search
main
0

Эксперимент – краеугольный камень физики. В подготовке школьников меньше всего внимания уделяется экспериментальным задачам

Холодный снежный ноябрь – самая горячая олимпиадная пора. Почти подошел к концу школьный этап 2011-2012 учебного года, начинается или переходит в активную фазу муниципальный. Те, кто сумеет преодолеть все препятствия на состязаниях российского уровня, смогут затем доказать и всему миру, насколько далеко можно продвинуться в постижении тайн той или иной науки. О том, какие трудности подстерегают участников Всероссийской олимпиады по физике и как готовиться к выступлению на мировом уровне, «Учительской газете» рассказал председатель методической комиссии по физике Центрального оргкомитета Всероссийских предметных олимпиад школьников, руководитель национальной сборной команды школьников России на международных олимпиадах, профессор Московского физико-технического института Станислав КОЗЕЛ.

– Станислав Миронович, вы длительное время являетесь руководителем национальной сборной команды школьников на международных олимпиадах по физике. Как раз сейчас завершаются очередные отборы кандидатов в команду России на олимпиаду 2012 года. Какие регионы нашей страны чаще бывают представлены в группе кандидатов и в окончательном составе сборной команды?- Здесь ситуация совершенно неоднозначная. Мы отбираем группы кандидатов (20-25 человек) по результатам выступления ребят на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по 10-му классу. В эту группу в разные годы входили ребята почти из всех регионов России. Чаще всего в ее состав попадали школьники из тех регионов, где хорошо была налажена работа с одаренными ребятами (Челябинск, Пермь, Нижний Новгород, Бийск, Санкт-Петербург и др.) и где появлялся грамотный и заинтересованный учитель-энтузиаст. Особенностью этого года в подготовке команды является неожиданно активное участие школьников из Москвы и Московской области. Из 16 участников проходящих в МФТИ учебно-тренировочных сборов 6 человек из Москвы и 4 человека из Московской области. В предыдущие годы такой активности не наблюдалось, хотя и раньше московские школьники и ребята из Московской области на международных олимпиадах завоевывали немало медалей разного достоинства. По-видимому, в этих регионах активизировалась работа с одаренными ребятами. Как известно, основной центр подготовки школьников в столице к участию в физических олимпиадах – СУНЦ при МГУ. Есть, конечно, и другие московские школы, которые из года в год направляют на олимпиады своих ребят, но в целом раньше представителей Москвы в группе кандидатов было значительно меньше. Что касается Московской области, то в последние годы значительную работу с талантливыми школьниками проводит Московский физико-технический институт.- Ребята, которых вы сейчас готовите к участию в очередной международной олимпиаде, уже принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады 2011 г. В чем отличие этих олимпиад?- Всероссийские и международные соревнования сильно отличаются друг от друга. Задания всероссийских олимпиад готовятся в рамках программы профильной школы, которая в настоящее время испытывает серьезную реорганизацию. Международные олимпиады проводятся по специальной программе, которая далеко выходит за рамки материала, изучаемого даже в продвинутых классах с углубленной физико-математической подготовкой. Каждая олимпиада проводится по своим правилам. На всероссийской олимпиаде всегда предлагаются задачи умеренного уровня трудности, которые может решить любой участник с хорошим знанием школьной программы.Школьнику, успешно выступившему на заключительном этапе всероссийской олимпиады, будет крайне сложно справиться с задачами международного уровня, если он не пройдет длительную и специальную подготовку.- В чем заключаются основные трудности заданий на международных олимпиадах?- В программу международных соревнований включаются теоретические и экспериментальные задания. Теоретические задания международного уровня – это трудоемкие исследования по какой-либо теме курса физики. Формулировка каждого из 3 теоретических заданий международной олимпиады занимает 3-4 страницы текста и обычно предполагает выполнение длинных расчетов и числовых оценок. В отличие от этого задания всероссийской олимпиады не требуют громоздких вычислений. Главное внимание в них обращается на физическое содержание. Не следует забывать, что в последние годы отчетливо ощущается снижение общего уровня подготовки школьников по физике. Кроме того, нашим ребятам приходится выступать на международных олимпиадах в обстановке обостряющейся конкуренции с командами других стран (особенно стран Юго-Восточной Азии).Еще более печальная ситуация сложилась с выполнением экспериментальных заданий на международных олимпиадах. В школах России практически не уделяется никакого внимания экспериментальной подготовке учащихся. Ребята, приглашаемые на сборы кандидатов в команду России, чаще всего не умеют работать руками, не имеют навыков экспериментальной работы, не держали в своих руках электроизмерительных приборов и т. д. Поэтому даже на заключительном этапе всероссийской олимпиады экспериментальные задания бывают относительно простыми, не требующими какого-то специального оборудования. На международных олимпиадах участникам предлагается выполнить целый ряд измерений с использованием современных приборов, грамотно их обработать, построить графики, получить конечный результат и оценить погрешность измерений. Всему этому ребят приходится обучать во время краткосрочных сборов.- Почему в наших школах произошло такое отставание в области экспериментальной подготовки учащихся?- Трудно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что определенную отрицательную роль играет исключительная ориентация школ на сдачу ЕГЭ. Но это только одна из причин. Главная же причина в ограниченном финансировании средней школы. А в основе всего, конечно, лежит недооценка роли физического образования в современном мире.- На что делается основной упор при подготовке ребят к международным олимпиадам по физике: на наработку опыта в решении определенных задач или на развитие целостного глубокого представления о науке?- На мой взгляд, подготовка к олимпиаде международного уровня настолько сложный, многоплановый процесс, что говорить только о тренировке или только о развитии природных способностей нельзя. Это неразрывные понятия. Но международная олимпиада – это игра по определенным правилам. Поэтому прежде всего мы должны подготовить ребят к преодолению тех трудностей, в том числе и психологических, которые им могут встретиться на соревнованиях. Ребят необходимо ознакомить с уровнем требований на международных олимпиадах, научить их в стрессовой ситуации правильно рассчитывать время, ознакомить со многими теоретическими и экспериментальными заданиями международных олимпиад прошлых лет, выполнить целый ряд специально разработанных экспериментов из всех разделов физики, воспитать в них чувство ответственности перед своей страной и т. д.На все это отводится 4 недели, которые используются для организации двух сборов, проводимых в МФТИ. Этого времени для организации планомерного процесса обучения по программе международных олимпиад явно недостаточно. Поэтому исключительно серьезная роль отводится самостоятельной работе кандидатов в сборную команду.- Если существует такой большой разрыв между уровнем всероссийской и международной олимпиады, если требуются совершенно разные стили и уровни подготовки, то какую роль во всем этом играют всероссийские состязания?- Выявление школьников, способных подготовиться и достойно выступить на международной олимпиаде, вовсе не является единственной целью проведения всероссийской олимпиады. Это, скорее, ее побочная цель. Главная же цель всероссийской олимпиады в выявлении талантливых ребят в России, развитии у них творческого интереса к изучению физики, наконец, помощь в выборе профессии.Всероссийская олимпиада по физике призвана поддерживать необходимый для развития высокотехнологичного общества уровень знаний молодых людей, вступающих в мир науки.- А какую роль может сыграть обычный школьный учитель физики в подготовке к всероссийской и международной олимпиаде?- Школьный учитель физики может сыграть важную роль в подготовке ребят к олимпиадным соревнованиям разного уровня. Мы никогда не стремимся отгородить ребят от их школьных наставников. Даже при подготовке к международным олимпиадам школьный учитель может оказать значительную помощь своим питомцам в разборе трудных задач, в организации экспериментальной работы и т. д. Однако в этом случае сам педагог должен обладать достаточно высоким уровнем знаний и желанием. Таких примеров в России немало.- Станислав Миронович, с какого класса целесообразно начинать серьезную подготовку ребят к участию в олимпиадах?- В настоящее время всероссийские олимпиады разных уровней проводятся официально по Положению в 9-м, 10-м и 11-м классах. Но на муниципальном и региональном уровнях олимпиады по физике можно по желанию местных органов управления образованием проводить и в 7-8-х классах. Методическая комиссия по физике ежегодно разрабатывает соответствующие методические материалы. Хотя такое раннее приобщение ребят к олимпиадному движению крайне полезно, все же не следует насильно загонять их на олимпиады. Это можно делать только с помощью разъяснительной работы родителей и учителей. Лично я не являюсь сторонником забегания вперед, когда ученик, скажем, 6-го класса под прессингом родителей изучает физику по программе 9-го класса. Это имело бы смысл только в случае исключительной одаренности ребенка.МненияИван ПОГОРЕЛОВ, ученик 11-го класса гимназии №1514 (г. Москва):- Я думаю, что без самостоятельной подготовки шансов на успех почти нет. Я с удовольствием решал задачи на занятиях, ходил на факультатив и уже в 10-м классе дошел до заключительного этапа всероссийской олимпиады. Победа на олимпиаде дала мне возможность задумываться уже не о поступлении в вуз, а просто выбирать то место, где мне будет действительно комфортно учиться, где я смогу реализовать свои научные планы. Возможно, это будет МФТИ или МГУ. Иван БУШМИН, ученик 11-го класса гимназии №12 (г. Долгопрудный):- Основательно заниматься физикой я начал с 9-го класса, когда готовился к всероссийской олимпиаде. На самом деле до 7-го класса был твердо уверен, что я гуманитарий, хотя естественные науки никогда проблем не доставляли. В 7-м классе началась физика и как-то просто и интересно пошла – все понятно, красиво. Я стал ходить на спецкурс, и оказалось, что предмет еще занимательнее, чем я думал. А когда мне сказали, что я прошел на всероссийскую олимпиаду, я понял, что такой шанс нельзя упускать. С тех пор занимаюсь постоянно. Большую роль во всех моих достижениях играет мой учитель по физике Любовь Евгеньевна Прусская. Когда я начал ездить на сборы, то понял, что серьезная физика опирается на еще более серьезный математический аппарат, в котором я пока что не очень силен. В олимпиадах российского уровня удалось поучаствовать и в прошлом, и в этом году, и на обоих я вышел победителем.Михаил МЛОДИК, ученик лицея №40 (г. Нижний Новгород):- Думаю, что на все мои достижения в физике повлияло то, что я учусь в специализированном физическом классе, где меня окружают замечательные педагоги. Впервые мне удалось поучаствовать во всероссийской олимпиаде в 10-м классе, и я сразу же занял призовое место. Заниматься этой наукой на олимпиадном уровне я стал по многим причинам. Во-первых, хотелось почувствовать дух настоящего состязания. Пусть физика и является одним из предметов, где конкуренция меньше, чем на других олимпиадах, но за признание своих достижений на всероссийском уровне борются по-настоящему умные ребята. Во-вторых, определяющую роль сыграло преподавание физики на высоком уровне в моей школе, и в особенности в нашем классе. Естественно, что при подготовке к олимпиаде были вещи, которые казались достаточно трудными, но отказаться от поставленных целей все равно не позволили. В дальнейшем планирую поступить в Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского на факультет «Высшая школа общей и прикладной физики».Надежда ВАРТАНЯН, ученица 11-го класса Педагогического лицея-интерната им. Кирилла и Мефодия (г. Смоленск):- Талантливый учитель – это тот, кто может вдохновить. Мой учитель физики Андрей Анатольевич Мищенко именно такой. Возможно, я обратила бы больше внимания совсем не на физику, а на биологию, которая мне тоже очень нравилась, но Андрей Анатольевич преподавал на таком уровне, что у меня не осталось сомнений. С 8-го класса я серьезно стала заниматься именно физикой и участвовать в олимпиадах. Я дважды доходила до заключительного этапа всероссийской олимпиады, а также принимала участие в региональных олимпиадах по смежным дисциплинам – математике и информатике. Подготовка к олимпиадам, участие в состязаниях, безусловно, обогатили мой опыт, научили меня в нужный момент собираться, концентрировать внимание, а также понимать и принимать свои недоработки. И на сборы кандидатов на Международную физическую олимпиаду будущего года я попала благодаря призовому месту на всероссийской олимпиаде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте