search
main
0

Эксперимент без негативных последствий… А такое возможно?

Гимназии №6 «Горностай» города Новосибирска всего восемнадцать лет. За свою недолгую жизнь школа выпустила 103 серебряных и 54 золотых медалиста, а в 2009 году выпускники гимназии получили наибольшее количество золотых и серебряных медалей среди одиннадцатиклассников города.Из регалий Ирины Германовны ПУТИНЦЕВОЙ, директора «Горностая», отмечу лишь некоторые: победитель конкурса ПНПО, женщина года Новосибирска, почетный работник общего образования Российской Федерации… На ученических интернет-форумах, где постоянно идет обмен мнениями о педагогах, можно прочесть высказывания на тему «Любимый учитель»: «Ирина Германовна, конечно, наш самый любимый и нормальный учитель и по совместительству директор».

Мы беседуем с «нормальным учителем и по совместительству директором» о технологии успеха ее гимназии. В работе Путинцева всегда выбирает  приоритет – развитие. Автономия, с ее точки зрения, –  это ступень роста, движение вверх по лестнице, ведущей к успеху, новый виток. В образование входят коммерческие структуры, сегодня все больше говорят об оказании платных образовательных услуг, о том, что учебные заведения могут самостоятельно зарабатывать деньги и самостоятельно ими распоряжаться. В этом году мэр Новосибирска предложил директорам школ подумать о приобретении статуса автономии. Заявки подали 30 учреждений, утверждены 11, и среди них – «Горностай». Так что с 1 сентября 2010 года началась работа в новых условиях. – Ирина Германовна, почему вы решили стать автономной школой?- Моя личная позиция, которую поддерживает коллектив: участвовать во всех конкурсах, проектах, инновациях, направленных на развитие отечественного образования. Услышав об инициативе президента «Наша новая школа» и о том, что Министерство образования и науки РФ разрабатывает такой проект, мы решили узнать о нем как можно больше и уже зимой поехали на курсы для директоров школ, юристов и бухгалтеров в Московский дом знаний. – Каким образом финансируется ваша гимназия?- Автономная школа остается муниципальным государственным образовательным учреждением, где ученикам гарантировано бесплатное общее образование. Иными словами, у нас по-прежнему есть гарантированная финансовая платформа, бюджетные средства, из которых выплачивается заработная плата учителям, финансируется ремонт, питание школьников, закупаются учебные материалы и так далее. Не надо бояться новых определений, они не означают, что  образование станет платным и все расходы лягут на плечи родителей. – Вы можете привести пример того, как школа реально зарабатывает деньги?- Конечно. Например, мэрия объявила конкурс для всех школ города, мы приняли участие, победили в четырех номинациях из восемнадцати и получили четыре гранта по 25000 рублей. На эти деньги четыре педагога поехали повышать свою квалификацию в Санкт-Петербург, место выбрали сами. Приедут – будет, чем поделиться с коллегами.Действительно, пребывание в Северной столице для сибиряков – это не только повышение квалификации, но и культурная программа. Вообще Ирина Германовна считает, что различные спецкурсы, индивидуальные занятия, приглашение специалистов из вузов – это направления, которые должен курировать директор. По мнению Путинцевой, руководитель современного образовательного учреждения должен быть не только педагогом, но и бизнесменом, менеджером. Ирина Германовна окончила филологический факультет педагогического университета. Однако поняв, что сегодня жизнь требует новых знаний, поступила в Новосибирский филиал школы бизнеса Открытого университета Великобритании.- Почему переход в новый статус считается экспериментальным?- Наша область делает это впервые. Слово «эксперимент» в последние годы обрело некий негативный оттенок, но мы считаем, что новшества должны именно так вводиться, как эксперимент, оставляя право на ошибки, на поиск. Мы отмечаем плюсы и минусы. Будем делиться с коллегами, когда накопим достаточный опыт, честно расскажем: тут получилось – рекомендуем, тут не получилось – решайте сами.Автономия позволяет оперативно расходовать средства, самим выбирать, что сейчас нужно школе, где и как это купить. Участие родителей в нововведении отнюдь не означает, что все семьи должны ежемесячно сдавать некую сумму денег. Среди них есть руководители фирм, малых предприятий. Если, скажем, закупаются новые двери, окна, столы и стулья, то родительский комитет заинтересован в том, чтобы деньги не пропали, чтобы качество соответствовало, и сами следят за порядком доставки и установкой тех же дверей или окон.Гимназия активно участвует в международных проектах. Прочные связи налажены со школой в  городе Урумчи (Китай). После проекта «Солнечное затмение» «Горностай»  стал успешно сотрудничать с тремя школами Германии: ученики и учителя ежегодно ездят туда в гости. Недавно в Новосибирске побывали педагоги из Италии, они заинтересованы в сотрудничестве с сибиряками. На встрече с итальянцами в Новосибирском государственном университете присутствовала и Путинцева.- Как директор успевает справляться с таким количеством обязанностей?- Меня поддерживают  коллектив единомышленников и моя семья. Я считаю, детям полезно видеть, как работают и добиваются успеха их родители, тогда они и сами растут такими же. И мои дети, и ученики прекрасно понимают, что успех сам собой не приходит, нужно много работать.- У вас во всем установка на успех?- Конечно. Мы начали новое дело, и нам интересно добиться успеха, никто не хочет его провалить. Мы хотим, чтобы всем было в школе уютно, хорошо, чтобы дети получали качественное образование. – В чем, по-вашему, заключается инновационное мышление?- Для школьников – это инновационное   образование, которое генерирует  идеи и формирует ребенка, его гражданскую позицию. А с точки зрения учителя, инновации способствуют изменению отношения к образованию, условий образования. Сильной инновационной  составляющей в развитии личности школьника становится участие в  различных социальных проектах, считает директор гимназии. Ведется работа с городским домом малютки, Барышевским детским домом и домом ветеранов в Новом поселке. Помимо этого на базе гимназии работает центр для детей с ограниченными возможностями, где они учатся рисовать, петь, изучают театральное мастерство. Если раньше отношение к этим ребятам было неоднозначное, то сейчас остальные школьники воспринимают их как равных.В школе обучаются 1100 детей, работают около ста педагогов и сотрудников. В этом году было подано столько заявлений в первый класс, что можно было набрать пять классов, и это притом что последствия демографического кризиса все еще ощущаются в стране и многие школы не могут набрать не то что два, а даже один первый класс. Кстати, обучение иностранным языкам в «Горностае» начинается именно в первом классе. Вначале английский, а в среднем звене ученики выбирают второй язык – немецкий, французский или японский. С 2009 года в гимназии ведется факультативное обучение китайскому языку.Одно из слагаемых успеха – открытость, возможность оперативно обмениваться информацией и принимать решения. Сайт гимназии №6 победил в конкурсе на лучший школьный сайт города Новосибирска, а школьная газета «Горностай» неоднократно занимала призовые места в конкурсах различного уровня. В заключение приведу цитату, взятую с гимназического сайта: «Детям в школе должна быть предоставлена свобода, чтобы в будущем они знали, как ее использовать; пусть развивают инициативу, независимость, предприимчивость. Секрет успеха «Горностая» – в объединении мотивированных человеческих и интеллектуальных ресурсов для развития гимназии в ограниченные сроки и в пределах ограниченных ресурсов. Мы стремимся, чтобы школа стала территорией развития интеллекта учеников, учителей, родителей и окружающего сообщества.Для того чтобы в нашей гимназии выросли и расцвели интеллигентные молодые люди, их учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда гимназист любознателен, хочет во всем найти смысл и способен при этом использовать дополнительные знания».НовосибирскОпытСредняя школа №36 Тамбова с февраля этого года стала муниципальным автономным общеобразовательным учреждением. Оно, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции, но при этом наделяется по сравнению с бюджетным учреждением гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода гибрид, сочетающий в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций. У школы появилась своя бухгалтерия, а также собственные счета в банке – бюджетный и внебюджетный. Первый аккумулирует в себе средства, идущие на выплату заработной платы, а также учебные расходы. Второй – спонсорские поступления, привлеченные школой средства и доходы от платных услуг. К сведениюАвтономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. (Из Федерального закона №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».)Комментарий Светлана КОВАЛЬ, специалист отдела образования Советского района Новосибирска:- Органы образования поддерживают идею создания автономных школ, поскольку с 1 января вступает в силу в обновленной редакции закон № 83, в котором четко сформулированы принципы работы автономных учреждений. Понятно волнение родителей и общественности: люди хотят знать, что произойдет, если школа изменит свой статус. Будет ли гарантировано бесплатное образование? Да. Закон «Об образовании» никто не отменял. Любой ребенок, поступивший в любую общеобразовательную школу, независимо от ее статуса должен получить бесплатное образование согласно государственным стандартам. Мы ни часа не теряем из обычной школьной программы. Статус автономного учреждения на первых порах, возможно, легче воспримется в больших школах. Если во главе школы стоит умный, современный директор, если есть хороший родительский совет, возможность управления финансами и распределения средств согласно потребностям образовательного учреждения и все происходит открыто,  проблем быть не должно. Школа имеет возможность предоставлять широкий спектр дополнительных образовательных услуг, не навязывая то, чего ни дети, ни родители не хотят. Понятно, если учитель детям не нравится на обычных уроках, они к нему не пойдут и на дополнительные занятия. У педагогов появляется стимул для повышения квалификации. Есть другие важные перемены, которые дает школе автономия. Например, мой сын учится в пятом классе в гимназии №6. Я всегда знаю, до какого времени ребенок находится в школе, обычно это 16.30 – 17 часов. Сначала идут обычные уроки, потом различные дополнительные занятия по интересам. За это время детей два раза кормят. С тех пор как мы перешли на новый режим, я иногда спрашиваю сына, не устал ли он, не хочет ли пропустить какие-то занятия. Но он бежит в школу каждый день с удовольствием и не хочет ничего пропускать. Это показатель того, насколько хорошо налажена работа образовательного учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте