search
main
0

Экскурсия в лес

Одним из замечательных качеств людей является умение видеть прекрасное, слышать все: от шороха листьев до удивительно красивого пения соловья. В окружающей природе все взаимосвязано, во всем чувствуется гармония красоты. Понять эту красоту можно не сразу, необходимо каждому ребенку много работать над собой: читать о природе, вести постоянные наблюдения, воспитывать в себе добро. Хорошо, если все это войдет в привычку, в красивые и строгие правила поведения.

Работе над собой помогут весенние походы. Научить вести наблюдения, думать, делать выводы, замечать незначительные детали: капли росы на траве, позеленевшие стволы осин ранней весной, мозаику листьев на деревьях, работу насекомых, паутину паука-крестовика, причудливые формы инея на ветвях деревьев и кустарников или на стеклах в домах. От созерцания этих чудес у детей рождается внутренняя чуткость.
В походе, на экскурсии ребенку обязательно надо предложить полезную активную деятельность. Приведу ряд примеров таких предложений:
1. Понравилось растение – не срывай его, а позже собери его семена и самостоятельно добейся успеха, выращивая такое же растение.
2. Решил сделать коллекцию листьев, различные поделки, макеты, цветочную композицию из засушенных листьев – собирай материал в ограниченном количестве, сохраняй его, используй разумно и экономично.
3. Заметил поляны, заросшие одуванчиками, подумай: “Они выросли на затоптанной земле, значит, обойти надо этот участок. Позже здесь будут расти и другие растения, им нужен воздух и в почве”.
4. Шагая по тропе, заметил дорожку муравьев – перешагни, не дави их, ведь они полезны.
5. Увидел крошечного зверька – землеройку (тем более бурозубку, которая весит не более 10 граммов, а выискивает и съедает за год в лесной подстилке около 350 килограммов вредных насекомых) – сохрани ему жизнь.
6. Собери живые ветки тополя, ивы, вяза мелколистного, поставь их в сосуд с водой. В теплой комнате они дадут корни, посаженные затем в землю будут расти и очищать воздух, необходимый всем живым организмам. Это доброе дело окажет помощь сохранению традиции: если хочешь оставить о себе добрую память на земле – посади дерево.
7. Не пугайся пчелы, которая села тебе на руку, она не укусит тебя и скоро улетит.
8. Если встретился с лосем, не убегай (он все равно может догнать), не кричи, а уверенным шагом уходи в противоположную от его пути сторону.
9. Нельзя уносить слетков-птиц и маленьких животных из леса. Они будут найдены родителями и выживут, а у тебя погибнут.
10. Медуницу, гусиный лук или мать-и-мачеху можно посадить в горшочек и подержать дома как сувенир от Весны, но позже снова вернуть в лес, они же медоносы.
11. Нельзя оставлять мусор в лесу.
12. Нельзя шуметь в лесу, там очень много постоянных жителей, а мы – гости.
13. С запрета на разведение костра нужно было начинать, но я полагаю, теперь это условие очевидно.
Подобных советов много. Но все-таки нарушения частенько приходится наблюдать: порезы и надписи на стволах живых деревьев, веточки брусники и черники с зелеными ягодками валяются на дорожках, а ведь нужны годы, чтобы отросли эти веточки полукустарников.
Велико разнообразие растений и животных на нашей планете, и мы обязаны помнить о великой роли каждого представителя природы и помогать ему, знать о нем и любить его.
Прогулки радуют весной:
“Не откажи, пойдем со мной”
Светлы и влажны вечера,
Теплей сегодня, чем вчера.

На чистом небе звезды блещут
И будто в радости трепещут.
Средь них и месяц молодой
Сияет гордою красой.

А ранним утром на заре
Весенних радостей вдвойне!
Поют скворцы, кричат грачи
И солнце радуют лучи.

Стволы осин заметно зеленеют,
А почки вырастают и буреют.
Пройдет еще денек-другой,
И лес оденется листвой.

Засвищут снова соловьи
И заблестят глаза твои.
Ты говоришь: “Пришла весна,
Теперь уж будет не до сна”.
Мы будем вместе с ней трудиться,
Чтоб финиша прекрасного добиться.

Нужно продолжать подкормки в период гнездования птиц, рассказывая о больших трудностях в постройке гнезд, выхаживании малышей.
Вторым большим делом становится защита наших весенних первоцветов – медуницы, калужницы, ландыша, майников, ветреницы, ятрышников, любви двулистной. Нельзя срывать эти цветы и даже покупать их, чтобы не поощрять нарушителей.
Проявление заботы и принятие мудрого решения должно быть всюду. Например, выходите на лесную поляну и видите пенек, он был когда-то высоким красивым деревом. Является ли он рассадником насекомых-вредителей, источником заболеваний деревьев? Надо ли его срочно спилить и пустить на дрова? Нет, мы обязаны изучить его, провести ряд наблюдений. В нем можем увидеть большое число обитателей: из крупных отверстий могут выползать жуки-усачи, пчелы-листорезы, из отверстий поменьше – осы. В земле около пенька живут муравьи и жужелицы. Каждый пенек – экосистема, и нарушать бездушно ее нельзя. Всего век назад 75% суши было покрыто лесами, а теперь, увы, менее 28%. Человечество может прийти к “лесному кризису”. Некоторые страны уже начали лесопосадки.
У нас лесов пока много, но расточительно к ним относиться нельзя.
Как дополнение и для поддержки интереса к изучению природы рекомендую для малышей в походе все подчинить одной теме, например: “Путешествие во владения лесного царя Берендея”, “Лесная гостиная”, “Зеленая аптека”, “Соловушка”. Можно провести конкурс рисунков “Радуга”, “Ты и природа”, “Тропинки, тайны, голоса”. Экскурсии в весенний лес становятся для учеников начальных классов увлекательными, если объяснения сочетать с загадками.

Тамара ВАСИЛЬЕВА,
школа N 969

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте