Как учитель музыки, работающий в московской школе, я начала задаваться вопросом: а какую музыку слушают современные дети? Меня всегда интересовал вопрос выбора музыкальных произведений подростками, причина выбора и становления их вкуса. Поэтому еженедельно на каждом уроке я выделяла пять минут на прослушивание современной музыки. Дети записывали на бумагу название композиции, прослушанной за неделю, складывали в коробочку, а далее по плану вытягивали один вариант из написанного и слушали всем классом. Условие было лишь одно: обучающийся, чья музыка выпала, должен был рассказать о ней, об авторе и стиле музыкального произведения.
Буквально 3-5 минут от урока, а по итогу получаешь доверие, принятие и близкое знакомство с классом, понимание, чем дети дышат, на какой они волне. А это помогает взаимодействию с детьми на пути к общему успеху.
Педагог имеет колоссальную силу влияния. И здесь выбирает каждый сам, кем он хочет быть для ребенка – лидером или неприкосновенным взрослым.
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Очень важное и значимое событие для всего образовательного сектора. За этот год по всей стране было проведено большое количество семинаров, форумов, тренингов, конкурсов и фестивалей. Тема значимости педагогов и наставников поднята в обществе как среди деятелей образования, так и всех жителей России.
И мимо меня как действующего сотрудника школы эта тема не прошла. Педагог и/или наставник? Сила влияния или собственный пример? Только учить или вести за собой? Кто я и какова моя задача в роли учителя музыки? Каким образом возможна реализация наставничества в рамках моего предмета?
Для ответов на все вышеперечисленные вопросы мне как музыканту необходимо было понять, как строится современная музыкальная индустрия.
Как обычно слушают музыку? Как выбирают? Где знакомятся с новыми композициями? Поколение, читающее эту газету, ответит: свой плейлист, радио, подборка стриминговых приложений. То есть вы осознанно понимаете, какой жанр музыки вы слышите, слушаете, о чем песня, откуда мелодия. В вас есть потребность сохранить музыку, если она вам понравилась. Ознакомиться с другими работами композитора, например. Мне кажется, что подрастающее поколение (8-16 лет) слушает музыку совсем иначе!
Мы живем в такое время, когда имеем свободный доступ к музыкальному самовыражению. То есть благодаря интернет-пространству можно найти любую музыку или загрузить туда свои сочинения. И для этого не нужны никакие официальные подтверждения авторства. Сочинил как умеешь, загрузил в пару кликов, и уже любой человек на планете может ее прослушать.
Нет никаких рамок и ограничений, нет оценки качества. Обилие звуков, видеоматериалов окружает повсюду. Тренд правит миром. Тренд правит мозгом, мировоззрением и понятиями маленького человека, что хорошо, а что плохо. И если взрослый способен перелистнуть либо выключить гаджет, то ребенку это дается намного сложнее. В этом возрасте он как слайм, растекается по всему, куда его поведут.
Так было всегда. Еще в 2009 году я проводила опрос среди учеников 5-8‑х классов (10-14 лет), где были выявлены причины выбора музыки подростками. Большинство на тот момент ответили: «Слушаю, потому что это все слушают»; «Друг предложил»; «Всем нравится, и мне нравится»; «Это популярно».
Вот именно в такой момент потерянности в разнообразии музыкального мира необходима протянутая рука наставника. Как человеку, который только познает себя, не уйти в тяжелые и ломающие сознание музыкальные направления?
То, что музыка оказывает влияние на мозг и подсознание человека, – давно известный факт. Ученые доказали, что она обладает терапевтическими и лечебными свойствами. Но, как и с любым лекарством, важно знать, что можно слушать, а что нет, как та или иная музыка повлияет на организм и психику человека. Музыка окружает нас повсюду, и нести ответственность за выбор того, что ты слышишь и слушаешь, необходимо самому.
Хоть и кажется, что разнообразие и свобода дают нам право выбора, этот выбор маленькому человеку дается совсем непросто. Здесь я для себя приняла решение: учить детей выбирать, искать новое, знакомиться с направлениями и стилями. Не поверхностно, а погружаться целиком. Стать педагогом-лидером, быть открытой новому, вести за собой и сопровождать их первые самостоятельные шаги в интересном и многообразном музыкальном мире.
Мы с детьми на одной волне. Я принимаю их музыку, они мне доверяют, и дальше мы плывем в этом океане вместе. Вместе безопасно и интересно.
Сурия МАМЕДОВА, учитель музыки школы №556
Комментарии