search
main
0

Экономия как бизнес

Одной из основных целей государственной политики в России является повышение энергетической эффективности экономики. Этого можно достичь, если научить граждан страны максимально рационально использовать энергетические ресурсы, показать им влияние энергосбережения на эффективность деятельности во всех сферах.

Еще в 2009 году, когда началась всероссийская кампания по повышению энергоэффективности предприятий и организаций, был принят ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно его основным положениям к 2015 году в бюджетных учреждениях России энергопотребление должно снизиться на 15% к уровню 2009 года.Однако до сих пор уровень затрат энергии в российской экономике остается на достаточно высоком уровне, что подчас усугубляется неэффективным использованием энергоресурсов. В большой степени это обусловлено нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в непрофильных учреждениях.В связи с этим Министерство образования и науки РФ в первую очередь обратило внимание на работу образовательных организаций, которые могут сыграть особую роль в реорганизации энергопотребления в России. Учреждения образования могут стать не только пилотными площадками для апробации новых технологических решений, как это было в рамках проекта «Энергоэффективный социальный сектор». Они могут не только подготавливать проекты и разрабатывать технологии, но и формировать кадровый потенциал для развития области, готовить как ученых, так и практиков в сфере энергосбережения.Сегодня в рамках одного из направлений модернизации системы высшего образования выделено 13 национальных исследовательских университетов, которые в качестве приоритетного направления развития выбрали энергоэффективность и энергосбережение. Это значит, что научный потенциал этих вузов направлен на модернизацию и технологическое развитие экономики РФ в сфере разумного использования энергоресурсов. Среди таких вузов оказались МГТУ им. Н.Э.Баумана, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, а также ряд других высших учебных заведений страны.Кроме того, на базе 26 университетов во всех федеральных округах страны Министерство образования и науки РФ сформировало систему подготовки и переподготовки специалистов вузовских центров энергосбережения и сотрудников инженерных служб образовательных учреждений по проблемам повышения энергоэффективности.Большую роль в работе с вузами в сфере энергосбережения и стимулирования их научной деятельности в этом направлении также играет бизнес. Сейчас у многих российских и даже зарубежных компаний уже есть опыт совместной проектной работы с российскими университетами. И если еще в конце 90-х годов большое количество российских вузов имело долги перед энергоснабжающими предприятиями, то теперь они, справившись со своими проблемами и перейдя в режим разумного использования энергоресурсов, могут предложить решения в этой области уже на уровне российской экономики в целом.Например, в апреле этого года компания ТНК-BP объявила о конкурсе научно-исследовательских работ для высших учебных заведений. Основной задачей конкурса было создание новых решений по энергоэффективности в нефтегазовой отрасли страны. Принять участие в состязании удалось российским вузам из Москвы, Казани, Уфы, Тюмени, Томска и Иркутска. Всего на конкурс был представлен 31 проект, из которых в начале нового учебного года ТНК-BP вместе с фондом «Сколково» выбрала три проекта-победителя и семь лауреатов.Победителями оказались работы, подготовленные научными коллективами РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. Лауреатами признаны проекты РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, Тюменского государственного нефтегазового университета, Томского политехнического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета и Московского энергетического института.Планировалось также, что совместная деятельность университетских коллективов и компании не закончится на уровне конкурса. Победители и лауреаты займутся продвижением и доработкой технологических решений уже на предприятиях ТНК-ВР.Развитие разумного энергопотребления поддерживается и стимулируется в России как на уровне государства, так и бизнеса. Самое главное, что могут сделать как ведомства, так и сами образовательные учреждения, – направить все меры на достижение не только численных результатов экономии, отражающихся в ежегодных сводках энергоаудита, а действительно выработать правильное отношение к энергопотреблению у населения страны начиная еще со школьной и университетской скамьи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте