Наверное, многих порадовало известие о том, что Генпрокуратура заинтересовалась положением дел в системе общего образования («Учительская газета» №51 от 12 декабря 2010 года). Наконец-то замечено уменьшение числа школ в стране – за два года на семь тысяч. Странно, правда, что на это не обратили внимания раньше: родители учащихся этих закрывавшихся сельских школ обращались во все возможные инстанции, чтобы спасти свои школы. Значит, наверх эти сигналы не дошли. Пока неясно, отнесено ли сокращение количества школ, которым прокуратура обеспокоена, к нарушениям закона, подлежащим устранению.
По крайней мере хотелось бы, чтобы в политике массового закрытия тысяч школ стражи закона увидели нарушение принципа доступности образования. Это о доступности. А теперь о бесплатности. Генпрокуратура осуждает «денежные поборы под видом добровольных пожертвований, которые в действительности носят принудительный характер». Но давайте называть вещи своими именами: не принудительный, а вынужденный. Да, есть у нас богатые регионы, есть школы, имеющие возможность удачно привлечь внебюджетные средства или заработать приличные деньги. Но в стране пятьдесят тысяч школ, и далеко не у всех такие возможности! И хроническое недофинансирование – головная боль большинства школьных директоров, потому что стержнем, основной задачей образовательной политики нынешнего Минобрнауки РФ является сокращение расходов, всемерная экономия на образовании. В том же номере «Учительской газеты» под выразительным заголовком «Сегодня – экономия. Завтра – слезы» опубликовано письмо учительницы Наталии Кучиной из Новороссийска. Апеллируя и к разуму, и к чувствам, она старается убедить «всех, кто участвует в распределении и выделении бюджета на образование», что экономить на образовании и невыгодно, и опасно, и аморально. Рядовой учитель думает о возможных последствиях нынешней экономии. Где те, кому по должности положено думать об этом? Аналогично: двадцать лет назад, с началом демографической ямы, радостно распродавали здания детских садиков. Зато в этом году кое-где школы не получат средств на ремонт и подготовку к новому учебному году: все «образовательные» деньги пойдут на строительство детсадов. А проверять готовность школы к новому учебному году будет та самая муниципальная власть, у которой на эту подготовку не было денег. Корифеи театра абсурда могут отдыхать. Нужно только добавить (вдруг этот факт прошел мимо внимания стражей закона), что оформление тех самых поборов производится в порядке, установленном нормативными документами органов управления образованием, по ими же утвержденным документам… Михаил КИСЛОВ, учитель, Ленинградская область
Комментарии