В концепции модернизации Российского образования указано, что образование должно перейти «от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать освоенное». Поэтому я широко использую нестандартные методы обучения – урок-экскурсию, урок-игру, урок-диспут и др., которые способствуют включению в активную работу учащихся и позволяют в игровых и занимательных заданиях спокойно решать проблемы, недоступные им в стандартной учебной деятельности.
Так как экономические знания нужны ученикам как гражданам, как грамотным потребителям, как будущим работникам, которые сейчас делают для себя профессиональный выбор, преподавание должно быть грамотным, с использованием новых педагогических технологий, разнообразных методов и приемов обучения. Многолетнее сотрудничество со Школой бизнес-тренингов для молодежи при Правительстве Москвы позволяет мне использовать образовательную технологию, которая основана на системе методов социально-экономического моделирования с использованием специальных игротехнических методик. Учащиеся старших классов ежегодно участвуют в сюжетно-ролевых играх, проводимых Школой бизнес-тренингов, таких как «Я – инвестор», «Финансовая грамотность», «Азбука рынка», и деловых тренингах, которые максимально приближены к существующей реальности. Игровое сопровождение изучения материала также позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки, дает возможность научить их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.Огромный интерес у учащихся вызывают лекции, которые проводят приглашенные в школу специалисты финансовых учреждений. Кроме того, мои ученики имеют возможность попробовать себя в роли трейдеров на фондовой бирже. Мы начали с окружного и дошли до международного конкурса трейдеров, команда ЦО №1439 вошла в десятку лучших трейдеров Москвы. Формирование у учащихся полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.В нашем Центре образования уже три года работает дистанционная школа. В рамках экспериментальной работы по созданию программы для дистанционного образования школьников я разработала информационное пространство для учащихся 11-х классов с углубленным изучением экономики. Кроме того, ученикам я предложила курс «Экономика и предпринимательство» для 10-11-х классов. Дистанционное образование – это особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа ученика со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль здесь, конечно же, играет учитель, работающий с учениками. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Эта технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения.Для социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к окружающим людям. Экономический клуб, созданный мною в Центре образования, – это организация, где разновозрастные мотивированные дети учатся распределять обязанности, оказывать необходимую помощь, уважать мнение других. Изучение личности каждого участника клуба, его склонностей, интересов позволяет создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика. Клуб способствует развитию у учеников навыков общения, помогает им решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. При ведении исследовательской работы одними членами клуба другие помогают им проводить социологические опросы и обрабатывать статистические данные. Как показала практика, системно организованная работа учеников над проектом представляет собой эффективное средство развития творческих способностей детей. Лучшие работы принимают участие в ежегодных окружных и городских конкурсах, где занимают призовые места.Cистема работы в клубе построена с учетом специфики уникальных возможностей для обучения и развития интеллектуально одаренных детей. Именно это позволяет участникам клуба достигать высоких результатов, за последние три года, участвуя в олимпиадах по экономике, 30 участников клуба стали призерами в округе, 7 – в городе и 2 – на Всероссийской олимпиаде. Три участника клуба в результате победы в олимпиаде стали студентами ВШЭ на бюджетной основе и два выпускника стали студентами зарубежных экономических вузов. Участники клуба делятся своим опытом работы на конференциях, «круглых столах» и дают мастер-классы.Сегодня я уже уверена, что, используя активные и интерактивные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе, можно сделать процесс обучения экономике интересным и эффективным.С.ДУМАНОВА, учитель экономики ЦО №1439
Комментарии