Пешеходные экскурсии – важнейшая часть культурной программы, разработанной для детей, отдыхающих в лагере. Объясняется это и географическим положением, и значением активного отдыха в структуре общей программы городского лагеря. Знакомство с достопримечательностями родного края, с его природой развивало у детей любознательность, давало знания об истории “малой родины”, побуждало к самостоятельному поиску новых сведений об истории своей земли, поднимало уровень экологической культуры. Программа была составлена с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей детей, их здоровья и интересов.
Самым младшим была предложена прогулка “Чудеса на лесной тропинке”. Цель – дать определенный объем знаний об окружающем лагерь лесе в форме непринужденной и дружеской беседы экскурсовода, воспитателей и детей. Общение между всеми участниками прогулки строилось так, чтобы дети активно и охотно делились своими наблюдениями. В прогулку как непременный элемент вносились игровые ситуации. В частности, для игры использовались куклы, изображающие лешего, элементы театрализации, розыгрыша, шуточного общения, игры в горелки. Наиболее успешно все проходило, когда воспитатели подыгрывали экскурсоводу и дети самостоятельно включались в игру.
Экскурсия “История реки Сходни” проводилась с детьми более старшего возраста и преследовала цель – познакомиться с историей реки с древнейших времен, когда она была судоходна, до наших дней. Экскурсия проходила около озера Школьного. На его живописном обрывистом берегу ребята находили окаменелости, предметы прошлых культур. У многих детей поиск окаменелостей переходил в увлечение историей камней, археологией в целом. Так, несколько человек из третьего отряда второй год участвуют в этой экскурсии. Один из постоянных участников принес окаменелость, найденную в прошлом году, чтобы показать ее и рассказать о ней детям. Экскурсия стала толчком к расширению мира увлечений ребенка, его общих знаний, особенно в области археологии и истории.
История Никольского и Филаретовского храмов стала целью экскурсии для старших ребят (первого и второго отрядов). Знакомство с историей этих храмов, их архитектурными особенностями, художественной спецификой икон, с элементарными понятиями, используемыми в православной церкви, необходимо каждому культурному человеку. Дети эти знания получают при осмотре храмов и обсуждении их историко-архитектурных и художественных особенностей.
Посещение историко-краеведческого музея было организовано для детей из пятого отряда (УВК). Дети с ограниченными возможностями с большим интересом познакомились с экспонатами этого музея в его историческом и военном залах (с помощью сурдопереводчика). На протяжении всего времени экскурсии любознательность детей этого отряда не угасала, а их работоспособность, активность были не ниже, чем у здоровых детей.
Наглядность – одно из основных требований музея. Она дает возможность детям переходить от зрительного восприятия конкретного предмета к обобщениям, понятиям, характеризующим окружающий их мир в целом.
Форма краеведческих пешеходных экскурсий с детьми городского лагеря, используемая в его культурной программе третий год подряд, – одна из результативных форм работы с детьми разных групп. Дозированный объем информации, диалоговая, игровая формы общения помогают детям интересно, познавательно проводить отдых, развиваться социально, эмоционально, эстетически. Пешеходная экскурсия позволяет нестандартно строить общение с детьми, передавать им новые знания и прививать любовь к родным местам.
Всего было проведено 6 экскурсий, значительно повысивших уровень общей культуры всех участников.
Использованы материалы книги “Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей”.
Комментарии