search
main
0

Экономная экономика

Несомненно, численность учеников школы (ее «вместимость») влияет на организацию и эффективность образовательного процесса, на взаимоотношения всех его участников. Какой же должна быть эта вместимость, чтобы все ее влияния были оптимальны? Возможно, это тоже ресурс для повышения качества образования. Тема эта, как ни странно, возникала в давней беседе советских журналистов с Маргарет Тэтчер; а вот специальных исследований (или просто обсуждения) этой темы я не встречал – а искал. И тут (пользуюсь афоризмом Евгения Ямбурга) без старика Гегеля нам не обойтись.

Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область

В курсе философии на физфаке ЛГУ наш лектор Свидерский (приятно было встретить ссылки на его книги в «Фундаментальных понятиях») среди гегелевских законов диалектики особо выделял закон меры как единства количественных и качественных характеристик явления, объекта или события. Владимир Иванович говорил: «За шахматной доской должно быть двое, в танке трое; а у двадцати двух футболистов на баскетбольной площадке футбола не получится – нарушен закон меры». Про школы речи не было… Но мои школьные учителя, вспоминая нашу 203-ю школу начала 50-х годов, говорили: «Очень большая школа – две смены по 400 человек». А я пришел организатором внеклассной работы в школу, где при проектной вместимости полторы тысячи учились в одну смену 1600-1750 человек (в рекордный год – 62 класса, по 6-7 классов в параллели). Приходилось готовить и проводить десять праздников елки, потому что актовый зал вмещал всего 200 человек… Школа была построена по типовому проекту (такую же я встретил в Ярославле), и особенности проекта были неизбежно связаны с расчетной вместимостью. Поэтому по коридорам из конца в конец второго этажа насчитывалось 180 метров, причем зигзагами (пять «колен»). Гости школы – ветераны войны – единодушно отмечали: «Защищать такое здание одно удовольствие, а штурмовать – потерь не оберешься…»

Недавно «Учительская газета» рассказала о дискуссии: нужен ли для реализации четвертого направления инициативы «Наша новая школа» один идеальный типовой проект или все-таки несколько? Вообще-то сначала хорошо бы обсудить, какими должны быть эти проекты, в том числе и по вместимости. И пусть в таком обсуждении участвуют учителя, психологи, родители, а не только архитекторы-строители и управленцы-реформаторы. Вариантов наверняка окажется несколько.

Хочу отметить, что в провинциальной американской школе, с которой наш лицей взаимодействовал долгое время, тоже было 1700 учащихся, но здания три. В одном – малышня до 4-го класса, в другом – самые бурные и динамичные пятые и шестые классы, в третьем – серьезные старшие. Директор Уильям Доунс подчеркивал педагогическую целесообразность такой структуры: на каждом этапе ребенок проходит своеобразную социальную лестницу – от позиции младшего, подчиненного, всеми опекаемого до позиции старшего, руководящего и за многое ответственного. По сути, это модель карьеры в любой сфере деятельности…

Но проблема не в возможном количестве необходимых проектов, а в том, что при проектировании и строительстве школ господствует правило: «Главный критерий при оценке проекта – его экономичность». Ведь школы без водопровода, туалетов и канализации строились тоже по типовым проектам! Да и переход на кабинетную систему, по которой мы все работаем (а дети лишены нормального отдыха между уроками), был совершен первоначально не из педагогических, а из экономических соображений. Государство в очередной раз заботливо повысило требования к школьным зданиям, но потребовало оставить на прежнем уровне объем строительства и стоимость одного ученического места. Работникам образования пришлось сопровождать этот переход обещаниями небывалого технического оснащения каждого предметного кабинета. С тех пор дети и бегают из кабинета в кабинет со своими тяжеленными рюкзаками (вот он, дополнительный, третий, урок физкультуры!). А мы сопровождаем эти пробежки возвышенными разговорами о здоровьесберегающих технологиях… Если серьезно, то именно кабинетная система в школе начала отучать детей от чтения задолго до компьютерных игр, мобильных телефонов и Интернета.

Представляется очевидным: бессмертный лозунг «Экономика должна быть экономной» в применении к системе образования позитивных результатов не даст.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте