Серия «Мастер-класс» – это серия издательства «Дрофа», объединяющая пособия по каждому предмету. «Мастер-класс» – это оригинальные методики и нестандартные уроки, эффективные формы и способы обучения, качественная оценка знаний, умений и навыков учеников, формирование у школьников умения работать в команде, практика проведения дискуссий и обсуждений, обучение поиску самостоятельного решения, внимание к личности ребенка и, безусловно, профессиональный успех. Серия «Мастер-класс» – это не просто пособия для учителя. Каждая – результат многолетней практики талантливого творческого и влюбленного в свое дело преподавателя. Пособие «Уроки химии по интегральной технологии» 8 класс, выпущенное в этой серии в 2007 году, адресовано в первую очередь учителям химии, работающим по программе Олега Габриеляна. Авторы книги учителя-методисты из Калуги – Тамара Толкачева, Лидия Лазыкина, Зоя Левитина и Лариса Биба.
1. Беседа следующего содержания: 1) история создания бассейна, значение, штаты, ведущие профессии, 2) основные объекты экскурсии: плавательный бассейн (длина 25 м, ширина 12 м, максимальная глубина 4 м, вместимость 1000 м3), хлораторная, лаборатория; 3) перспективы развития бассейна.
Цель – расширение знаний учащихся о применении хлора, закрепление знаний о его свойствах, ознакомление учащихся с технологией хлорирования воды, методами ее анализа, ознакомление школьников с профессией «лаборант-хлораторщик» с целью предпрофильной подготовки, развитие умения вести краткие записи по ходу объяснения экскурсовода, собирать данные для выполнения индивидуальных заданий.
Подготовка учителя
1. Предварительное посещение объекта.
2. Составление плана проведения экскурсии.
3. Разработка содержания объяснений учителя и экскурсовода.
4. Вопросы и задания для учащихся.
Подготовка учащихся
1. Повторение знаний о физических и химических свойствах хлора (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, окислительные свойства хлора и хлорноватистой кислоты), физиологическое действие, применение его на основе химических свойств.
2. Знакомство с целью и планом экскурсии.
3. Выделение групп учащихся, выдача заданий для выполнения в ходе экскурсии:
а) составить отчет об экскурсии по плану;
общие сведения о бассейне;
производственные связи;
характеристика физических свойств воды в бассейне;
процесс хлорирования: химическая сущность, составные части хлоратора, техника безопасности, допустимые нормы хлора в воде бассейна (ночью, днем), устранение избыточного хлора;
методы анализа воды на содержание хлора;
перечень знаний, умений и должностных обязанностей лаборанта-хлораторщика, условия работы;
перспективы развития бассейна;
б) решить задачу: какой объем газообразного хлора (н.у.) необходим для обеззараживания воды в посещенном бассейне (объем узнать в ходе экскурсии), если содержание хлора в воде должно быть 0,55 мг/л?
4. Обсуждение требований к поведению учащихся во время экскурсии.
Учащиеся записывают план отчета, индивидуальные задания, заранее вычерчивают форму таблицы «Перечень знаний, умений и должностных обязанностей лаборанта-хлораторщика». (См. таблицу.)
Ход экскурсии
1. Беседа следующего содержания: 1) история создания бассейна, значение, штаты, ведущие профессии, производственные связи; 2) основные объекты экскурсии: плавательный бассейн (длина 25 м, ширина 12 м, максимальная глубина 4 м, вместимость 1000 м3), хлораторная, лаборатория; 3) перспективы развития бассейна.
Учащиеся ведут краткие записи, тщательно записывают цифровые показатели и данные о бассейне, производственных связях, задают вопросы.
2. Посещение плавательного бассейна. Учащиеся видят чистую воду. Характеризуют физические свойства воды. Осознают важность водных процедур для здоровья человека, что является вкладом в гигиеническое воспитание школьников.
3. Знакомство с хлораторной: оборудование, процесс хлорирования воды, наблюдение за работой хлораторщика. Учащиеся видят баллоны с хлором, противогаз – средство индивидуальной защиты работающего при утечке хлора, наблюдают образование и цвет хлорной воды.
4. Наблюдение за работой лаборанта, знакомство с оборудованием для анализа воды на содержание в ней хлора. Учащиеся узнают, что в лаборатории проводится анализ воды через каждые два часа.
В воде бассейна допускается содержание хлора 1 мг/л (ночью) и 0,3-0,5 мг/л (днем). Если содержание хлора больше 0,6 мг/л, то избыточный хлор устраняют добавлением в воду тиосульфата натрия. Лаборант показывает, как делается расчет массы тиосульфата, необходимого для устранения избыточного хлора, если объем воды 1000 м3, а концентрация избыточного хлора 0,1 мг/л.
5. Подведение итогов. Сразу после осмотра бассейна учащиеся получают ответы на возникшие у них вопросы, отвечают на вопросы учителя.
Каждый ученик решает задачу, предложенную ранее. Учащиеся оформляют альбом или буклет с фотографиями, отдельные группы школьников готовят материал по объекту экскурсии в соответствии с индивидуальными заданиями.
Опыт проведения экскурсий показывает, что не следует характеризовать профессии с точки зрения достоинств и недостатков. Ведь все профессии хороши. Действительно, в выполнении трудовых операций есть специфические трудности, различные затраты умственного и физического труда, различные условия; главное, чтобы профессия нравилась и чтобы человек добросовестно выполнял свою работу.
Комментарии