search
main
0

Эксперимент – это нервотрепка, – так считают земляки Ломоносова

Выехав из железобетонной столицы, задыхающейся выхлопами миллионов автомашин, к утру попадаешь в торжество северной природы. Поезд Москва – Котлас, кажется, пробивается среди нетронутой тайги. Величественные сосны и ели тянут к вагонам тяжелые, посеребренные снегом лапы, как будто встречают тебя. Хочется выйти в тамбур, со всей силы дернуть стоп-кран и, открыв дверь, вдыхать и вдыхать хвойную зимнюю свежесть. Только сойдя на станции Костылево, начинаю сознавать, что сказка закончилась. Я в суровой действительности, в Архангельской области, площадь которой больше территории Франции.

Октябрьская средняя школа N2- самая крупная в Устьянском районе, в ней 830 учеников. Своеобразна она еще и тем, что расположена в пяти зданиях, одно из которых находится в километре от остальных.
Как и в любой сельской школе, здесь держат свое подсобное хозяйство, приусадебный участок. Выращивают поросят, в теплицах – овощи. Летом по согласованию с советом школы ребята 10 дней отрабатывают на хозяйстве. Эти дни используются и для их оздоровления. Дети получают двухразовое питание. Многие ребята потому и рвутся на сельскохозяйственные участки, что их семьи живут за чертой бедности.
У школы – свой маленький автопарк: ЗИЛ и “Москвич”. Парни осваивают автодело, девушки получают специальность портного второго разряда.
Несмотря на то, что школа с сельским уклоном, в ней действуют (и довольно успешно) факультативные курсы для подготовки старшеклассников в вузы. В прошлом году более половины выпускников поступили в университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска.
В школе ведется углубленное изучение английского языка. С прошлого года в десятых классах введены бесплатные подготовительные курсы по физике, химии, математике, русскому языку. Вот уже пять лет школа сотрудничает с Пушкинским аграрным университетом, что в Санкт-Петербурге. Из-за финансовых проблем трудно наладить связи с другими вузами.
– Мы договорились с Поморским университетом, чтобы они провели у нас курсы, – рассказывает директор школы Эльза Кокорина. – Но один их профессор запросил 270 рублей за час лекции. Десять тысяч за несколько дней. А где мы возьмем такие деньги?! Пришлось отказаться. Теперь ищем меценатов, может, и найдутся такие.
Единственное, с кем удалось договориться, – это школа Колмогорова при МГУ. Два наших класса учатся по их программе. На зимних каникулах группа ребят прошла в Москве курс по информатике. И это только начало сотрудничества. Финансовые условия, предложенные колмогоровцами, нам подходят.
В прошлом году школы Устьянского района, первого из Архангельской области, участвовали во всероссийском тестинге. Ребята 2-й октябрьской школы прошли его на “хорошо” и “отлично”, 28 человек получили сертификаты. Одна из учениц заняла 5-е место по биологии.
– В рамках эксперимента мы выявили наклонности ребят, чтобы сформировать профильные классы, – продолжает Эльза Валовна. – При трех классах в одной параллели это было сделать не так уж легко. В 9-х мы провели анкетирование и родительские собрания. Родители одобрили этот эксперимент. Было выбрано два направления: общеобразовательное и технологическое. В технологическом основными профильными предметами стали математика, физика, биология и химия.
Как и всегда в России, все эксперименты сразу же начинают пробуксовывать. И понятно из-за чего. По причине их спонтанности и плохой подготовки.
По словам завуча школы по экспериментальной работе Нины Кононовой, педагогам пришлось столкнуться с большими трудностями, особенно в первых классах. Всю первую четверть занимались без учебников, учителей не обеспечили методическими пособиями. Не хватало бумаги и оргтехники для распечатки пособий и рекомендаций. В районном бюджете даже на это средств нет. Да что там говорить – задолженность по методической литературе аж с 1998 года составляет по тысячи рублей на каждого учителя.
– К проведению эксперимента по 12-летке мы подготовились только на словах, – дополняет вышесказанное Зинаида Мишина, заведующая образовательными учреждениями Устьянского РУО. – Провели анкетирование, отобрали ребят в классы, с ними работал психолог. Ждали методических указаний и литературу. А это уже забота Министерства образования РФ.
Учителя пошли в летний отпуск в неопределенности. Если бы с ними провели курс подготовки, не получилось бы такой жуткой нервотрепки. Проблемы росли, как снежный ком. Сначала пришел перечень учебников для работы в школах, а потом – учебный план. Выбирали учебники, которых и в глаза не видели. Областной Департамент образования делал все, что в его силах. Специалисты приезжали в школы, беседовали с каждым учителем.
В этом году должны выйти на эксперимент пятые и седьмые классы. Снова нужно выбирать учебники и проводить переподготовку учителей. Позиция же устьянских педагогов и работников РУО такова: нововведение сначала нужно было основательно продумать, отработать и начинать на год позже.
Эксперимент по замене сочинения на изложение в октябрьской школе N 2 прошел более успешно. Если ученики выбирали изложение и их не устраивала оценка, они писали сочинение. Но таких было только пять человек. По мнению педагогов-словесников, в изложении идет работа по развитию речи и нужно хорошо знать текст. Детям надо дать право выбора. Единственное затруднение было вызвано тем, что в школе нет учебных пособий с текстами для сочинений, и над этим учителям пришлось покорпеть.
А теперь – о зарплате, о том, как живут сельские учителя. В 2002 году Архангельская область выделила Устьянскому району около 110 миллионов рублей. А в районном финансовом отделе на систему образования отпустили всего 78. Этого явно недостаточно.
– На селе за последние два года лучше жить не стали, – говорит начальник Устьянского РУО Галина Булатова. – Чуть снизилась задолженность. Молодые педагоги идут в школы от безысходности. Идут те, кто живет с родителями, которые могут их поддержать. А живущие отдельными семьями, как правило, больше года в школе не держатся. Наш педагогический корпус в основном весь предпенсионного возраста. Из школы уходят мужчины. Поэтому в районе катастрофически не хватает учителей физкультуры и информатики. Нехватка в преподавателях трудовых дисциплин и ОБЖ. Раньше такого не было. Если так дальше пойдет, то лет через пять в школах некому будет учить.
Задаю Галине Алексеевне наивный вопрос: почему все-таки молодежь не идет работать в школу? Только ли из-за низкой зарплаты?
– Да, – задумчиво говорит начальник. – Некоторые уходят и говорят: будут платить больше – вернемся назад. Поймите: педагогам нечем кормить семью. Одна из учителей (у нее нет подсобного хозяйства) мне как-то сказала: “Я веду уроки и думаю, как мне досыта поесть. Я постоянно испытываю чувство голода”.
…Безбрежный суровый архангельский край. Заснеженные сосны и ели из окна ночного воркутинского поезда кажутся былинными богатырями. С обеих сторон железной дороги тянутся полки лесных “ратников”. Мысли уводят меня в далекое прошлое. Когда-то никому не известный помор Михайло Ломоносов долгие месяцы шел в Москву навстречу своей судьбе…
А что ждет архангельских учителей, которые месяцами не получают зарплату и годами ждут от правительства небывалого чуда – ее достойного повышения? Куда им податься? Бросить родной дом и детей и тоже, как великий земляк, перебросить через плечо котомку и пуститься за тридевять земель в поисках лучшей доли?..

Михаил БОНДАРЕВ

Устьянский район,
Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте