Телевидение прочно вошло в нашу жизнь. Но у всякого явления есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, ТВ – это высокая степень информативности, новизна, эмоциональность, доступность. С другой – телевидение не способствует активной мыслительной деятельности ребенка, приучает воспринимать информацию без собственных творческих усилий. Наши же дети растут у “голубого” экрана. С первых лет жизни это занятие для них такое же необходимое, естественное, каким бывает для маленького ребенка гулять или играть. Раз это так, то надо включить телевидение в процесс обучения, воспитания и развития учащихся, превратить его в союзника. Так, в школе N 10 несколько лет назад (25 декабря 1994 года) состоялся первый выпуск “Школьных вестей”.
Что же такое “Школьные вести”?
Во-первых, это ежемесячный видеожурнал, во-вторых, это разновозрастная группа учеников, в-третьих, это одна из форм кружковой работы, в-четвертых, это такой вид творческой деятельности, где воспитание и обучение слито воедино в нетрадиционной для школы форме.
Поскольку наш поселок невелик, то есть проблема занятости детей во внеурочное время. Поэтому “Школьные вести” – это еще один из центров занятости, где ребята смогли бы реализовать себя, выразить свое “я” через творческую деятельность. Учитывалось, что престиж телевидения высок, а это по сути дела и будет стимулом деятельности: для ребенка важно, чтобы его заметили, о нем заговорили.
Какие же цели стоят перед “Школьными вестями”?
Во-первых, развитие коммуникабельности, что является основой любой деятельности человека в современном мире. Подросток в общении, которое является для него ведущей деятельностью, формируется как личность: осознает и осмысливает свою индивидуальность, устанавливает необходимые ему связи с миром. Во-вторых, расширение коммуникативных возможностей формирующей личности. Эти цели напрямую связаны с тем, что мы живем в небольшом поселке, поэтому у сельского школьника круг общения уже, а связей с окружающим миром значительно меньше, чем у его сверстника из города. В-третьих, целевыми установками являются обеспечение языкового развития, расширение кругозора, раскрытие и развитие индивидуальных наклонностей.
Как организована деятельность в творческой группе?
В постоянной группе 10-12 человек, но есть и внештатные корреспонденты. Работа ведется в парах или индивидуально, для осуществления и разработки спецпроекта формируется подвижная инициативная группа. Все эти образования временны, а для участников такая форма организации важна, потому что в “ситуации свободного выбора” каждый реально может принять решение, что необходимо для формирования социального опыта детей. Эта ситуация не только в выборе партнера, но и в выборе сферы деятельности: освещение спортивных событий в школе или репортаж о жизни класса, страницы календаря или “Будни школы”, т.е. информационный блок.
У каждой программы есть редактор выпуска, кто-нибудь из участников предлагает свою кандидатуру (так чаще всего и бывает), или исходит предложение от ребят, иногда от меня.
В каком направлении шла работа в “Школьных вестях”?
“Школьные вести” задумывались как информационная программа на блочно-модульном принципе построения. В основе любого выпуска лежит информационный блок, интересное, примечательное из жизни школы в течение месяца. К нему могли дополнить или “Страницу календаря”, или “Спортивную жизнь”, или “В гостях у класса”, или рубрику “Для вас, девочки!”, или “Мы – актеры” (специально ставили и снимали сценки).Но “Вести” не остались застывшей структурой. “Ситуация свободного выбора”, поиска привела к появлению музыкально-развлекательной передачи “Довико”, рубрика “Для вас, девочки!” выросла в познавательно-развлекательную программу, которая выходила в течение двух лет. Были и спецвыпуски, посвященные ветеранам труда, где рассказывали о юбилярах, их трудовой деятельности.
Программа “Довико” существовала целый год. По опросам телезрителей, ее любили смотреть все, особенно мальчишки.
В выпуске была популярная музыка, но главное – составляли конкурсы, сценки, антиреклама; разрабатывались и осуществлялись проекты первоапрельских шуток. Самой популярной оказалась операция “Гуманитарная помощь”, даже появился персонаж Кондрат Николаевич, говоривший о наболевшем, а это были не только проблемы школы, но и страны. Делалось это весело, непринужденно, пародировались знакомые экранные образы. Кстати, этот персонаж родился спонтанно, когда съемка никак не удавалась. Наблюдая за одним из репетирующих, решили попробовать создать “пародийный образ”, названный тут же Кондратом Николаевичем по предложению актера.
Материал для программы “Для вас, девочки!”
Сначала отбирался по принципу “любопытный факт”. Но по мере накопления опыта ведущие стали готовить тематические выпуски, например “Городская и сельская девчонка”, “Школьная форма. Какой ей быть?”, “Наши увлечения” (хобби девчонок) и т.д. Подача материала была разнообразной: сообщение, заметка, беседа друг с другом, интервью. Только за один год в их программе снялись 58 учеников, среди которых были и мальчики, и юноши.
Заслуживает внимания рубрика “В гостях у класса”. Это своеобразная летопись истории школы. В выпусках “Вестей” регулярно рассказывали о жизни то одного класса, то другого. Именно в этой рубрике с позиций информаторов и комментаторов перешли к интервьюированию. Это было необычайно трудно для ведущих, ведь внимание должно быть сосредоточено на нескольких объектах: я и мой вопрос, дети и их ответ.
Какова же роль руководителя? В основу деятельности был положен принцип сотрудничества, т.е. я выступаю в роли советника, консультанта, соавтора. Порой приходилось выполнять роль третейского судьи, когда решается какой-либо спорный вопрос. Но бывают и такие ситуации, когда в этой роли выступает кто-нибудь из творческой группы, а я оказываюсь в позиции человека, ждущего вердикта. Меня это радует, значит, мы не просто партнеры, мы союзники, создающие программу “Вести”. С самого начала в работе используется косвенная форма педагогических требований, т.е. намек, просьба, совет, объяснение, тем самым создается положительный эмоциональный фон. Это одно из условий преодоления трудностей.
Какие же виды и способы деятельности прослеживаются в “Вестях”?
Во-первых, большое внимание уделялось работе с литературой, газетами, журналами, словарями, справочниками, что способствовало расширению кругозора, формировало умение считывать и использовать полученную информацию, помогало развитию механической, логической памяти.
Во-вторых, шла постоянная работа над речью. Поскольку основной единицей общения является текст, то он и выступает в качестве единицы обучения. При этом надо учитывать коммуникативные намерения говорящего (рассказать, проинформировать, описать, доказать и т.д.), социальную роль партнера (одноклассник, друг, телезритель и т.п.). Работа шла по такой схеме: сбор материала – создание письменного текста (кто? или что? где? когда? как?) – редактирование письменного текста – чтение – прослушивание – повторная редакция, т.к. готовим устное выступление, а кроме понятности, точности, уместности, необходима и выразительность. Она достигается не только средствами языка, но и паралингвистическими средствами:
– визуальными: мимика, поза и движение, зрительный контакт;
– акустическими: интонация, речевые паузы;
– тактильными: расстояние между говорящим, прикосновения.
Одновременно с этим в поле внимания всегда были частноречевые умения и навыки, т.е. орфоэпические, акцентологические, грамматические нормы.
После работы над текстом начиналась репетиция выступления перед видеокамерой, но все равно самым трудным моментом оставалась съемка. Выступающий забывал не текст, хотя и здесь бывали ошибки разного плана, а манеру держаться. Приходилось снимать снова и снова, просматривали дубли и вновь снимали, но это давало свои результаты: дети становились увереннее в себе, научились справляться со своим волнением, речь становилась менее скованной. Они учились управлять своим поведением. Они стремились к самоизменению. В конце нашей совместной работы дети могли произнести перед камерой речь экспромтом.
В-третьих, можно говорить о художественном виде деятельности в рамках “Школьных вестей”, направленном на овладение эстетической культурой, на развитие эстетического мироощущения, на формирование чувства прекрасного, когда появилось стремление вносить красоту в повседневную жизнь. Организация такой деятельности предполагает эстетическое просвещение. В нашей практике использовалась рубрика “Страница календаря” о художниках и их картинах, писателях и книгах. Была подготовлена специальная передача, посвященная фольклорному празднику “Уральские посиделки”, проведенному в нашей школе. Снимался не только сам праздник, было взято интервью у гостей-школьников, у участников танцевального коллектива “Радуга” и фольклорного ансамбля ДК “Лучинушка”. Показывали новогодние праздники, выставки поделок, рисунков, которые с такой любовью готовили ученики младших классов.
Художественная самодеятельность ребят проявилась в создании внешнего облика выпуска: сами рисовали заставки, подбирали музыку, старались изменить интерьер съемочной площадки и саму площадку – то класс, то библиотека, то улица. Пробовали себя и в роли актеров, снимали сценки, которые иногда были связующим звеном выпуска.
Итогом деятельности творческой группы I выпуска стало создание обучающих программ, когда дети учат детей. Было отснято два учебных фильма. Один из них посвящен памяти А.Галича. Он дает возможность познакомить учащихся с личностью, творчеством поэта. Другой фильм, по роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, называется “О некоторых направлениях кулинарного антуража”.
Решение обратиться к обучающим программам вызвано тем, что телевидение остается самым привлекательным и доступным источником информации для сегодняшнего школьника, ведь не секрет, что его предпочитают наши дети книгам; а опросы показали: определенный процент школьников, даже после изучения произведения на уроке литературы, хотели бы посмотреть фильм. Достоинство этих программ в том, что стирается психологический барьер “учитель-ученик”, здесь они равны, от ученика к ученику идет передача знания.
Итак, группа “вестников” сохранилась почти в том же составе, в каком начинала, в течение нескольких лет, т.е. их эпизодический интерес перешел в устойчивый и перерос в склонность. От “хочу знать” они в своем развитии дошли до “хочу действовать” и узнали, как это делать. От уровня потребления (накопление знаний, осмысление навыков) они пришли к уровню творчества, т.е. их деятельность приобрела характер общественно полезной и значимой.
Хотя “Школьные вести” не ставят цели приобретения профессиональных навыков и умений, но можно говорить о профессиональной самоопределенности этих учащихся. 5 человек выбрали педагогическую деятельность, другие тоже легко адаптировались в новых условиях, они общительны и уверены в себе. На выпускных экзаменах их знания оценивались на “четыре” и “пять”. Какой бы экзамен они ни сдавали, преподаватели отмечали, что речь развита, т.е. понятна, точна, выразительна, держатся спокойно и уверенно, общение идет на деловом уровне.
Мое знакомство с будущими “вестниками” началось на уроке, где сочетание традиционных и нетрадиционных элементов урока развивало познавательный интерес, активизировало мыслительную деятельность, приучало к самостоятельности. Потом был у нас драматический кружок, но в 8-м классе возникло ощущение “топтания на месте”. Для них это был трудный подростковый период, нужно было живое дело, где они будут организовывать от начала до конца. Чужое творчество, которое все эти годы вело их, вызвало потребность создавать нечто “свое”. Так и началась работа “Школьных вестей”.
Валентина ЭЙРИЯН,
учитель русского языка и литературы
половиновской средней школы N 10
село Половинное,
МО Верхний Тагил,
Кировоградский район,
Свердловская область
Комментарии