Проблема модернизации среднего педобразования требует хотя бы краткого обращения к истории. Педучилища как первооснова педагогического образования обрели наиболее массовый характер к 30-м годам прошлого века.
Начиная с 70-х годов тенденция и структура подготовки педагогических кадров в России стали заметно меняться. К 1974 году, то есть спустя 40 лет педагогические училища и педагогические институты уже осуществляли подготовку учителей примерно в равных объемах.
К середине 90-х годов система высшего педагогического образования России заметно возросла и включала около 100 государственных вузов, которые сейчас есть в каждом субъекте РФ. В Москве, включая вузы федерального подчинения, их пять, и сейчас, по примерным подсчетам, число выпускников всех расположенных в городе педагогических вузов вдвое больше, чем педагогических колледжей.
Таковы количественные параметры. Теперь посмотрим на некоторые качественные показатели среднего педагогического образования. По данным за прошлый год, трудоустроились по специальности в Москве только 32%, то есть менее одной трети выпускников педагогических колледжей. Это самый низкий показатель трудоустройства по всем типам профессионального образования Москвы. Чтобы не было сомнений, замечу, что это данные управления кадров Департамента образования, то есть государственная статистика. Для сравнения – экономические колледжи Москвы трудоустраивают по специальности более 60% выпускников, 32 и 60 процентов – разница ощутимая.
Еще 8% выпускников по данным из того же источника трудоустроились в педагогические учреждения Московской области, а не в Москве, хотя обучены за счет городского бюджета. Почти половина – 47% – выпускников педагогических колледжей продолжают обучение в педагогических вузах. Сравним еще раз: 32% трудоустраиваются по специальности в Москве, а 47%, то есть в полтора раза больше, идут в педагогические вузы. В сумме 79% выпускников не теряют связи с системой образования, и это вроде бы неплохо. Но я предлагаю за этой видимой успешностью заметить и другой аспект: передавая половину своих выпускников в вузы, система среднего педагогического образования теряет свою самодостаточность, и, по существу, становится довузовским звеном образования.
Анализ показывает, что сегодня педагогические колледжи Москвы готовят кадры по 13 специальностям, в основном по «Педагогике и методике начального образования» и «Дошкольной педагогике и психологии». Это пока оправдано, принимая во внимание предполагаемое увеличение в ближайшие годы количества первоклассников и, как следствие, возможный кадровый дефицит учителей начальных классов, а также возрождение дошкольного образования.
Количественные и качественные показатели работы системы московского среднего педагогического образования свидетельствуют о снижении ее роли в обеспечении школ необходимыми кадрами. При этом речь идет не о плохой работе тех, кто трудится в педагогических колледжах, а о проявлении объективной (если хотите, исторической) тенденции вытеснения среднего педагогического образования высшим.
К этому следует добавить, что колледжи среднего педагогического образования в Москве – самый дорогостоящий вид колледжей, нормативы их финансирования (77 тысяч рублей в год на одного обучаемого) отличаются от наиболее низких по объему финансирования колледжей ЖКХ (55 тысяч рублей) на 22 тысячи рублей.
Не претендуя на завершенность анализа, тем не менее, основываясь на нем, можно предложить самые общие пути модернизации среднего педагогического образования Москвы.
Во-первых, видимо, имеет смысл подумать об экономической эффективности использования столь большого объема городского бюджета на среднее педагогическое образование. Следует постепенно уменьшать финансовые инвестиции в этот сектор образования и соответственно увеличивать их для учреждений высшего педагогического образования.
Во-вторых, по мере передачи в будущем педагогическим вузам функций подготовки педагогов дошкольного и начального образования миссия среднего педагогического образования, видимо, будет сведена к подготовке педагогов для сектора дополнительного образования.
В-третьих, неизбежное, на мой взгляд, сокращение в будущем подготовки специалистов со средним профессиональным образованием позволит перепрофилировать некоторые педагогические колледжи в колледжи экономического профиля. Здесь можно было бы организовать подготовку по профессиям, не требующим больших финансовых затрат. К примеру, социальный работник, сурдопереводчик, секретарь-референт, делопроизводитель, логистик и так далее, освободив от этих функций экономические колледжи города. На базе одного из педагогических колледжей можно было бы реализовать концепцию социального колледжа, специализирующегося на обучении инвалидов, которую мы сейчас начали разрабатывать с ректором Московского городского психолого-педагогического университета Виталием Рубцовым.
Комментарии