Тема “Деньги”. 9-й класс
Цель урока: охарактеризовать роль денег в обществе, раскрыть их функции.
Понятия для усвоения: государственный бюджет, деньги, функции денег.
Рекомендации по изучению нового материала
Для того чтобы приблизить теорию к практике, целесообразно познакомить учащихся с некоторыми страницами истории российского рубля в ХХ в.
– В ХХ в. рубль вступил весьма твердой валютой, которую, по свидетельству современников, “с уважением и радостью принимали в любой точке земного шара”. Такое положение дел стало следствием денежной реформы, которую провел в 1897 г. министр финансов С. Витте.
Вплоть до первой мировой войны золотой запас Государственного банка России быстро рос, а российская валюта прибавляла в весе. Достаточно сказать, что в Германии золотой запас составлял 30%, а в Англии – 21% от российского. По некоторым оценкам, рубль в ту пору был одной из самых прочных валют не только Европы, но и мира. За один доллар, весомый в то время, давали 1 рубль 94 копейки.
После Октябрьской революции 1917 г. кризис денежной системы, вызванный первой мировой войной, был усугублен экономической политикой, исходившей из установки на то, что “коммунистическое общество не будет знать денег”. Эмиссия ограничивалась только нехваткой бумаги и краски. Монетный двор работал практически без выходных. В результате в 1921 г. покупательная способность пятидесятитысячной купюры приравнивалась к довоенной копейке.
Курс на стабилизацию валюты был взят только при переходе к нэпу осенью 1921 г. Был начат выпуск золотого червонца, который был обеспечен активами государства. К 1924 г. червонец вытеснил “совдензнаки” из обращения. За один червонец давали приблизительно 4,5 доллара.
В 1932 г. цены по сравнению с 1927 г. выросли в 13 раз. Была введена карточная система, существовавшая до 1936 г. и восстановленная в годы Великой Отечественной войны.
В 1947 г. правительство отменило карточки и провело денежную реформу.
В 1961 г. была осуществлена новая денежная реформа (введены купюры нового образца, проведена деноминация из расчета 10:1).
В 1989 г. был проведен первый неофициальный валютный аукцион, на котором зафиксирован тогдашний реальный курс доллара – 9 рублей за доллар (до этого официально считалось, что доллар стоит примерно 60 копеек).
С января 1992 г. была осуществлена либерализация цен и установлен свободный обменный курс рубля. К концу 1992 г. доллар стоил 415 рублей.
В январе 1998 г. прошла деноминация – техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца.
Комментарии к заданиям
Задание. Бартер – анахронизм, свидетельствующий о кризисном состоянии экономики, в первую очередь финансовой системы. “Удобен” бартер только тем участникам экономических отношений, которые пытаются укрыться от налогообложения, исказить норму прибыли и др.
Комментарии к темам рефератов, сообщений, дискуссий
1. “Деньги составляют средство для людей умных и цель – для глупцов” (П. Декурсель).
Эта тема позволяет обсудить вопрос о власти денег, их роли в жизни людей.
2. Дети и деньги.
Учащимся дается возможность на основе собственного опыта подумать о том, с какого возраста и в каком количестве разумно давать детям деньги на их собственные нужды. Учителю полезно напомнить о том, что через не очень продолжительное время они сами на практике обратятся к этой проблеме – уже как родители.
3. “Там царь Кощей над златом чахнет”: тема денег в отечественной и зарубежной художественной литературе.
В мировой литературе – классические романы Ч. Диккенса “Домби и сын”, Дж. Лондона “Железная пята”, его рассказы о золотоискателях, Д. Стейнбека “Зима тревоги нашей” и др.; в отечественной – произведения Ф. Достоевского “Идиот” и “Игрок”, пьесы А. Сухово-Кобылина, многие рассказы А. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Куприна и др. Уместно напомнить девятиклассникам о судьбе Иуды Искариота, предавшего Христа за тридцать сребреников. “Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился”.
Тема “Что такое налоги?”
Цель урока: раскрыть сущность и роль налогов в жизни общества, охарактеризовать их основные виды. Понятия для усвоения: налог налоговые льготы, подоходный налог.
Рекомендации по изучению нового материала
Материал учебника целесообразно дополнить конкретными нормами российского налогового права.
В налоговом праве выделяются субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Государственного таможенного комитета РФ, налоговая полиция. Все они имеют соответствующие права и обязанности.
Объекты налоговых правоотношений – движимое (ценные бумаги, деньги) и недвижимое (земельные участки, здания, сооружения, воздушные и морские суда и т.д.) имущество, или материальные блага. Объектами налоговых правоотношений являются также действия с имуществом: операции по реализации товаров, работ, услуг, по ввозу и вывозу товаров и др.
Выделяют следующие виды налогов:
прямые и косвенные (по способам взимания);
федеральные, региональные и местные (по уровням бюджета, в который они зачисляются);
налоги с физических и юридических лиц (по налогоплательщикам).
К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, в цену которого включен этот налог.
Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятия вносить назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, имущества и т.п. Этот способ налогообложения был и остается связан с применением принудительных мер – штрафов, судебного преследования, уголовных наказаний. Прямые налоги граждане платят очень неохотно. Причины понятны, эти налоги они должны вычитать из того, что, не будь налогов, было бы их достоянием. Отсюда и множество нарушений налогового законодательства, вплоть до уголовных.
Иное дело, косвенные налоги, когда деньги изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и, таким образом, налоговое бремя несут покупатели этих товаров. Размер платежа государству налогоплательщику неизвестен. Государство чаще увеличивает именно эти налоги, при этом демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. Население легко поддается на трюки ловких финансистов.
Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентированы на нее. Косвенные же налоги ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но вносятся в конечном итоге гражданами, покупающими товар или услуги. Эти налоги считают менее справедливыми, потому что бедные и богатые платят одинаково, разумеется, если у бедных есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. Кажущаяся мягкость косвенных налогов способствуют их популярности у финансовых властей.
По сравнению с прямыми косвенные налоги примитивны и грубы, но их легче собирать. В античные времена мытари, тогдашние сборщики косвенных налогов с торговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Но они умели хорошо считать. И этого было достаточно, чтобы собрать налог с товара.
Давно замечено, что преобладание того или иного типа налога определяется уровнем экономического развития страны. В развивающихся странах большинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Прямые налоги играют большую роль в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз.
Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук
Комментарии