Сегодня экономика знаний определяет развитие общества и бросает вызов привычной концепции рынка, поскольку распространить рыночные законы на знания невозможно. Знания обладают способностью бесконтрольно умножаться и распространяться, поскольку обмен идеями ведет к приумножению знаний каждого индивидуума. Сочетание понятий рыночной экономики и экономики знаний приводит к осмыслению необходимости формирования новых понятий. Там, где уровень научного капитала высок, экономическое развитие идет быстрее. Работодатели и образовательные учреждения вынуждены доверять друг другу и объединяться в стратегические альянсы для того, чтобы дополнять друг друга и эффективно работать. Какие ключевые условия необходимы для того, чтобы знания стали фактором и источником роста благосостояния, выявляют специалисты Академии социального управления, а руководит их исследованиями в области корректной модернизации образования ректор этого инновационного учебного заведения Александр САЛОВ.
– Александр Игоревич, ваша академия – довольно-таки молодое учреждение, но уже набравшее мощь и ставшее весьма популярным. В чем же, по-вашему, ее привлекательность?
– Академия действительно появилась только в июне 2004 года. Она и вправду находится в самом начале пути, и мы возлагаем большие надежды на тех, кто придет к нам учиться. В последние годы произошли радикальные сдвиги, изменившие многие представления об управлении. В частности, требования к современному лидеру – управленцу в бизнесе и в научно-образовательной сфере стали практически одинаковыми.
В начале прошлого века, например, новые концепции управления рождались в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. Потом акценты сместились в машиностроение, сферу, связанную с производством автомобилей. Сейчас современная идеология менеджмента опирается на высокотехнологичные отрасли.
Развитие высоких технологий, рынок которых стал опережать другие отрасли, привело к появлению новых идей. Возьмите, к примеру, появление интернета, который кардинально изменил отношения между людьми! Сегодня любая организация должна постоянно учиться и развиваться.
Социальная сфера еще больше требует грамотных и инновационно мыслящих менеджеров. В этом вообще есть некий многогранный смысл. С одной стороны, она социальна, потому что направлена на социальную сферу. Но это слишком узко. Так можно ограничить задачу до подготовки одних социальных работников. Но социум – это и общество, и сам человек, и вместе с тем семья. Тут интересны не только сами объекты, подходы к ним! Социальное управление использует, может быть, другие механизмы, гуманитарные технологии. И в этом отношении у нас полный простор для фантазии. Психологи жаждут готовить специалистов как управленцев. Менеджеры мечтают вырастить эдаких социальных технологов, которые не просто смогут гибко реагировать на изменение какой-либо ситуации, но и предугадывать, и даже инициировать процессы в тех организациях, где они будут работать.
В академии студенты учатся всего лишь на двух факультетах. Но каких! Это факультеты психологии и управления – там ребята осваивают специальности «менеджмент организации» и «государственно-муниципальное управление».
Мы гордимся тем, что в академии за эти несколько лет сложился весьма сильный профессорско-преподавательский состав. Ну а жизнь студентов здесь такая же, как и в других вузах: занятия, общежитие, экскурсии, КВН. Активно заявляет о своем существовании студенческий пресс-центр, молодые репортеры работают довольно интересно. У них это называется АСОУ-press. Там, как полагается, есть и свои звезды, такие как третьекурсница Катя Ермилова. Она очень серьезно относится к собственной карьере, берет любые препятствия с наскока.
Второй год подряд у нас проходит конкурс социальных проектов старшеклассников, который курирует кафедра государственно-муниципального управления под руководством Александра Балобанова. На нашей вузовской научно-практической конференции разгораются нешуточные баталии, в первый день свои разработки представляют обычно взрослые, а на второй подключаются студенты и школьники. Лучшие работы и взрослых, и детей публикуются в сборнике.
Здесь жизнь кипит. Наш центр профобразования консультирует тех, кто решился подать заявку на участие в нацпроекте в этом году. Академия в настоящее время – основной оператор большинства направлений регионального комплексного проекта модернизации.
– В гимне академии есть такие слова: «Да, готов поспорить со всеми я, и не может быть в том сомнения, лучше всех она – Академия социального управления». То есть вы согласны с автором слов на все сто?
– Мы, конечно, лучше всех, но если серьезно – у академии налажена связь со всеми подмосковными образовательными учреждениями, в том числе с вузами. Между высшими школами существует некая добрая конкуренция, чему-то мы можем у них поучиться, чему-то научить их. В академии весьма плодотворно ведется работа по информатизации, возможности информационно-коммуникативных технологий интенсивно используются в реализации нацпроекта, так как все школы области нашему электронному оператору мониторинга дают информацию в режиме реального дня. Очень удобно, потому что территория региона очень большая, по ней не наездишься. А это другое качество жизни, не надо никуда ездить, научись только грамотно пользоваться. Это быстрее всякой агитации создает предпосылки овладения навыками на всех концах этой цепочки. Люди привыкают к этому. Это другой темп работы. Сейчас все школы подключены к интернету, и это создает совершенно иные возможности и для получения знаний, это и площадка для дистанционного обучения, и информационное окошко в мир для консультирования с теми же управленцами, например. Мне кажется, мы как-то слишком постепенно начинаем осознавать, какой ресурс оказался нам подвластен и как им пользоваться в полной мере.
Мы создали хорошую связь между учебой студентов и нашими научно-практическими центрами. Особенно психологи увлекаются идеей того, что все необходимо испробовать на практике, ежечасно привлекают студентов к какой-то работе в центрах практической психологии, мониторинга рисков, социально-психологической помощи. Оба факультета участвуют в осуществлении информационного и организационно-технологического сопровождение единого государственного экзамена в Московской области. Его проводит наше подразделение – Региональный центр обработки информации.
Политика академии базируется на том, что студентов надо по возможности наиболее интенсивно вовлекать в научную работу. Само собой разумеется, что для преподавателей это необходимо априори. Опыт их собственных проектов, собственных инноваций приветствуется. Подумайте сами, мы должны воспитывать в студенте инновационную личность. Одними словами, описывающими то, как кто-то это будет делать, ничего не добьешься, очень важно, чтобы был какой-то внутренний инновационный строй, чтобы человек был готов к изменениям, готов жить в условиях изменений. Мы исследуем этот феномен и для себя, и для всей системы образования региона. У нас есть Центр кадровой поддержки инновационной деятельности – это одно из подразделений Центра стратегических разработок. Это координатор для всех. И мы мечтаем, чтобы школы осознали вместе с нами, что нужно не просто сделать учебное заведение лучше и комфортабельнее для детей, следует воспитывать инновационную личность.
Я считаю, инновационность академии заключается прежде всего в инновационном образе мысли тех, кто здесь работает, тех, кто делает здесь науку, и тех, кто обучает студентов. Вот это, пожалуй, основополагающее. И очень важно, что все наши начинания и какие-то новые идеи всегда поддерживаются нашим учредителем – Министерством образования правительства Московской области, и всем нашим новым начинаниям всегда дается зеленый свет.
– Что вы подразумеваете, говоря инновации, – изменение?
– Нельзя сказать, что инновации это просто изменения. Это изменения к лучшему. Управляемые изменения, продуманные. Есть, например, изменения самотечные. Можно проследить путь педагога. Он отработал десять лет, у него голос мужает, он детей перестает бояться. Но это не значит, что он стал большим мастером. Он претерпел частичные превращения, повзрослел. Инновации – это культурный спрос. Приходим, говорим: у нас есть проблема, мы не достигаем результата, который нужен. А какие новшества решат эту проблему, и мы окажемся ближе к тому состоянию, которое нам нужно? То есть это вещи планируемые, когда не любые инновации, а продуманные, и тут целая цепочка инновационных процессов. Их надо создать. И надо лелеять тех, кто их может придумать. Надо их распространять правильно, должна быть какая-то дистрибьюторская сеть. Распространение этих новых идей, образовательных, социальных технологий. Потом их трудно внедрить устойчиво, чтобы эта работа проникала до корней. И самое главное – институционализация этих идей, чтобы они становились сутью дела, а не просто каким-то приростком.
Есть целая наука – инноватика. И мы работаем над ее образовательным направлением. Сегодня мы переходим к экономике знаний. Есть специалисты с мозгами, которые за счет того, что они внедряют новое, позволяют экономике побеждать. Сейчас оказывается, что не сырье делает страну лидером, а именно передовые технологии, программное обеспечение, нанотехнологии. Подмосковье очень этим богато. Где еще столько наукоградов! Наша перспективная линия, чтобы вузы области поднимались еще выше, становились сильнее.
– Получается?
– Приоритетом социально-экономического развития Подмосковья стало развитие инновационной экономики. В стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года определено, что экономическая политика региона фокусируется на развитии высокотехнологичных секторов экономики.
Научный и инновационный потенциал области – уникален. В Подмосковье располагается более половины всех российских наукоградов, сосредоточено свыше 40 исследовательских и учебных институтов Российской академии наук, более 70 научных учреждений сельскохозяйственного профиля и более 100 научных институтов других отраслей народного хозяйства. В целом в нашем регионе находится 20 процентов всех научных организаций России, где ведется 13 процентов всех научных разработок страны.
Существующий потенциал требует сохранения и развития. Московская область выбрана для реализации пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время в области реализуются такие масштабные проекты как создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа, российского центра программирования в Дубне и технопарка, специализирующегося на разработке программного обеспечения, в Дмитровском районе.
– А люди-то станут от этого более счастливыми?
– Стратегический ориентир реализуемых в Российской Федерации национальных проектов – «инвестиции в человека». Реализация национального проекта «Образование» в Московской области наглядно демонстрирует эффективность выбранной стратегии: инновационное образование вносит вклад в формирование человеческого капитала – ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии