Одно из условий получения качественных результатов – личная заинтересованность и ответственность педагога. Для достижения этой цели необходимо было освоить и внедрить новую систему оплаты труда, включающую адекватное материальное вознаграждение педагогических работников, достигающих высоких результатов в труде и активно участвующих в организационно-педагогической, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности.
Участие образовательных учреждений в пилотном проекте по развитию общего образования основывалось на инициативе самих школ. Среди образовательных учреждений, подведомственных Юго-Западному окружному управлению образования, в пилотный проект вступили с 1 апреля 2011 года – 12, с 1 июля 2011 года – 12, с 1 октября 2011 года – 159, с 1 апреля 2012 года – 14 образовательных учреждений. Таким образом, в настоящее время число участников пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве от Юго-Западного окружного управления образования составило 197 образовательных учреждений, то есть все 100% учреждения общего образования ЮЗАО. Школы – участники проекта стали стажировочными площадками для директоров школ, которые присоединились к проекту позднее, а также для руководителей дошкольных образовательных учреждений, была организована работа 15 стажировочных площадок для руководителей учреждений общего образования по теме «Нормативно-правовые основы и финансово-хозяйственные механизмы перехода на новую систему финансирования». Итогом работы стажировочных площадок стала защита проектов и проведение итогового тестирования руководителей ОУ по изученному курсу. Для педагогических коллективов 159 образовательных учреждений округа были проведены лекции с элементами презентации по реализации пилотного проекта по развитию общего образования, введению новой системы финансирования ОУ и новой системы оплаты труда, руководителям дошкольных образовательных учреждений также была предоставлена возможность обучения на стажировочных площадках, где обсуждали механизмы перехода ДОУ на новые системы оплаты труда, обучение завершилось итоговым тестированием 240 руководителей дошкольных образовательных учреждений.В настоящее время растет интерес руководителей учреждений общего и дошкольного образования к повышению своей квалификации в области управленческой, юридической и финансово-экономической деятельности, в 2011-2012 учебном году руководители и сотрудники 183 пилотных образовательных учреждений прошли обучение на курсах повышения квалификации в Московском институте открытого образования по теме «Развитие самостоятельности ОУ в условиях новых форм финансово-экономического обеспечения в системе образования города Москвы», в мае 2012 года к обучению в МИОО приступили руководители дошкольных образовательных учреждений, в Финансовом университете при Президенте РФ по программе магистратуры по курсу «Менеджмент в образовании» обучаются руководители трех ОУ, 5 руководителей ОУ в марте-апреле 2012 года прошли обучение по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Большинство руководителей пилотных образовательных учреждений получают второе высшее образование или проходят профессиональную переподготовку.Вступление образовательных учреждений в пилотный проект заставило по-новому взглянуть на необходимые в новых условиях компетенции учителя. Руководители пилотных ОУ отмечают, что заинтересованность учителей в повышении уровня своей квалификации и компетенции возросла. Характерно, что административные и педагогические работники школ, участвующих в пилотном проекте по развитию общего образования, – одни из самых активных заявителей на повышение своей квалификации. Определенная финансовая самостоятельность школ привела к тому, что заработная плата учителей пилотных ОУ повысилась. У педагогов появилась заинтересованность в том, чтобы в школе обучалось больше учеников, потому что каждый новый ученик теперь – это возможность для получения дополнительного ресурса. Соответственно необходимо поднимать престиж и уровень образовательного учреждения в глазах родителей, чтобы они охотнее отправляли в школу своих детей. В связи с этим стало стремительно развиваться профессиональное сообщество пилотных ОУ, наблюдается активное повышение квалификации педагогов. У учителей появилось желание учиться не под давлением сверху, а в рамках здоровой конкуренции. В сентябре-октябре 2011 года в пилотных ОУ было проведено анкетирование педагогических коллективов для определения готовности учителей к инновационной и экспериментальной деятельности. Анкетирование показало, что абсолютное большинство учителей готово к инновациям, но все новое требует осмысления, реальной оценки возможностей и ориентации на результат. На вопрос о препятствиях в освоении нововведений большинство учителей отмечали отсутствие времени и недостаточное развитие исследовательских умений. Для поддержки учителей были скорректированы планы методической работы школ, проведены семинары, мастер-классы по различным проблемам организации образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий. Сотрудники пилотных ОУ округа с 1 сентября 2011 года активно включились в работу по развитию профессионального сообщества. В школах была сформирована модель профессионального роста каждого педагога, которая включает в себя такие вопросы, как составление перспективного плана повышения квалификации сотрудников; организация курсовой системы, в том числе и внутришкольных курсов повышения квалификации педагогических работников; организация повышения квалификации педагогов в области ИКТ; организация самообразования педагогов; организация и проведение семинаров, круглых столов, конференций; работа в системе дистанционного консультирования; введение портфолио педагога как инструмента оценки его деятельности, в том числе формирование электронного портфолио; трансляция педагогического опыта; участие педагогов в научно-исследовательской деятельности; участие педагогов в профессиональных конкурсах; организация работы с молодыми педагогами. Таким образом, основной акцент был сделан на повышении уровня профессиональной компетентности путем повышения квалификации. На базе большинства пилотных ОУ для педагогических работников организованы курсы по теме «Использование информационных технологий в учебном процессе», проведено обучение педагогов по организации личного информационного пространства, началась работа по созданию учителями личных информационных пространств на seminfo.ru. Педагоги стали активнее использовать для повышения своей квалификации дистанционные курсы, они работают на сайтах различных профессиональных сообществ, что дает возможность оценивать опыт своей работы и приобретать практический материал для подготовки уроков и внеурочной деятельности, повышать свою квалификацию, активно идет работа по реализации проектов программы развития «Школа личностного роста».Совместная работа с Московским центром качества образования позволяет учителю видеть свой результат и планировать работу по повышению качества образования. Для учета индивидуальных достижений учащихся в пилотных ОУ используется электронное портфолио ученика, разработанное МЦКО. Одним из ресурсов повышения качества обучения и воспитания учащихся, развития индивидуального подхода к ним стало дистанционное консультирование. Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Таким образом, процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным. Анализ контрольных работ достаточно информативен и стал главной составляющей в анализе каждого класса. На основании текущих оценок, выставленных учащимся по предмету за учебный период, с обязательным учетом оценок, полученных учащимися за проведенные контрольные работы, можно судить о степени усвоения учащимися материала учебных программ и наметить программу ликвидации появившихся пробелов в усвоении образовательной программы, что позволяет следить за качеством образования в школе. Папки индивидуальных достижений (портфолио) формируются на каждого ученика, в них накапливаются творческие работы учащихся, грамоты, зачетные листы, листы индивидуальных достижений, они помогают ребенку осмысливать свои знания, поступки и возможности, анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.Для работы сотрудников пилотных школ выделяются персональные ноутбуки, в ОУ создается медиабанк данных электронных образовательных ИКТ-ресурсов, где учителя могут обмениваться созданными пособиями современных электронных учебных материалов (презентациями, тестами). На уроках и во внеурочной деятельности используется образовательный потенциал интернет-ресурсов, осуществляются поддержка и модернизация школьных сайтов. Педагоги пилотных ОУ активно используют дистанционное обучение учащихся, активно внедряют в практику работы дистанционное консультирование родителей.Общество, как профессиональное, так и родительское, получило рычаги управления учреждениями общего и дошкольного образования, в том числе и по распределению бюджетных средств. При этом интересы администрации ОУ, учителей и родителей объединены для достижения высокого уровня качества образования. Управляющие советы созданы во всех ОУ округа, активно начинают работу управляющие советы ДОУ. В последнее время учреждения образования стали уделять больше внимания информированию общественности по вопросам образования и воспитания учащихся.Расширение финансовой самостоятельности образовательных учреждений для эффективного управления ресурсами – одно из основных направлений реализации пилотного проекта по развитию общего образования. Образовательные учреждения, ранее недофинансированные, получили ресурсы на развитие, средства направляются прежде всего на повышение заработной платы, увеличивается возможность привлечения квалифицированных специалистов, повысилась заработная плата педагогов пропорционально их вкладу в образовательный процесс. Анализ заработной платы педагогических работников показал, что ни в одной школе средняя заработная плата не снизилась, более того, в большинстве пилотных ОУ она выросла. Во всех ОУ созданы стимулирующие фонды оплаты труда, направленные на поощрение результативности и качества педагогического труда. Одним из ресурсов увеличения заработной платы педагогов пилотных ОУ стали оптимизация штатного расписания, перераспределение обязанностей административных и педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, расширение сети услуг дополнительного образования, осуществляемых на платной основе, организация мероприятий по экономии коммунальных услуг.Повышение качества работы ОУ выразилось в увеличении контингента детей. В 2011-2012 учебном году в пилотных школах округа выросло количество первоклассников по сравнению с прошлым годом в среднем на 5% (в среднем по Москве на 3%). В соответствии с принципами нормативного подушевого финансирования школы, в которых возросло количество обучающихся, получили дополнительное финансирование.Вместе с тем не стоит забывать и о трудностях, которые возникли в образовательных учреждениях в ходе реализации пилотного проекта по развитию общего образования. Руководители пилотных ОУ отмечают слабую нормативно-правовую поддержку проекта, большую внешнюю загруженность руководителей-лидеров, огромный информационный поток, громоздкую отчетность и многообразные мониторинги, диспропорции между открытостью и необходимостью сохранять персональные данные, нерешенные проблемы финансирования малокомплектных классов, коррекционных ОУ, организации и финансирования работы по индивидуальным образовательным траекториям.Прошел год. Наверное, еще рано подводить итоги реализации пилотного проекта, однако хочется надеяться, что все задуманное осуществится, что все мероприятия, реализуемые в образовательных учреждениях, приведут в конечном счете к повышению качества образования во всех без исключения образовательных учреждениях округа.Наталья МОРДОВИНА, заместитель директора МЦ ЮЗОУО
Комментарии