search
main
0

Экономисты “по Рериху”

Специалистов готовили в арендованном подвале

Для начала – замечательная цитата: “Развитие народного образования на основе создания педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы для подготовки специалистов высокого класса в области Живой Этики в свете общих эволюционных тенденций человечества и необходимости заполнения обширных пробелов существующей системы образования”. Знаете, что это такое? Основная цель высшего учебного заведения, записанная в его уставе.

Вуз называется Университетом имени Рериха, существует в Воронеже с 1994 года, свое громкое имя получил недавно, после перерегистрации в Москве, а до этого по всем документам проходил как Университет Живой Этики. Готовит специалистов в области философии, политологии, социологии, лингвистики, психологии и, разумеется, юриспруденции и экономики. По-видимому, адвокат или экономист, окончившие сей вуз, отличаются от коллег расширенным сознанием и массой других положительных качеств. Одно плохо: всех этих плюсов не смогла до конца оценить областная прокуратура, которая последние полгода проверяет работу воронежских вузов – как частных, так и государственных. С подсказки проверяющих в апреле к “рериховцам” нагрянул санэпиднадзор, и “здание” университета, располагавшееся в подвале, закрыли. Кроме того, у прокуратуры возникло множество вопросов по вузовской бухгалтерии, которая практически отсутствовала: контракты с преподавателями не заключались, как и куда распределялись деньги, внесенные студентами за обучение, непонятно. Разумеется, освоение наук в духе Живой Этики стоило дешевле, чем в обычном, как государственном, так и негосударственном вузе – 4-5 тысяч рублей в год. Но как ни крути, это ведь тоже доход немалый, особенно если учесть, что студентов в вузе “человек 60-70”. Такую цифру назвал сам ректор на одном из совещаний, чем необыкновенно восхитил присутствующих коллег. Согласитесь, трудно представить ректора, который не знает точное число обучаемых в своем вузе студентов, особенно когда оно не дотягивает до сотни. Сейчас прокуратура готовит запрос в Министерство образования об отзыве лицензии на ведение образовательной деятельности сим учреждением, а заодно и свое решение “по делу”, потому что, как объяснили мне в областном Комитете по работе высших и средних профессиональных заведений, отзыв делается по результатам проверки.

Что станет со студентами, если вуз закроют? “Волноваться особенно не о чем, – говорит Игорь Суровцев, председатель комитета. – Молодые люди будут определены в другие негосударственные вузы”. Проблемы возможны только в том случае, если студент захочет продолжить обучение в госвузе – деньги все-таки не самое главное, когда речь заходит об образовании. Популярные, известные в области университеты дорожат годами наработанным имиджем, и оставшемуся не у дел студенту придется либо пересдавать экзамены, либо соглашаться на то, что предложат в качестве новой альма-матер.

Как явствует из прокурорских проверок, у большинства негосударственных воронежских вузов все более-менее нормально. Институт менеджмента, маркетинга и финансов, руководимый Ольгой Зайцевой, недавно приобрел собственное здание, имеет 60 компьютеров, прекрасную библиотеку, активно сотрудничает со школами и даже получил лицензию на среднее профессиональное образование. Свои здания есть и у филиалов московских вузов – Академии экономики и права и Гуманитарно-экономического института. Эти люди пришли не на один день, а прочно обосновались на воронежской земле, принося неплохие доходы городскому бюджету. И если вдруг у выпускников или их родителей возникнут какие-либо претензии (мы этого вузам нисколечко не желаем!), будет кому ответ держать.

– Проблема в том, – говорит Марина Мовшина, начальник одного из отделов комитета, – что некоторые псевдоучебные заведения, пусть их немного, даже всего одно, дискредитируют неплохую в принципе систему негосударственного высшего образования. Ведь именно частные вузы, надо это признать, первыми начали подготовку студентов по современным специальностям, необходимым обществу. Государственные вузы довольно долго “раскачивались” и приспосабливались к новым запросам.

Можно ли избежать подобного рода дискредитации, а заодно и защитить студента от получения дипломов-суррогатов, с которыми потом ни на какую работу не возьмут? В Воронежской области нашли два способа решения проблемы. Родителям и их детям – будущим абитуриентам через газеты, радио и TV постоянно объясняют, какие документы в первую очередь нужно спрашивать в приемной комиссии: свидетельство о регистрации вуза, лицензию на ведение учебной деятельности и свидетельство об аккредитации. По-хорошему, любое уважающее себя высшее учебное заведение в жаркую пору вступительных экзаменов все эти бумаги вывешивает на всеобщее обозрение, и ни у кого никаких вопросов не возникает. Но если документов не видно, их должны предоставить по первому требованию.

– Магические слова “лицензия” и “аккредитация” уже, наверное, знает каждый родитель, – Марина Станиславовна говорит это с улыбкой – ведь действительно “магические”, слишком многое от них зависит. – А раз так – значит наши усилия не напрасны, и люди сделают свой выбор правильно. Но одной просветительской работы недостаточно, это понимают и в комитете, и в областной Думе. Поэтому воронежские депутаты недавно инициировали внесение поправки в российский Закон о высшем и послевузовском образовании. Суть в том, чтобы сделать процесс лицензирования высших учебных заведений делом совместным – как Минобразования, так и соответствующих органов в регионах. До сих пор только Москва решала, дать или не дать лицензию вузу. Приезжает будущий ректор в столицу с папочкой, а в ней – все как полагается: договор об аренде помещения, договор с библиотекой, штат преподавателей и так далее. Как думаете, насколько быстро приедет из первопрестольной проверяющий посмотреть, в подвале арендованное помещение или на двух этажах отдельно стоящего старинного особняка? И приедет ли вообще?.. А если лицензирование будет совместным, никому никуда ехать не придется, местные власти сами дадут объективную оценку “дееспособности” нового вуза. То есть предложение актуальное, и в первом чтении новая поправка к закону Госдумой уже принята.

Есть только одно опасение, о чем и говорят в приватных беседах ректоры негосударственных вузов. Вместо одного “господина” получается два, и остается лишь надеяться на их порядочность, потому что (так уж устроено у нас в России) разрешающие структуры иногда имеют обыкновение превращаться в доходные кормушки для избранных. Но это так, к слову. В нашем случае, и мы на это надеемся, такого не произойдет.

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте