В статье “Три четверки Иванова” (“УГ” N 11 с.г.) наша газета рассказала о начале эксперимента в 1-й федоровской школе Сургутского района Тюменской области. На первом этапе эксперимента были выявлены причины низкой успеваемости, среди
которых лидирующее положение занимало плохое состояние общеучебных умений. О том, какие шаги были предприняты федоровцами и к какому результату пришли исследователи – ученые и практики, – наша сегодняшняя публикация.
Стиль работы коллектива
Размышления после третьей четверти
какой скоростью должны читать ученики после окончания начальной школы? В педагогической литературе есть разные точки зрения на эту проблему. Нами была выбрана позиция Н.А. Лошкаревой (120 слов в минуту). Такая скорость обеспечивает получение высоких отметок учениками в среднем по семи предметам из десяти.
Но не будет ли нанесен ущерб физическому здоровью детей в этом случае? Для нас стало ясным, что при работе по традиционным методикам в начальной школе ущерб здоровью неизбежен. Стало быть, традиционные методики должны быть изменены не только в сторону повышения результативности, но и в сторону облегчения работы учеников. Рецепты излечения школьных “недугов” существуют. Это технологии совершенствования общеучебных умений (СОУ), разработанные экспериментальной площадкой В.Н.Зайцева. Они имеют ряд важных достоинств:
– при их создании были учтены обьективно существующие закономерности, и потому их применение обладает высокой эффективностью и позволяет уменьшить затраты времени на формирование и совершенствование учебных умений;
– при затратах времени на выполнение упражнений не более 5 минут за урок они легко вписываются в структуру урока и не создают перегрузок, опасных для здоровья детей;
– технологии СОУ совместимы с любой методической системой: традиционной, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, П.М.Эрдниева, вальдорфской и т.д.
В условиях федоровской средней школы N 1 они использовались в течение трех четвертей учебного года и позволили получить прекрасные результаты. На графике 1 изображено количество учеников, достигших высокого уровня учебных умений, в начале и в конце эксперимента (соответственно пунктир и сплошная линия).
График 1. Количество учеников, читающих 120 слов в минуту.
Особо важно отметить, что степень влияния качества обучения на заболеваемость снизилась по сравнению с тем, что было при использовании традиционных методов.
При переходе от второго к третьему этапу эксперимента надо было учесть, по каким предметам каждый ученик нуждается в усилении внимания учителей – в повышении частоты упражнений и опроса. Чтобы решить эту задачу, с помощью компьютера рассчитывались и строились зоны повышенного внимания.
В память компьютера вводились списки учеников по классам и данные об их успеваемости. При этом единичками обозначались высокие отметки – четверки и пятерки, нулями – низкие, тройки и двойки. Полученная матрица двояко ранжировалась: строки (данные учеников) выстраивались в порядке убывания по ним сумм единичек; столбцы (данные по предметам) тоже располагались в порядке убывания сумм, то есть от более легких предметов к более трудным.
Пример такой матрицы для 8-х классов изображен на графике 2. . На ней единички оказались в основном в левом верхнем углу (освоенная зона), нули – в нижнем правом углу (неосвоенная зона). Между ними проведена ломаная линия – граница перехода от низкой успеваемости к высокой.
Если у какого-то ученика в освоенной зоне среди единичек попадался нуль, то это означало, что по соответствующему предмету он сработал ниже своих возможностей: имея четверки по более трудным предметам, ухитрился получить тройку по более легкому. Именно здесь он нуждается в повышенном внимании учителя – в увеличении частоты упражнений и опроса. Эти точки отмечаются на матрице яркими кружочками. Так же отмечаются и нули в неосвоенной зоне, примыкающие к границе зон. Всего для каждого ученика выделено по 2-3 предмета, требующих первоочередного внимания и самого ученика, и учителя. Соответственно на каждой строке отмечено не более 3 кружков. Все они в совокупности образуют зону повышенного внимания.
По каким предметам требуется повышенное внимание большему количеству учеников? На представленной матрице выделяется группа трудных предметов: геометрия, русский язык, информатика. Здесь по 4-5 учеников, требующих повышенного внимания. И еще, может быть, неожиданно – группа устных предметов: литература, химия, история, биология – здесь тоже для каждого предмета выделено по 4 ученика.
С группой устных предметов предстоит относительно простая работа: надо обогатить словарный запас, научить детей выделению главного и пересказу.
Гораздо сложнее выглядит группа трудных предметов. Для русского языка требуется, например, помимо обычной работы, выделение и периодическое повторение наиболее трудных орфограмм, использование игровых словариков, учет индивидуальных особенностей детей, упражнения в самопроверке написанного. Для геометрии важны межпредметные связи с рисованием, черчением и алгеброй. Для информатики, где затруднена домашняя работа детей из-за недостатка учебников, а уроки ведутся раз в неделю, желательно увеличение частоты проведения занятий.
одводя итог изложенному, заметим, что стиль работы коллектива федоровской школы улучшается за счет четкого разделения двух категорий вопросов: “что делать в первую очередь?” – определяется по результатам диагностики; “как реализовать решение первоочередных задач?” – здесь открыта широкая дорога творчеству учителей и учеников. Последнюю мысль проиллюстрируем отдельными примерами.
Проводятся конкурсы на лучшее домашнее задание, на лучший вопрос по изучаемому материалу. Учителя русского языка ведут поиск повышения орфографической грамотности в разных направлениях: за счет увеличения частоты упражнений, использования игровых словариков, усиления опоры на зрительную память; учителя устных предметов пробуют разные способы обучения пересказу, например, учитель истории Н.Ф.Красуля уделяет усиленное внимание составлению учениками толковых словариков, учитель биологии С.А.Маховская дополнила самарский вариант обучения пересказу творческими элементами; учитель рисования и черчения Е.И.Лазарева усиливает связь своих предметов с геометрией путем обучения рисованию по клеткам. Элементы творчества педагогов разнообразны, но сориентированы в едином направлении – на решение основных задач обучения. Стиль работы коллектива становится более гибким, более продуктивным.
…Плюс семь процентов хорошистов
Размышления после четвертой четверти
рошел год напряженной работы, и пора оценить первые результаты. В 1996 году классов гимназического уровня не было, но было 11 классов ниже среднего и 9 очень низкого уровня. Средний балл школы составлял 2,68.
В 1997 году уже 4 класса гимназического уровня и 4 среднемассового. Уменьшилось число классов низкого и очень низкого уровня. Средний балл школы вырос до 3,20, то есть на 0,52!
Представляет интерес и увеличение количества хорошистов в школе:
по начальным классам – с 69 до 99,
по средним (5-9-е кл.) – с 26 до 47,
по двум ступеням школы – с 95 до 146.
И это всего за один учебный год!
Появилась надежда, что еще через год школа реально может выйти на уровень среднемассовый, а еще через 2-3 года – на уровень гимназии.
Но, как известно, противоречия – движущая сила любого процесса, а трудности – одна из форм проявления противоречий. Трудностей же в педагогической работе всегда много.
В первых классах, например, было 44 процента хорошистов; 56 процентов составляли потери – острота чудовищная. Мы попробовали использовать, правда, вначале не совсем удачно, технологию Е.Ю.Коростелевой, то есть пошли по линии развития ассоциативной и зрительной памяти и получили дополнительно 7 процентов хорошистов. Естественно, что на следующий год эта линия работы станет одной из основных: в первой четверти намечено применять названную технологию для всех первоклассников, в третьей четверти повторно – только для слабых учеников.
Очень неплохим диагностическим инструментом оказалось построение графика зависимости качества обучения К от индекса качества ИК. На графике 3 точки, характеризующие положение класса, составили три группы:
1 – группа классов с положительным психологическим настроем (при значениях ИК больше 0,7 и значениях К больше 0,25); эти классы, как правило, находятся на уровне выше среднемассового, то есть уже на гимназическом или близком к нему;
2 – группа классов с отрицательным психологическим настроем (при значениях ИК меньше 0,7 и К меньше 0,25); для них необходимо усилить стимулирование, чтобы помочь преодолеть психологический барьер, а также усилить работу по совершенствованию общеучебных умений и обучению пересказу;
3 – группа классов, точки которых расположились ниже линии графика, то есть значения К не соответствуют достигнутому показателю ИК; в этих классах основной сбой произошел по двум трудным предметам – русскому языку и математике.
График 3.
Таким образом, в числе основных задач школы на следующий учебный год появились еще две острые задачи: проблема стимулирования и проблема трудных предметов.
Обучение русскому языку и математике имеет одну общую черту – большой обьем работы по совершенствованию умений. Возможно, именно здесь происходит нарушение закономерностей, на которые традиционная методика не обращает внимания. Можно предположить следующее:
Во-первых, элементарные навыки, входящие в состав сложных умений, со временем притупляются, а значит, требуются постоянные упражнения по их восстановлению. Соответственно дана установка учителям при составлении поурочных планов предусматривать этап восстановления утраченных навыков длительностью около 5 минут.
Во-вторых, коллективная работа над восстановлением элементарных умений должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей: одному ученику надо поработать над орфограммой “-тся, -ться”, а другому – над правописанием “О, Е после шипящих”. У каждого свои пробелы, и для их выяснения не обойтись без проведения в начале каждой четверти диагностических диктантов по русскому языку и диагностических контрольных работ по математике. Это работы повышенной трудности, поэтому отметки за них не выставляются, но по их результатам составляется диагностическая ведомость класса.
В-третьих, восстановление каждого утраченного элементарного навыка требует ежедневной работы (3-5 минут, но каждый день!) в течение 1-2 недель. Контроль за ее выполнением физически непосилен для учителя. Здесь необходимы взаимопомощь и взаимоконтроль самих учеников, значит, надо более широко использовать групповую работу. Микрогруппы должны состоять из 2-4 человек.
В-четвертых, в дидактически целесообразной системе упражнений, описанной В.А.Онищуком (предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие и контрольные), акцент должен быть сделан не на контрольных, а на пробных и тренировочных упражнениях. К сожалению, из вузовской практики в школьную перешла противоположная тенденция, и надо преодолеть ее порочные следствия.
ано говорить о том, что школа станет гимназией. Это перспектива дальняя: потребуется 3-4 года для такого перехода. Но уже сейчас намечены мероприятия, которые постепенно будут проходить “обкатку”.
Самое важное из них – организация педагогического класса с обязательным спецкурсом “Наставничество”. В рамках этого спецкурса старшеклассники будут знакомиться (1 час в неделю) с психолого-дидактическими закономерностями и историей педагогических идей. Еще один час в неделю отводится для практической работы с учениками 5-6-х классов. Несомненная польза для школы: и в пятых-шестых классах повысится успеваемость, и старшеклассники приобретут опыт воспитательной работы, который пригодится им в будущей семейной жизни.
Второе важное направление – рациональная организация тематического (систематизирующего) повторения. В следующем году работа школьных методобьединений будет сориентирована на разработку информационных сверток по темам, а уже сейчас учителя ознакомлены с шестью разновидностями сверток (план, вопросник, рисуночная, табличная, графическая, в виде структурно-логических схем). Здесь мы не ждем скорых результатов, так как требуется большая подготовительная работа.
Всеволод ЗАЙЦЕВ,
научный руководитель,
Ирина БОГДАН,
директор школы,
Юлия ПУХОВА, психолог,
Клавдия ГАТАУЛИНА и Татьяна БИБИК,
заместители директора,
Ришат ИСЛАМОВ,
учитель информатики
Сообразительность без рассудительности – все равно что паруса без балласта.
Уильям ПЕНН
Комментарии