Блокада Ленинграда. Молодая мать и двое детей: старшая дочь и сын. Еды на троих не хватает. Женщина, чтобы спасти более сильную девочку, перестает кормить мальчика. Через неделю он умирает. Мать и дочь выжили. Этот случай описывают в “Блокадной книге” Д. Гранин и А. Адамович. Что общего между военной трагедией и “Учителем года”? Урок учителя экономики из Ленинградской области Евгения ТРАВИНА.
Первая зарплата
Десятиклассников в кабинете немного, за окном минус 36. Сургут.
– Мне нужны два помощника для физического труда, поработать подставкой для книг, √ начинает урок Евгений Николаевич.
Зарплата за работу, как и в большой жизни, деньгами. Здесь они называются “травинки”, по фамилии учителя. Ими отмечают не только умственный труд, но и физический или человеческие качества: “за красивые глаза”, “за то, что не сказал ни слова”. “Экономика – самая несправедливая наука, – рассказывал Евгений Николаевич коллегам уже после урока, – дети должны быть готовы, что кто-то сможет добиваться многого за счет, например, внешности”.
Перед ребятами репродукции двух картин: “Явление Христа народу” А. Иванова и “Девятый вал” И. Айвазовского.
– В чем их отличие? – вопрос учителя для мыслительной разминки.
От примитивных ответов “на одной изображены люди, на другой море и людей мало”, через эрудированные “разные жанры” Травин ведет класс к ответам аналитическим: “картины выражают разные чувства – трагедию и надежду”.
Что общего между культурой и экономикой?
– Обе картины застрахованы на $500000, и оценены черным рынком в $2000000.
Молчание.
– Почему столь разные картины имеют одинаковую цену?
За ответы – “травинки”, чем интереснее и нестандартнее, тем больше сумма. А вот и первая кульминация урока:
– Знаете ли вы, что полотно “Явление Христа народу” Иванов писал 20 лет, а Айвазовский “Девятый вал” создал за┘ 11 дней!
Что испытали вы, узнав этот факт? Обсуждение подобного вопроса не требует итогового мнения учителя, самое время объявить тему урока: “Справедливые цены”. А знак препинания? Ребята поставили сами, какой посчитали нужным.
Компромисс
Что объединяет фонарик, шахматы, мазь от комаров, лазерный диск и бутылки с минеральной водой? Цена. Каждая вещь стоит около 50 рублей. Задача детей, вспомнив их, заполнить в таблице первый столбик. Обсуждая после этого, чьи цены оказались наиболее справедливыми, Травин подводит ребят к выводу: в экономике выбором по своим потребностям называется субъективная цена. Долгое обсуждение порождает желание узнать цену каждого предмета. Во вторую колонку учитель предлагает записать истину – магазинные цены. Первая колонка – цена потребителя, вторая – производителя. Если допустить диктат первой цены, то это приведет к разорению производства, если второй, то к банкротству рынка сбыта. Азбучные истины экономики ребята проходят полушутя, полуиграя, аргументируя идеи и защищая собственную точку зрения.
– Какой механизм ценообразования вы можете предложить?
– Компромисс или равновесные цены.
Третья колонка в таблице для того, чтобы сбалансировать разные мнения. Если потребитель и производитель оказываются в одинаковом выигрыше, значит, цены третьей колонки можно назвать справедливыми. Урок мог бы закончиться на этом. Тема открыта и закрыта. Вывод сделан. Но “звездные” уроки тем и отличаются, что там, где обычно ставят точку, мастера пишут новую главу.
Урок умер,
да здравствует игра!
Ваше судно терпит крушение во время перехода по Индийскому океану. Вы в сотнях миль от берега. Вам удалось спустить на воду спасательный плот, способный дрейфовать по течению. В аварийном запасе: фонарик, шахматы, мазь от комаров, лазерный диск, бутылка с минеральной водой. Задача ребят – оценить эти же предметы в ситуации, когда каждую минуту судно может уйти ко дну, и передать их на плот в зависимости от их ценности в конкретной ситуации. Игра от настоящего кораблекрушения отличается тем, что ее можно приостановить, обсудить нужные вопросы и продолжить. В чем разница механизма ценообразования первой колонки и четвертой? И в том и в другом случае блага субъективны, но в четвертой колонке они зависят от конкретной ситуации.
– Какая цена справедливее?
– Четвертая, поскольку она оценивает конкретную полезность вещи.
Во время кораблекрушения спасся не один, а несколько человек. Задача школьников – в группах прийти к единой оценке предметов. Данные занести в графу пять. Да, решение большинства может не всегда оказаться самым умным, но в патовой ситуации важнее согласие в коллективе, нежели точность решения. Шестая графа для независимого эксперта. В данной ситуации это компьютер, который, исходя из сотни подобных катастроф, определил важность предметов.
N 1 – лазерный диск. Солнечный зайчик от лазерного диска виден до 7 км. Это дает шанс подать сигнал спасательным самолетам, которые станут прочесывать место катастрофы.
N 2 – бутылка с водой. Позволит продержаться в жаре океана до 2 суток, что увеличит шансы на спасение.
N 3 – шахматы. Позволяют снять стресс, отвлечь играющих и успокоить остальных. Психологи утверждают, что психологическая устойчивость в таких ситуациях важнее физиологического комфорта. Спасенные пассажиры “Титаника”, вспоминают благотворную роль оркестра, который играл на палубе, успокаивая паникеров.
N 4 – фонарик. Достаточно бесполезная вещь, поскольку его свет рассеивается в радиусе 10 метров, а батарейка сядет через 8 часов.
N 5 – мазь от комаров. Совершенно бессмысленная вещь, ибо в океане нет насекомых.
Побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок.
Играя в кораблекрушение, ученики и не подозревают, что фактически определяют альтернативную стоимость предметов. Уже после Евгений Николаевич знакомит их с определением: “благо, которым мы жертвуем ради большего блага, и называется альтернативной стоимостью”. В седьмой графе таблицы ребята определяют альтернативу каждого предмета, например, для бутылки минеральной воды большее благо – лазерный диск, который увеличивает шанс на выживание.
Цена – денежное выражение, а альтернативная стоимость – качественный показатель благ.
– Что справедливее, цена или альтернативная стоимость? – На этот вопрос до сих пор не могут ответить ученые.
Кстати в ситуации катастрофы альтернативной стоимостью лазерного диска может быть спасательный плот и так далее. На вершине подобной пирамиды стоит благо, которому не может быть замены, – жизнь. Жизнью жертвуют ради блага своих детей, Родины, но, с другой стороны, лишившись жизни, мы не можем получить благо. Парадокс рационального экономического мышления умело превращен Травиным в итог урока: “Жизнь не имеет цены”.
Но если жизнь бесценна, то что делать в подобной ситуации? На последних минутах уходящего урока учитель рассказывает тот самый сюжет из “Блокадной книги” Гранина и Адамовича, с которого начиналась статья. И последний вопрос скорее риторический: “Что бы вы сказали матери перед тем, как она примет подобное решение?”
Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, специальный корреспондент
Комментарии