В Центре экспериментальной психологии МГППУ прошло выездное заседание Бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Сообщение сделал директор центра член-корреспондент РАО Владимир Барабанщиков.
Говоря об эксперименте в психологии, имеют в виду изучение психических явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях. Он основывается на том факте, что человек реализует свой внутренний потенциал в форме активности (поведения, деятельности, общения, игры), которая осуществляется в конкретной ситуации. Анализируя активность, соотнося ее, с одной стороны, с человеком как субъектом, с другой – с ситуацией, исследователь получает возможность реконструировать структуры и процессы внутреннего мира, без которых наблюдаемая активность была бы невозможна. Смысл проведения эксперимента заключается в том, чтобы установить детерминанты исследуемого события, то есть определить характер связи между ситуацией (ее типом, структурой и элементами), явлениями психики и активностью (состояниями) испытуемых.В отличие от наблюдения эксперимент позволяет наиболее полно объективировать психологическое содержание изучаемого явления, управлять им в соответствии с задачами исследования, непосредственно вскрывать причинно-следственные связи, получать надежные и достоверные знания.С точки зрения эпистемологии эксперимент не просто один из возможных способов исследования, используемых психологами наряду с другими методами: тестированием, опросом, анализом продуктов деятельности. Речь идет о системообразующем элементе логики научного познания как такового, согласно которому проникновение в сущность вещи опосредовано ее преобразованием («расформированием») либо воссозданием («формированием»). Согласно Иммануилу Канту, новоевропейский разум мыслит экспериментально, причем это мышление реализуется как в науках о природе, так и в науках о человеке. В центре внимания оказываются состояния наблюдаемого объекта (живого существа, события) в зависимости от меняющихся условий его существования. Причем решающее значение придается предельным (критическим, пограничным) состояниям, которые в реальной жизни могут не встречаться.В своих конкретных формах психологический эксперимент не претендует на универсальность и имеет ограничения (аналитическая направленность, искусственность лабораторных условий, взаимовлияние экспериментатора и испытуемого), преодоление которых служит одним из стимулов развития объективного метода исследования в целом.Экспериментальная психология аккумулирует эмпирические знания о психике, раскрывая ее закономерности, свойства и механизмы. На основе этих знаний выстраиваются представления о восприятии, памяти, внимании, мышлении, своеобразии внутреннего мира человека в целом. Вне экспериментально-психологических исследований решение фундаментальных проблем психологической науки, таких как сознание, деятельность, личность, общение, остается принципиально неполным.Современная экспериментальная психология не ограничена академическими рамками. Решая задачи, которые ставит жизнь, общество, она превращается в область профессиональной практической деятельности. Экспериментальные методы, первоначально выступавшие в качестве средств верификации теоретических гипотез, становятся основой процедур экспертизы, диагностики и коррекции. К сферам приложения экспериментально-психологического знания относятся инженерно-психологическое проектирование, экспертиза средств деятельности, оптимизация деятельности сложных социотехнических систем, психологическая оценка рабочих мест и качества продукции, обучение специалистов.Экспериментальный метод изначально имеет комплексный междисциплинарный характер. Решение психологических проблем обеспечивается знаниями, полученными в физиологии, физике, информатике, электронике, которые в конечном счете замыкаются на организации конкретной экспериментальной ситуации, способах регистрации состояний и оценки поведения людей. Через эксперимент в психологию проникают инновационные технологии, процедуры измерения, новые представления о природе объективной действительности.Логика развития науки показывает, что эксперимент относится к числу ключевых средств познания природы психики и поведения. На его основе конституируется как общая психология, так и специальные отрасли науки: психофизиология, инженерная психология, клиническая психология. От уровня экспериментальных исследований зависит уровень развития психологической науки в целом и ее роль в жизни общества. Благодаря экспериментальному методу 130 лет назад психология выделилась в самостоятельную дисциплину, а позднее вошла в число фундаментальных наук.Траектория развития экспериментальной психологии имеет противоречивый и нередко запутанный характер. Энтузиазм исследователей неоднократно сменялся разочарованием, а абсолютное доверие эмпирическим данным – сомнением в их познавательной и особенно практической ценности. Важные шаги в развитии экспериментального метода сделаны эмпирической психологией сознания, гельштальтпсихологией, динамической психологией, исследователями поведения, а в последние десятилетия – когнитивной психологией. На сегодняшний день эксперимент имеет многообразные формы и применяется в большинстве областей психологической науки. Уровень экспериментальных, прежде всего лабораторных, исследований – показатель фундаментальности науки и одновременно ее практического потенциала: на основе лабораторных методик создаются исследовательские и диагностические методики в прикладных областях психологии. Основу современных исследований составляют информационные и телекоммуникационные технологии. Показатель прогресса – использование мощных компьютеров и оригинального программного обеспечения. Развитые базы данных существенно расширяют потенциал и перспективу исследований. Благодаря Всемирной паутине открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер. Сегодня постоянно совершенствуются периферийные технические устройства. Прежде всего те из них, что формируют с заданными параметрами информационную среду человека, или, в более специальных терминах, потоки стимуляции. Сюда относятся различного рода дисплеи, информационные панели, гибкие экраны, синтезаторы звуков, акустические системы, игольчатые матрицы, виртуальные комнаты и многое другое. Благодаря развитию компьютерной графики появилась возможность конструирования практически любого визуального стимульного материала. Использование цифровых форматов записи и воспроизведения звуков позволяет оперативно создавать любые оттенки акустических сред, так или иначе обусловливающих активность человека. На новый качественный уровень поднято оборудование, предназначенное для регистрации состояний испытуемого и систем его организма (ЭЭГ, ЭМГ, окулография, магнитоэнцефолография). Наконец, прогресс экспериментальной психологии связан с наличием современных устройств регистрации деятельности и общения людей, начиная с кнопочных пультов и джойстиков и заканчивая камерами видеонаблюдений и средствами аудиозаписи.Совершенствование вычислительной техники подтолкнуло развитие процедур измерения и обработки данных. Получили распространение методы многомерного шкалирования, кластерного анализа, использование «мягких вычислений», анализ латентных структур. Открылась возможность применения новой стратегии научного исследования, ориентированной на выявление многокачественности и динамизма психических явлений, а также роли «вторичных» или многократно опосредованных детерминант, выявление которых требует больших массивов данных.Результатом технологического переоснащения стала реорганизация всей инструментальной базы психологии. Например, 30-40 лет назад видеорегистрация глаз человека (айтрекинг) считалась грубым и очень трудоемким и малоперспективным методом исследования. Сегодня благодаря созданию высокоскоростных видеокамер, снимающих состояние поверхности глаз в инфракрасном световом диапазоне, и использованию специализированных медиаресурсов это один из удобных и достаточно точных инструментов, часто применяемых как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Благодаря телекоммуникационным технологиям в новом качестве открылся метод наблюдения. Установка миниатюрной видеокамеры (субкам) на голове или очечной оправе испытуемого дополнила съемку его поведения, ведущуюся с внешних пространственно разнесенных камер. Возник новый метод исследования – полипозиционное наблюдение, позволяющий учитывать позицию и индивидуально-психологическое содержание деятельности людей в условиях повседневной жизни.Конечно, не каждый психологический эксперимент требует современного оборудования и высоких технологий. Более того, глубинные основания методических проблем психологии лежат не столько в технической или вычислительной, сколько в предметно-содержательной плоскости исследований. Речь идет о достигнутом уровне развития экспериментального метода и профессиональной культуре его использования. Эффективный инструментарий существенно расширяет горизонт выполняемых исследований и обеспечивает готовность использования экспериментального метода в решении практических задач. По общему признанию, до начала 80-х годов уровень исследований, проводимых в СССР, был сопоставим с аналогичными исследованиями в развитых странах Европы и США. Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. На фоне общего роста методической сферы – широкого использования и разработки тестов, тренингов, психотерапевтических техник, восстановления статуса наблюдения, активного обращения к идеографическим и экспериментальным процедурам – доля лабораторного эксперимента, с которым связаны значительные достижения русской и советской психологии в прошлом, зримо сократилась. В этом пункте отставание отечественной науки от европейской и американской особенно ощутимо. Описанная ситуация обусловлена несколькими причинами. Это, во-первых, остаточный принцип финансирования науки, существенно ограничивающий доступ к современному оборудованию и технологиям, во-вторых, падение интереса к лабораторному эксперименту в самом психологическом сообществе и недооценка его значения.Негативные тенденции наглядно проявляются на стадии подготовки профессиональных психологов, число вузов, включающих в учебные программы аппаратурный практикум по психологи, можно пересчитать по пальцам, но даже там используемое оборудование и предлагаемые методики с трудом можно отнести к числу современных. В результате выпускники психологических факультетов не имеют ни мотивации, ни навыков серьезной экспериментальной работы и не всегда понимают смысл фундаментальных исследований.Инновационный путь развития страны предполагает радикальное изменение отношения к лабораторному эксперименту в отечественной науке. Призывы к модернизации в рамках психологии означают прежде всего реорганизацию ее исследовательской базы на основе активного использования новейшей аппаратуры, оригинальных инженерных и программных решений, эффективного вычислительного сопровождения научных исследований и нестандартного математического моделирования. На этом пути открывается возможность существенно повысить конкурентоспособность отечественной науки, вести профессиональную подготовку психологов по стандартам развитых стран, эффективнее транслировать опыт современной исследовательской работы в региональные научные и образовательные центры.
Комментарии