Многие считают систему образования «нетравмоопасной» отраслью. Статистика свидетельствует, что это далеко не так. Ежегодно в образовательных учреждениях получают травмы почти четыре тысячи человек, около 100 из них погибают.
Кто виноват и сколько стоит?
Учебно-воспитательный процесс можно считать особым видом производственной деятельности, а несчастный случай, произошедший во время этого процесса, – несчастным случаем на производстве.
В таком случае в силу вступают Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ, согласно которым работодатель (в данном случае руководитель образовательного учреждения) должен обеспечить расследование и учет несчастных случаев.
Расследование несчастного случая является одной из форм правовой, социальной защиты интересов работников. Почему это так важно? В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, правильно проведенная процедура расследования позволяет работнику возместить нанесенный жизни и здоровью вред, как материальный, так и моральный, и в дальнейшем потратить эти средства на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Кроме того, своевременное и качественное расследование обстоятельств и причин каждого конкретного несчастного случая позволит принять меры превентивного характера, чтобы исключить в дальнейшем опасность травмирования работников в аудиториях, классах, кабинетах, лабораториях, мастерских, спортивных залах. Если же расследование проведено поверхностно, настоящие причины несчастного случая не выявлены, то и профилактические мероприятия будут выбраны неверно, а потенциальная опасность травмирования работников, в том числе и с более тяжелыми последствиями, останется.
Меньше трех не собираться
Основные задачи, которые должны быть решены в ходе расследования:
– определение истинных причин происшедшего и разработка исчерпывающих мер по предупреждению несчастных случаев;
– установление должностных и иных лиц, ответственных за нарушения, которые фактически привели к несчастному случаю, для того, чтобы привлечь их к ответственности.
Решая эти две основные задачи, необходимо руководствоваться требованиями статей 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 (в дальнейшем – Положение).
Для расследования несчастного случая, в результате которого пострадавший получил повреждение, не относящееся к категории групповых, тяжелых и со смертельным исходом, работодатель (руководитель образовательного учреждения) обязан незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек. Количество членов комиссии обязательно должно быть нечетным. А ее состав должен строго отвечать требованиям Положения. В противном случае решения комиссии будут признаны юридически недействительными и подлежащими отмене.
В состав комиссии должны включаться:
– специалист по охране труда образовательного учреждения или лицо, официально ответственное за организацию работы по охране труда (например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, старший мастер в училище, заведующий кабинетом физики или химии);
– представители работодателя (руководителя образовательного учреждения) (например, заместитель директора по учебно-воспитательной работе или другое должностное лицо);
– представители профсоюзного органа (например, председатель профкома или его заместитель);
– уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета.
Комиссию возглавляет руководитель учреждения или его полномочный представитель. Состав комиссии утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Руководитель структурного подразделения, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай (в хозяйственной службе, классе, мастерской, спортивном зале и т.д.), в состав комиссии не включается.
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве должно длиться не более трех календарных дней. Этот срок может быть продлен решением председателя комиссии, но не более чем на 15 дней.
Расследование групповых и тяжелых несчастных случаев, произошедших в образовательном учреждении, а также несчастных случаев со смертельным исходом проводится комиссиями, состав которых формируется в соответствии с требованиями статьи 229 Трудового кодекса РФ и раздела II Положения. В частности, в состав комиссии дополнительно должны включаться должностные лица соответствующего органа федеральной инспекции труда, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, а также представители территориального объединения организаций профсоюзов. В этом случае работодатель (руководитель образовательного учреждения) формирует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.
Все по порядку
Само расследование проходит в строго определенном порядке. Ниже дано подробное описание обязательных этапов.
Шаг первый
На начальном этапе расследования следует квалифицировать несчастный случай – установить, подпадает ли он под действие пунктов 2 и 3 Положения. То есть определить фактический круг лиц, на которых распространяется Положение, и обстоятельства, при которых несчастные случаи с ними расцениваются как производственные.
Несчастный случай относят к категории производственных при наличии основных и дополнительных определяющих признаков.
Основные – выполнение работником своих трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом) и должностными обязанностями по охране труда.
Дополнительные – территория организации или место выполнения работы (задания), время и особые обстоятельства происшествия.
Иные обстоятельства, включая нарушение пострадавшим требований, правил и норм охраны труда, степень ответственности работодателя, отсутствие опасных и вредных производственных факторов, следует считать несущественными и, решая вопрос о квалификации несчастного случая, их не нужно принимать во внимание.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, позволяющих квалифицировать несчастный случай как непроизводственный, изложен в п.16 Положения. Он ограничен и расширенному толкованию не подлежит.
Несчастный случай квалифицируется как производственный, если он произошел с работником образовательного учреждения при следующих обстоятельствах:
– при выполнении трудовых обязанностей на своем рабочем месте или во время командировки, а также при совершении каких-либо действий в интересах учреждения, в том числе по собственной инициативе;
– в пути следования на работу или с работы на транспорте, предоставленном учреждением, или на личном транспорте при наличии оформленного договора с руководителем учреждения о его использовании для этих целей – в таком случае транспорт является частью территории образовательного учреждения;
– на территории учреждения или в ином месте, где работник должен выполнять свои трудовые обязанности по заданию администрации;
– в течение рабочего времени, а также времени, отведенного для того, чтобы привести в порядок средства и предметы труда, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты;
– во время проведения общественных работ (субботника);
– в рабочее время, если работник следует между объектами обслуживания;
– при выполнении работ в выходные и праздничные дни, во время сверхурочной работы при наличии соответствующих приказов, распоряжений руководителя;
– во время установленных перерывов (технологических, отдыха и т.д.);
– во время выполнения работ на условиях совместительства;
– если работник учреждения привлечен в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии, террористического акта и других чрезвычайных происшествий.
Несчастный случай, произошедший с работником учреждения, производившим работы на территории другой организации, расследуется и учитывается организацией, производившей эти работы. Несчастный случай, произошедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа (исполнение обязанностей по совместительству).
Для расследования несчастного случая, произошедшего в результате аварии транспортного средства, комиссия обязательно использует материалы государственных органов надзора и контроля (ГИБДД-ГАИ и др).
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено руководителю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица (родителей, родственников) в течение месяца. Это возможно в том случае, если у пострадавшего не было возможности сообщить о травме руководителю или он первое время не ощущал болей и мог трудиться.
Шаг второй
О каждом несчастном случае, произошедшем на производстве (во время образовательного процесса), пострадавший или очевидец извещает непосредственного руководителя работ (учителя, преподавателя, воспитателя), который обязан:
– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
– сообщить руководителю или лицу, им уполномоченному, о произошедшем несчастном случае (заместителю руководителя по учебной работе, старшему мастеру и т.д.);
– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других;
– сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку такой, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не приведет к аварии). Если это невозможно, постараться ее зафиксировать (сделать схемы, фотографии и т.п.).
Шаг третий
Местом происшествия в образовательном учреждении может быть помещение (класс, мастерская, лаборатория, подвал), коридор, лестницы, спортивная площадка, приусадебный участок, место проведения мероприятия и т.д.
Для качественного расследовании несчастного случая по требованию комиссии руководитель образовательного учреждения обязан предоставить:
– возможность выполнить технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, другую экспертную работу;
– транспорт, служебное помещение, средства связи, специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты, необходимые для проведения расследования;
– необходимую для расследования информацию или документы по охране труда;
– возможность осмотреть место происшествия и опросить пострадавшего, очевидцев несчастного случая и непосредственного руководителя работ (занятий).
Осмотр места происшествия проводится после ликвидации воздействия опасных факторов (обесточивания электрических сетей, закрепления конструкции здания, остановки работы оборудования и т.д.). По результатам оформляется Протокол осмотра (См. Приложение 2).
Шаг четвертый
Следующий этап расследования – опрос пострадавшего и очевидцев происшествия.
Опрос проводится для того, чтобы выяснить, в каком состоянии находилось оборудование (средства обучения, воспитания), как располагались окружающие и пострадавший, как был организован процесс работы, обучения, воспитания, использовались ли средства индивидуальной защиты. Показания каждого участника события заносятся в Протокол опроса (См. Приложение 3).
По результатам осмотра места происшествия, опроса очевидцев, объяснений руководителя работ (учителя, мастера), данных лабораторных исследований и других материалов комиссия квалифицирует несчастный случай как производственный или не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, законодательных и нормативных правовых актов, а также меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Расследованию подлежат также несчастные случаи, произошедшие на производстве, но не квалифицируемые как связанные с производством. К ним относятся:
смерть вследствие общего заболевания или самоубийства работника, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
– повреждение здоровья либо смерть при совершении пострадавшим поступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния (при хищении материалов или других материальных ценностей, при перевозке ворованного груза и т.д.);
– происшествия во время спортивных игр на территории учреждения, если эти игры не являются плановым мероприятием учреждения.
Комиссия формируется так же, как и при расследовании тяжелых несчастных случаев. По результатам расследования оформляется акт произвольной формы.
Страховка – обязательно
Все работники образовательных учреждений подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Если с застрахованным произошел несчастный случай на производстве, руководитель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя). Представителю страховщика (органа фонда) предоставлено право участвовать в расследовании страховых случаев.
Если при расследовании комиссия установила, что грубая неосторожность работника способствовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах с учетом заключения профсоюзного комитета или иного представительного органа, уполномоченного пострадавшим.
Тысяча и одна бумага
Если несчастный случай на производстве привел к смерти работника, потере трудоспособности на срок не менее одного рабочего дня или вызвал необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу (на один и более рабочих дней), оформляется акт по форме Н-1 в двух экземплярах (См. Приложение 1).
Акт заполняется на основании показаний пострадавшего, очевидцев несчастного случая, руководителей работ, по результатам осмотра места происшествия, лабораторных исследований травмирующего фактора (факторов), по результатам медицинского заключения, выданного лечебным учреждением, в котором пострадавший находится на излечении и т.д.
Акт о несчастном случае сопровождается комплектом документов, созданных по ходу расследования и его результатам. Перечень материалов по расследованию несчастных случаев:
– приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, изданный руководителем образовательного учреждения;
– планы, схемы, эскизы, фото- и киноматериалы с места происшествия;
– документы, характеризующие состояние рабочего (учебного) места, результаты предыдущей аттестации рабочего места, наличие опасных факторов;
– выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний по охране труда;
– протоколы опросов, объяснения пострадавшего (пострадавших), очевидцев несчастного случая и лиц, ответственных за организацию безопасного производственного (учебно-воспитательного) процесса;
– экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
– медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, степени алкогольного или наркотического опьянения;
– копии документов о выдаче (невыдаче) средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими Инструкциями о выдаче специальной одежды и обуви по установленным отраслевым нормам;
– выписки из предписаний государственных инспекторов по охране труда, должностных лиц территориальных органов надзора, представлений профсоюзных инспекторов об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
– другие документы, материалы на усмотрение комиссии.
Ясно, подробно, недвусмысленно
Форма акта Н-1 стандартизирована, разработана Министерством труда и социального развития и является приложением к Положению. Акт по форме Н-1 имеет обязательные реквизиты (почтовый адрес, наименование учреждения), данные о пострадавшем. Акт, заполненный комиссией, должен содержать полную и достоверную информацию о пострадавшем, о состоянии рабочего места и оборудования, о виде происшествия, обстоятельствах несчастного случая и причинах, которые привели к нему.
Пункты 6, 7, 8, 9, 10 акта по форме Н-1 требуют информации, которая поможет разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая, установить лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, выяснить степень вины пострадавшего.
В пунктах 8,9 акта Н-1 должны быть описаны причины и обстоятельства несчастного случая. Необходимо дать краткую характеристику условий труда, действий пострадавшего и других участников учебно-воспитательного процесса, изложить события, предшествовавшие несчастному случаю, указать, кто руководил работой, какими индивидуальными средствами защиты был обеспечен пострадавший.
Обстоятельства и причины несчастного случая должны быть изложены таким образом, чтобы они соответствовали показаниям пострадавшего, очевидцев несчастного случая, руководителя работ (учителя, воспитателя, мастера), результатам осмотра места происшествия и проверки документов по эксплуатации оборудования.
Описание обстоятельств и причин несчастного случая должно сопровождаться точным указанием действий того или иного участника процесса труда и времени совершения этих действий.
При этом должно быть указано, требования каких нормативных документов по охране труда были нарушены, кто их нарушил. Изложение обстоятельств и причин несчастного случая не должно иметь двойного толкования (например, пострадавший, получивший на руки утвержденный руководителем акт о несчастном случае, и руководитель должны одинаково понимать суть материала).
Выявление причины несчастного случая является главной целью расследования. Правильно установленная причина позволит разработать эффективные мероприятия.
В пункте 11 акта Н-1 указываются мероприятия по устранению причин несчастного случая, при этом располагают их в порядке важности, что позволяет сначала устранить главную причину, а затем второстепенные. Назначается ответственный за исполнение каждого мероприятия. Контроль за их выполнением осуществляется администрацией, профсоюзной организацией, где произошел несчастный случай, а также органами государственного надзора и контроля за охраной труда.
На завершающем этапе работы члены комиссии комплектуют документы расследования для оформления актов о несчастном случае по форме Н-1.
Оформленные соответствующим образом, подписанные членами комиссии и утвержденные руководителем образовательного учреждения акты являются юридическими документами, подтверждающими факт причинения вреда жизни и здоровью работника на производстве.
Встретимся в суде
В случае разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования (о причинах несчастного случая, лицах, виновных в допущенных нарушениях и т.д.), решение принимается большинством голосов. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам.
Акт о несчастном случае утверждается руководителем учреждения в течение суток после окончания расследования.
Не позднее чем через три дня после утверждения акт должен быть выдан на руки пострадавшему или его законным представителям. В случае несогласия с ходом расследования или содержанием акта пострадавший или его доверенное лицо может обратиться с заявлением в комиссию по расследованию несчастного случая, а если стороны не разрешили разногласия, апеллировать в Государственную инспекцию труда или в суд.
Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются руководителем и профсоюзным органом для принятия решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве и в учебно-воспитательном процессе.
Юрий ЩЕМЕЛЕВ, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования, и науки РФ
Комментарии