Ошибки там “отлавливают”
Экспертиза и апробация экономической литературы
Экономика – дисциплина для школы новая, но уже достаточно популярная. А поскольку спрос, как известно, рождает предложение, то и не удивительно, что на рынке появилось много учебников и учебных пособий. Разобраться в этом изобилии учителям сложно из-за того, что зачастую они сами являются новичками в преподавании экономики. Мы предлагаем мнения экспертов, непосредственно занимающихся разработкой, изданием и апробацией учебной литературы по этому предмету.
последние годы было написано и переведено большое количество учебных пособий по экономике для школ. Однако действительно качественных учебников среди них очень мало, особенно в последние два-три года. При этом многие из них под видом экономики излагают курсы менеджмента, маркетинга, предпринимательства, семейной экономики. В Нижнем Новгороде, например, разработали такой цикл учебников по экономике с 1-го по 10-й класс, в котором подробно, помимо всего прочего, описываются даже орудия труда первобытного человека.
Другая проблема – низкий уровень излагаемого материала. Так, учебные пособия профессора Бориса Абрамовича Райзберга, которые получили довольно широкое распространение, являют собой смесь марксистской политэкономии и современной экономической теории. Их отличает настолько низкий уровень профессиональной грамотности, что на прошедшей в Москве олимпиаде по экономике для тех детей, которые занимались по этим пособиям, пришлось устраивать отдельный поток.
Если говорить о переводных учебниках, то в первую очередь нужно назвать американский учебник “Прикладная экономика”. Это довольно хорошая книга, хотя несколько устаревшая. Главный ее недостаток в том, что она построена на американском материале и описывает экономику сформировавшегося рыночного, точнее даже смешанного типа, в то время как в России сейчас экономика, скорее, переходного типа. В этом году на заседании Экспертного совета Министерства (ныне Министерства общего и профессионального образования) образования РФ мы дали этому учебнику рекомендательный гриф. Правда, в мире преподавание в школах по иностранным учебникам не принято. Но, учитывая то, что в нем нет ошибок и что многие учителя прошли курс подготовки для работы с этой книгой, а также, что спрос на нее большой, мы на это пошли. Кстати, чтобы при изложении экономической теории лучше учесть именно российскую специфику, я только что переделал свой учебник “Экономика без тайн”. Он начнется с двух глав, целиком посвященных экономике страны. Первая глава показывает, каким образом и почему сложилась экономика России. Вторая посвящена нашей промышленности и сельскому хозяйству.
Хочу также отметить, что уже несколько лет идет работа над проектом оказания технической помощи экономическому образованию в России, который финансируется ЕС и Правительством России. Пилотными для этого проекта стали три города: Новосибирск, Пермь, Тамбов. В проекте есть направление – создание учебников по экономике для разных типов школ, которое оплачивается ЕС. Все учебники с открытым копирайтом, а это означает, что, после того как рукописи будут готовы, их можно будет отдать в любое издательство, не спрашивая на это разрешения автора. В рамках этого проекта уже вышло в свет несколько книг, в том числе и учебник для спецшкол преподавателей Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена – С.Иванова и А.Линькова. Сейчас он отправлен в пилотные регионы на апробацию.
Апробация – дело для нашей страны новое. Для меня идеальным является подход, который использует фирма “Прикладная экономика”. Работа над их учебником не прекращается уже десятки лет. За это время создана надежная система по “отлавливанию” ошибок. Каждый год фирма финансирует рецензии нескольких тысяч учителей, собирает эти рецензии, отшлифовывает учебник и каждые два-три года переиздает его с учетом всех замечаний. Мой учебник уже дважды проходил процесс апробации. И хотя порой просто не знаешь, как реагировать на полученные замечания – настолько диаметрально противоположными они бывают, – все-таки для учебника такая процедура очень полезна.
Если с апробацией все ясно, то с экспертизой учебников ситуация не столь однозначна. Коллеги из-за рубежа довольно отрицательно относятся к системе экспертизы учебников в России. Я сам являюсь членом Экспертного совета по экономике Министерства общего и профессионального образования РФ и вижу, что до тех пор, пока не будет государственных стандартов в этой области, такая система необходима.
В США существует Национальная ассоциация преподавателей экономики, которой государство доверило формирование стандартов образования. Мы пытаемся идти тем же путем. Сейчас подобные ассоциации создаются в Тамбове, Перми, Новосибирске, Москве. На повестке дня создание Всероссийской ассоциации.
Вообще же, говоря о зарубежном опыте создания учебников, прежде всего следует подчеркнуть, что, несмотря на огромное их количество, в основе лежит один и тот же стандартный набор понятий. А вот по структуре курса, его расположению, способу подачи материала, акцентам, используемым примерам, статистике все они различаются. Кто-то идет через макроэкономику, кто-то – через микроэкономику, есть математизированные учебники, в каких-то из них используется вербальный подход.
Здесь большую роль играют особенности национальной психологии. Так, немецкие учебники рассчитаны на сухое, упорядоченное мышление. И хотя это помогает структуризировать урок, задает логику построения материалов, для российской школы, которая очень вербальна, он довольно строг. Англичане включают такой материал, который вы не найдете в американских учебниках. Например, распределение, оптовая торговля, розничная торговля, реклама, размещение промышленности. Кроме того, они обязательно дают такую тему, как “Демократия населения”. Американцы же больше продвинулись в создании занимательных учебников, которые часто служат стандартом для других стран. А учебник Пола Самуэльсона “Экономикс”, выдержавший 17 изданий, является уже как бы мировым стандартом.
И все-таки в основе изучения экономики в любой стране лежит национальный учебник, о чем не следует забывать ни тем учителям, которые пользуются переводной литературой, ни тем, кто работает над созданием новых национальных учебников.
Игорь ЛИПСИЦ,
профессор, заведующий кафедрой экономики Высшей школы экономики
В издательстве вышло три учебника по экономике. Два из них – это учебники Бориса Абрамовича Райзберга: “Введение в экономику” и “Основы экономики и предпринимательства”. И если первый носит теоретический характер, то второй – более прикладной. Здесь множество практических заданий, деловых игр.
Новый учебник по экономике написан коллективом нижегородских авторов и называется “Основы экономических знаний”. С методикой мы, к сожалению, запаздываем, но в следующем году должно выйти методическое пособие “Основы предпринимательской деятельности” А.В.Будариной и др.
Кроме того, я хотела бы обратить внимание учителей на выходящий у нас в скором времени учебник “Коммерческая география России” Е.Л.Плисецкого для школ с гуманитарным уклоном. Это не просто экономическая география, а география с элементами статистики и экономики. Как дисциплина коммерческая география появилась в России в XIX веке в связи с развитием рыночных отношений. Тогда же был написан и первый учебник. И вот сейчас, после длительного перерыва, уже новая “Коммерческая география” выходит в нашем издательстве. Для школ с углубленным изучением экономических дисциплин новый учебник весьма актуален.
Татьяна с╝и╡нова,
ведущий редактор редакции естествознания и═экономики издательства “Просвещение”
В этом году издательство “Вита-пресс” оказалось в странном положении. С одной стороны, у нас никогда не было такого колоссального спроса на учебники, как сейчас. С другой – наше положение осложнилось из-за того, что Министерство образования (а теперь уже Министерство общего и профессионального образования РФ) включило учебники по экономике в список… первоочередных (после учебников для начальной школы). Казалось бы, надо радоваться, но все дело в том, что финансирование до сих пор не началось, а на места уже ушли списки, где учебники по экономике значатся как финансируемые в первую очередь. А это означает, что регионы будут в первую очередь заказывать книги по другим дисциплинам.
И все-таки мы надеемся, что там, где серьезно относятся к изучению экономики, будет проявлено достаточно инициативы, чтобы обеспечить учеников и учителей соответствующей учебной литературой.
Несмотря на отсутствие государственного финансирования, мы продолжаем выполнять свою издательскую программу в полном обьеме. Сейчас мы выпустили на свои средства первые пробные тиражи учебников И.Липсица и Л.Любимова. Под первый уже пишется А.Мицкевичем новый задачник, который будет готов к ноябрю. Над методикой к нему работает Елена Владиславовна Савицкая.
В нашем издательстве есть полный комплект учебников по экономике с 1-го по 11-й класс, включая новые учебники Липсица и Любимова. Кроме того, вышла книга “Введение в историю экономической мысли” Евгения Майбурда. И, наконец, сейчас мы готовим к печати книгу нынешнего министра экономики Евгения Григорьевича Ясина о проводимой в России экономической реформе. Думаю, что она станет хорошим подспорьем учителям в освещении вопросов современного экономического положения нашей страны.
Людмила Антонова, директор издательства
“Вита-пресс”
Комментарии