search
main
0

Экономить не стоит финансировать. Есть расходы, от которых в кризис можно отказаться. Но определять их нужно вдумчиво

Все чаще с экранов телевизоров слышится, что мы должны жить в режиме экономии, мол, придется закручивать гайки и затягивать пояса. Конечно, добрый хозяин, приняв такую информацию к сведению, попытается определить, без чего и как долго он может обойтись, тем самым сэкономив, но не обидев себя. Правда, добрый хозяин при этом еще и прислушается к мнению родных, коллег, друзей. И если в жизненном укладе страны хозяином является государство, то и ему не помешает услышать голос масс, особенно если речь идет об образовательном сообществе…

С точки зрения управленца, однозначно нельзя экономить на заработной плате учителей, потому что основная задача школы – это качественное образование, и, безусловно, качественное образование нужно давать в современных условиях. Но, несмотря на создание комфорта, развитой техносреды, все равно на переднем плане остается учитель, его талант, его профессионализм, поэтому труд учителя должен быть достойно оплачен. Режим экономии не должен распространяться и на обеспечение образовательных организаций интерактивным, компьютерным оборудованием, поскольку его отсутствие современный, бегущий вслед за техническим прогрессом мир школе не простит.В целях экономии, как считают представители управленческого звена, можно временно отказаться от глобальных проектов, хотя в капитальном ремонте нуждаются все больше зданий школ и детских садов. Еще можно сэкономить, выведя, например, из штатного расписания ставки кухонных работников, поваров. Экономнее провести аукцион среди специализированных предприятий и доверить обслуживание по питанию профессионалам из лицензированной организации.А с остальными трудностями, по мнению управленцев, педагоги справятся, поскольку являются творческими и работоспособными людьми. Сами учителя в отличие от их руководителей с меньшим позитивом оценивают ситуацию, хотя, конечно, соглашаются, что нельзя экономить на улучшении материально-технической базы школ. И если физикам, химикам и русистам в этом отношении сейчас гораздо легче, чем раньше, то учителям технологии приходится нелегко. На оснащение их кабинетов средства не выделяются. Мало того, часто все, что нужно, учителя покупают на свою зарплату или пользуются тем, что дети принесли из дома. Вместо мастерских сегодня созданы компьютерные классы, но время показывает, что обучать детей трудовым навыкам необходимо. Растет «безрукое» поколение. Поэтому в целом, по мнению учителей технологии, нельзя экономить и на профориентационной работе. Нужно возрождать межшкольные учебно-производственные комбинаты, где ребята обучались полезным навыкам. Например, девочки – парикмахерскому искусству, делопроизводству, шитью, кулинарии; мальчики – токарному, столярному делу… Сегодня ребенок может помочь настроить и починить мобильный телефон, но не может элементарно пришить пуговицу к рубашке.Сэкономить можно и нужно, как считают петербургские учителя, на излишнем бюрократизме, на разросшемся чиновничестве в образовании. Например, каждый день, открывая электронную почту, учителя удивляются тому, как много они должны сделать, сколько бумаги истратить, хотя бодро рапортуют об этой работе не они, а чиновники, которые сидят в кабинетах. К примеру, сегодня учитель должен разрабатывать рабочую программу, которую всегда разрабатывали старшие методисты института повышения квалификации, должен писать научные статьи, посещать международные конференции и т. д., а это отвлекает от настоящей работы. Это время взять бы да сэкономить и отдать работе с детьми, причем индивидуальной.По мнению петербургских педагогов, нельзя экономить на вложениях в школу, например, на обновлении оснащения, на качественной технике. Сегодня принцип финансирования таков: выигрывает тендер на проведение тех или иных работ или оснащение тем или иным оборудованием тот, кто предлагает более дешевый вариант. Поэтому покупается такая услуга или такая вещь, которая быстрее приходит в негодность. Например, в школу купили дешевые батареи, а они в мороз все лопнули. В этом случае руководителям образовательной организации не остается ничего другого, как искать более качественного исполнителя, чтобы исправить недостатки предыдущего. Получается, что бюджет, исходя из соображений экономии, наоборот, вынужден тратить огромные средства на последствия такой экономии.Зато неподдельный оптимизм при опросе выказали старшеклассники. На их взгляд, не нужно экономить только на ремонте школьных помещений, потому что приятно и безопасно учиться в ухоженных классах, а не в классах, где обваливается штукатурка. Что касается всеобщей экономии и, в частности, экономии на расходах в образовании, то школьникам по большому счету все равно. Ребята уверены, что настоящая жизнь начинается после школы – в вузе – и что если не будет хватать стипендиальных денег, то всегда можно подработать.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте