Охрана труда – в буквальном смысле слова жизненно важная проблема. Руководство профсоюза работников образования и науки Республики Татарстан считает, что решить ее, как и другие насущные проблемы нашего движения, невозможно вне рамок социального партнерства. Чтобы обеспечить педагогам Татарстана нормальные условия труда, республиканский профсоюз прошел особым маршрутом. Эти три шага были сделаны совместно с Министерством образования РТ.
Шаг первый: кодекс чести
Прежде чем начать эффективную защищу социально-трудовых и профессиональных интересов работников образования, необходимо выстроить систему социального партнерства. У нас это строительство началось в 1991 году. Тогда еще не существовало законодательной базы, на основе которой можно было бы строить договорные отношения между органами управления образованием и профсоюзными организациями. Отраслевое соглашение между Министерством образования Республики Татарстан и республиканским комитетом профсоюза стало первой ласточкой. Обновлялось оно на первых порах ежегодно, так же как соглашения и договоры с руководством органов управления образованием и администрацией образовательных учреждений. Это было неудобно, так как сторонам не хватало времени на подготовку заявленных мероприятий. Поэтому когда появились федеральный и республиканский законы «О коллективных договорах и соглашениях», а также Закон Республики Татарстан «О социальном партнерстве», срок действия соглашений и коллективных договоров увеличился до трех лет.
Сейчас соглашения с органами управления образованием заключили все 57 территориальных организаций республики, причем эти документы приведены в соответствие с требованиями Трудового кодекса РФ, прошли правовую экспертизу, уведомительную регистрацию в рескоме профсоюза, Минтруде РТ и местных органах труда и занятости. Коллективные договоры между руководством образовательных учреждений и первичными организациями профсоюза заключены в 2899 школах, детских садах, вузах. Они также прошли правовую экспертизу и уведомительную регистрацию в территориальных профсоюзных комитетах, местных органах управления труда и занятости.
На республиканском уровне сегодня действует соглашение на 2004-2006 годы, заключенное в декабре 2003.
За годы совместной работы был выработан «кодекс чести» – принципы социальных партнерских отношений:
– равноправие в договорных отношениях,
– соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных актов, полномочность представителей сторон,
– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда,
– контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений,
– взаимная ответственность за невыполнение обязательств,
– социальная справедливость, согласованность интересов,
– стороны принимают на себя обязательства добровольно,
– мероприятия, включенные в коллективные договоры, соглашения, обязательны к выполнению.
Шаг второй: договор дороже денег
Обязательный раздел отраслевого и территориальных соглашений, коллективных договоров – «Улучшение условий труда». В нем записано несколько основных положений, касающихся защиты прав педагогов на безопасный труд. Эти права учителей охраняют статья 5 Закона РТ «Об охране труда в Республике Татарстан» и статья 9 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Профсоюз и работодатели лишь подтверждают, что в случае, если органы государственного надзора и контроля видят нарушение законодательства, нормативных требований по охране труда не по вине работников и приостанавливают их деятельность в учреждении образования, кабинете, лаборатории, мастерской, то за педагогами, принудительно покинувшими свой «пост», сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата. Закон на стороне педагогов и тогда, когда жизни и здоровью работников образования угрожает непосредственная опасность, не предусмотренная трудовым договором, и нет средств индивидуальной и коллективной защиты от нее. Учителя имеют право забастовать, а работодатели обязаны предоставить им другую работу, пока опасность не будет устранена. В этом случае начальство не может привлечь своих работников к дисциплинарной ответственности, а вынужденный простой должно оплатить.
Соглашениями и коллективными договорами предусмотрено, что сотрудник образовательного учреждения всегда может рассчитывать на дополнительные гарантии:
– сохранение заработной платы в полном объеме во время карантина;
– полностью оплачиваемый социальный отпуск до трех дней, если произошло одно из событий – бракосочетание, рождение ребенка, похороны, призыв в армию, переезд на новое место службы;
– компенсация за неблагоприятные условия труда (дополнительный отпуск, доплаты к окладу (ставке), сокращенный рабочий день, бесплатное молоко и т.д.).
Кроме того министерство образования РТ, территориальные органы образования, руководители учреждений взяли на себя обязательства:
– вести учет и анализировать случаи травматизма как с работающими, так и воспитанниками системы образования; проводить техническую экспертизу длительно эксплуатирующихся зданий и сооружений на соответствие требованиям охраны труда;
Ш перевести котельные учреждений образования с твердого топлива на газ или электрическую энергию;
– организовать изучение работниками образования трудового законодательства и вопросов охраны труда, проверять знания;
– создавать комитеты (комиссии) по охране труда в образовательных учреждениях с численностью работающих более десяти человек, службы охраны труда в управлениях образования и учреждениях образования с численностью работающих более 100 человек;
– обеспечить беспрепятственный допуск технической инспекции труда, уполномоченных по охране труда профсоюза в образовательные учреждения, их подразделения, на рабочие места без предварительного уведомления;
– ежегодно вносить в смету затрат расходы на финансирование мероприятий по охране труда, включенные в соглашения, в размере не менее 1,5% фонда оплаты труда;
– обеспечить заключение соглашений по охране труда во всех образовательных учреждениях.
В школах, детских садах и вузах первый приказ, изданный перед началом учебного года, – об охране труда. В этом документе распределяются меры ответственности между работниками и утверждаются должностные обязанности.
Позаботилось Министерство образования республики и о кадровом обеспечении – в его штат, а также в штаты 32 территориальных органов управления образованием введена должность специалиста по охране труда. В свою очередь профсоюз подумал об общественном контроле – во всех 2899 первичках Республики Татарстан избраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. Уполномоченные участвуют в работе комиссий по проверке кабинетов, лабораторий, оборудования и в целом учреждений образования на предмет готовности к проведению учебно-воспитательного процесса.
Социальные партнеры следят, чтобы взаимные обязательства сторон, а также требования законов выполнялись, чтобы работники системы образования обеспечивались средствами индивидуальной защиты, им предоставлялись компенсации и льготы за неблагоприятные условия труда, предусмотренные законодательными и нормативными актами.
Ежегодно в декабре на совместном заседании коллегии Министерства образования РТ и пленума республиканского комитета профсоюза подводятся итоги выполнения отраслевого соглашения. Территориальные соглашения рассматриваются на совместных заседаниях органов управления образованием и советов профсоюзных организаций, коллективные договора образовательных учреждений – на собраниях трудового коллектива. А еще министерство образования РТ, территориальные органы управления образования совместно с советами профсоюзных организаций проводят смотры-конкурсы по охране труда, дни охраны труда.
Шаг третий: сегодня и всегда
Сегодня, имея такую замечательную законодательную и договорную базу, отработанный механизм взаимодействия, профсоюзам и руководителям республиканского образования всех уровней легко планировать и выполнять намеченные мероприятия, нетрудно создавать комфортные и безопасные условия труда для педагогов.
Обучение и проверку знаний по охране труда в 48 специальных учебных центрах, имеющих разрешение на эту деятельность, уполномоченные и специалисты по охране труда, руководители образовательных учреждений, их заместители, учителя-предметники проходят вместе. В 2887 образовательных учреждениях республики созданы совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе включены представители первичных профсоюзных организаций. Наконец, 57 внештатных технических инспекторов труда утверждены после совместного решения коллегии Министерства образования РТ и пленума республиканского комитета профсоюза о том, что такие специалисты должны быть в каждой территории.
Вообще, на охране труда в нашей республике не экономят. На выполнение мероприятий, включенных в коллективные договоры и соглашения по охране труда, ежегодно расходуется более 70 млн. рублей. Затраты на охрану труда каждого работника составляют от 200 до 300 рублей. Несмотря на сложные экономические условия, строятся и вводятся в эксплуатацию новые учреждения образования взамен старых, не отвечающих современным требованиям охраны труда и гигиены. Так, с 2000-го по 2003 год заработали 125 новеньких школ на 34644 места, 44 детских сада на 3264 места. В результате приведены в соответствие с требованиями условия труда для более 8 тысяч работников. Большинство школ появились в сельской местности.
С твердого топлива на газовое и электричество переведены 1856 (73%) котельных образовательных учреждений республики. Это значительно улучшило температурный режим в помещениях, прекратились вредные выбросы в атмосферу. Персоналу котельных, педагогам, ученикам и воспитанникам стало легче дышать, работать и учиться.
Кроме того, статистика показывает, что в учреждениях образования республики произошло значительное снижение производственного травматизма.
А главный итог нашей работы – учителя Татарстана спокойны за свою жизнь и здоровье. Так в очередной раз подтверждается старая истина: дело спорится, когда за него берутся дружно, сообща.
Владимир ЯГНОВ, главный технический инспектор труда Татарского республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии