search
main
0

Эксперимент по экономии денег

Школа-парк – это место, где идет обмен уникальным знанием. Парк – это пространство, где существуют студии. А студия – это объединение разновозрастного коллектива детей вокруг учителя.
Студия не изучает заданную программу: два часа – на преступление, два часа – на наказание. Идет обмен живым, человеческим, реальным знанием. Необязательно текстовым.
В 1993 году в Екатеринбурге на базе 95-й школы, где я работал тогда учителем, была создана одна студия математики. Я искал приемы работы с разновозрастным коллективом детей. Использовал методику КСО, другие технологии. В 1995 году были созданы четыре, а впоследствии пять разновозрастных студий, но закрытых. С 1998 года мы студии открыли.
Сейчас у нас 90 детей с 7-го по 11-й класс. Они не делятся на классы. Расписание существует только для учителей. Ребенок в школу ходить обязан, но внутри школы он абсолютно свободен. Он выбирает студии.
В студии происходит работа над содержанием, которое предусмотрено государственной программой. В реальной России мы не можем, к сожалению, от этого уйти. Но маршруты, индивидуальные тропинки постижения знаний у каждого свои.
За шесть лет существования мы выпустили 125 девятиклассников, из них 15 отличников. Причем экзамены у них принимали в обычной школе. Одиннадцатый класс закончили 25 человек, из них два медалиста, три отличника. То есть результаты традиционные, ничуть не хуже, чем при классно-урочной системе.
В декабре прошлого года в нашу школу пришла команда из городского управления образования. Нам сказали: “У нас в стране образование цензовое, а не личностное, извините, у вас есть противоречие со статьей 32 Закона “Об образовании”, где сказано, что школа отвечает за реализацию образовательных программ. Далее, у нас в законодательстве через каждое второе слово упоминается учебный план, а у вас его нет”. И прочее. У нас забрали здание.
Я перешел под крыло другой школы, N 19. Вместе со мной двинулась и моя команда. Вывод из этой истории таков: мы не можем в существующем правовом поле работать в режиме “Школа-парк”. Программа, тематическое планирование, государственный стандарт обязательны. Суть предлагаемого нами эксперимента состоит в том, чтобы попробовать другой экономический механизм: организуется муниципальная школа, в которой все дети начиная, скажем, с 5-го класса учатся экстерном. Сейчас Минобразование России приняло замечательное, прогрессивное положение об экстернате. Как экстерны ученики получают от государства по бюджетному нормативу денежную компенсацию.
Дальше создается негосударственный фонд, независимый от школы, который по доверенности родителей аккумулирует эти бюджетные средства. Следующий субъект – “совокупность индивидуальных педагогов”. Есть статья 48 Закона “Об образовании” о лицах, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. Эта деятельность не лицензируется.
Итак, существует муниципальная школа, где все ученики – экстерны, там же существуют руководители открытых студий, которые являются индивидуальными педагогами. И существует фонд, который проплачивает по доверенности детей эту услугу и очень жестко контролирует качество этой услуги. Индивидуальный педагог просто обанкротится, если будет плохо работать. К нему завтра никто не придет!.. Это похоже на условия работы репетитора. А фонд, который от имени детей платит деньги частному педагогу за конкретную услугу, гораздо более жестко контролирует качество работы.
Свободное получение образовательных услуг в студиях, организованных индивидуальными педагогами, в сочетании с государственным контролем результатов образования в форме итоговой аттестации экстернов – наиболее приемлемая форма для внедрения системы “Школа-парк” в сегодняшних условиях.
Александр ГОЛЬДИН,
директор школы N19
Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте