search
main
0

Экспедиция уДачная

Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности

Как бы пафосно это ни звучало, но перед человечеством встал острый вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическими знаниями должны обладать все независимо от специальности, характера учебы и работы.

Задача школы состоит в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по биологии и экологии, способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмысления взаимодействия общества с природой. При этом каждый учитель биологии знает, что освоение его предмета не может произойти только на основе вербального преподавания. Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности.

В нашей школе на биолого-химическом направлении осуществляется необходимое погружение обучающихся в конкретные развивающие ситуации: соприкосновение с природой, общение в коллективе в ходе совместной деятельности происходят во время профильных практик и экспедиций. Календарь выездных мероприятий школы традиционно включал проведение практических занятий на базе Звенигородской биологической станции в осенние и весенние каникулы, летнюю экологическую экспедицию на берегу Черного моря.

Однако пандемия коронавируса и здесь нарушила все планы – в 2020 году выездные профильные практики не состоялись. Виртуальные экскурсии в музеи и путешествия по красивейшим местам планеты не смогли заменить реальный опыт экологической экспедиции.

Накануне летнего сезона учителями биолого-химического направления было принято решение организовать активный отдых детей в каникулярный период с целью приобретения детьми опыта научно-исследовательской деятельности посредством проведения полевой практики.

Перед организаторами стояла задача реализовать программу практики в условиях ограничительных мероприятий.

В качестве места проведения практики был выбран дачный участок в одной из деревень под городом Рузой в экологически чистом районе Подмосковья (110 км от Москвы). Участок находится на краю деревни. Вблизи дачи начинается опушка леса. По этому лесу и окрестностям силами педагогов были проложены экологические маршруты с таким расчетом, чтобы продемонстрировать учащимся разнообразие биоценозов.

Задачи полевой практики:

– обучение приемам и методам практической экологии, исследовательской деятельности в природе;

– развитие коммуникативных навыков в детском коллективе в полевых условиях;

– развитие практических навыков полевых и краеведческих исследований, проектной деятельности;

– проведение учебно-экскурсионных маршрутов.

На участке был разбит палаточный лагерь. В палатках проживали по два человека. Все мероприятия, в том числе прием пищи, проходили на открытом воздухе. Это позволило решить вопросы соблюдения социальной дистанции во время общения в коллективе.

Заблаговременно был разработан план всех основных мероприятий. Точное соблюдение тайминга и организованные действия всех участников дали возможность в короткие сроки провести насыщенную программу и выполнить все поставленные задачи.

Для осуществления исследовательских работ участники экспедиции образовали несколько рабочих групп, которые ежедневно выходили из базового лагеря в радиальные маршруты.

Было проведено три целевые экскурсии: краеведческая – «Село Комлево – река Руза», экологические – «Лес – болото – поле», «Лес – просека – торфяник».

Учащиеся выполняли индивидуальные и групповые задания, проводили камеральную обработку собранных материалов.

В естественных природных условиях различных типов растительности (лес, луг, болото) на конкретном живом материале учащиеся получили наглядное представление о видовом разнообразии растений, убедились в сложнейших взаимосвязях различных компонентов природной среды и способах адаптации растений к неблагоприятным условиям существования.

Отчет о проделанной работе ребята представили на заключительной конференции. Материалы, собранные за время летней практики, в дальнейшем могут быть использованы учащимися для выполнения докладов, курсовых, рефератов, сообщений, проектов.

Таким образом, на практике образовательный компонент реализовывался во время экскурсий, непосредственных занятий, бесед на природе, в проведении элементарных экологических полевых исследований. Воспитательный компонент включал в себя проведение совместных дел по благоустройству полевого лагеря, командных игр, развлекательных мероприятий.

Летние полевые практики способствуют активному усвоению и закреплению знания теоретического курса биологии и экологии. Во время практической и исследовательской работы на природе существенно обогащаются возможности выбора направлений деятельности школьника, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.

Профильная летняя практика 2021 года – это наш уДачный опыт!

Валентина АХАЛАДЗЕ, учитель химии пушкинской школы №1500;

Анна КАСПАРИНСКАЯ, учитель биологии пушкинской школы №1500;

Феликс КАСПАРИНСКИЙ, учитель естествознания пушкинской школы №1500

 

Комментарии

Даша Ф.:

– В первых числах июня была организована поездка на дачу А.Ю.Одной из целей данной экспедиции было выполнение различных практических работ: определить, используя справочную литературу, видовую принадлежность найденных растений, мхов, папоротников, лишайников и микроорганизмов из близлежащих водоемов, а также представить результаты своей работы. Я определила 23 растения. Другой целью было приобрести опыт лагерной жизни: научиться ставить палатку, помогать в приготовлении пищи, мыть посуду. Данная поездка оставила у меня сильное положительное впечатление. Понравились учебная часть, бытовая часть (увлекла работа на кухне), понравилось проводить время со всеми участниками экспедиции (жить бок о бок, работать, играть в мафию).

Лера К.:

– Летняя практика подарила мне много впечатлений и новых знаний. Мы поработали с материалами, собранными своими руками. Выходили в лес, видели множество растений и животных. Я считаю, что практика прошла с пользой для каждого из нас. Ведь в школе не всегда есть возможность увидеть или потрогать какие-либо экземпляры. Я, например, нашла целую полянку с купальницей европейской. Это удивило даже наших учителей, ведь это растение внесено в Красную книгу! А прогулка по болоту была в моей жизни впервые, и я могу сказать, что то, что рассказывали на месте, запомнится мне надолго.

Карина Ю.:

– Во время практики я стала наблюдательнее. Теперь я всегда замечаю знакомые растения, когда гуляю в парках. Я больше не боюсь жуков так сильно, как раньше. Теперь я знаю, что многие из них безобидны.

Никита М.:

– На практике 10БХ летом 2021 года я научился многому, в том числе видеть предмет исследования даже в мельчайших вещах. Понял, как правильно себя организовать в исследовательской группе, сосредотачиваться на мелких, но довольно важных вещах. Также практика помимо ценных знаний помогла нашему классу сплотиться. Надеюсь, что следующие поколения смогут почувствовать и побывать в такой обстановке, где царят знания и дружба.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте