: попытка заинтересовать (ученики проявляют сначала вялое, потом более живое любопытство) – интерактивный киношный блок (объяснение показанного в форме лекции) – семинар – обсуждение сюжета.
Теперь о самом сложном – создании образов героев через речь. Михаил Визель ведет повествование от лица подростка, того самого Вовы Костина, по задумке умного и неплохого, но ленивого, нелюбопытного, избалованного, поглощенного цифровой средой парня. Его отец, успешный бизнесмен, воспитывает сына в соответствии со своими прагматичными идеалами. Вовка гордится, что он москвич в третьем поколении, но мало интересуется историей, литературой, архитектурой, вначале почти презирает эту странную Риту Столяр.
Писатель пытается стилизовать речь тинейджера, наполненную жаргонными словечками и англицизмами, типовыми выражениями из бизнес-словаря, почерпнутыми, видимо, у папы: «айпад», «проапдейтиться», «расклады», «крутой чувак», «прокачать тему», «троллить», «облом», «горизонты планирования», «тимбилдинг» и т. д. Правда, думаешь: а как же упущены столь популярные у тинейджеров «хайп», «хайповый», «кринжовый» или тот же «зашквар» (хотя он вроде бы уже устарел)?
Трудно сказать, как книгу воспримут сами 14‑летние ребята (тут нужен опрос), но местами, особенно там, где начинается историческая лекционная справка, ощутимы дидактичность и искусственность, не хватает столь любимого детьми экшена (вспомним, какой он у того же Яна Ларри). Однако импонирует то, что, во-первых, прочерчены исторические параллели: скажем, рабочие при Петре I работали на сталелитейных заводах фактически на положении рабов, точно так же на военную отрасль при Сталине работали советские конструкторы в шарашках. Во-вторых, честно и аккуратно затрагивается национальный вопрос и также честно, но при этом целомудренно – тема взаимоотношения полов и секса. В общем, в любом случае хотелось бы надеяться, что воксрекордер поможет современным школьникам услышать истинные голоса богатейшей российской истории.
Михаил Визель. Воксрекордер инженера Термена /ил. Александра Капнинского. – М. : Рутения, 2022. – 132 с.
Комментарии