В 2001 году работа по развитию среднего профессионального образования строилась на основе Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования. Конкретизация положений этих документов применительно к среднему профессиональному образованию нашла свое отражение в Программе развития среднего профессионального образования России, плане работы Минобразования России, в частности Управления среднего профессионального образования. С целью контроля за выполнением Программы развития среднего профессионального образования России, обеспечения ее адекватности тем изменениям, которые происходят в системе образования, на заседании коллегии министерства в январе 2001 года был рассмотрен вопрос “О ходе выполнения Программы развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы”, одобрены итоги выполнения Программы за истекший период, внесены необходимые изменения (приказ Минобразования России от 10.05.2001 N2015).
Работа по развитию среднего профессионального образования ведется на основе взаимодействия широкого круга соисполнителей – федеральных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, государственно-общественных и общественных организаций. Выполняется более 70 региональных и более 20 отраслевых программ развития среднего профессионального образования.
Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов. Средние специальные учебные заведения достаточно равномерно распределены по субъектам Российской Федерации, функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Деятельность среднего профессионального образования соответствует основным требованиям современного рынка труда – требованиям экономичности и динамизма подготовки кадров. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.
Усиление ориентации среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования – все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
Средняя профессиональная школа включает в себя более 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях, составила в 2001 году 2410 тысяч человек, прием на обучение – 851 тысяча человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием – 593 тысячи человек.
Конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения на бюджетной основе составил в 2001 году по всем формам обучения – 1,75 человека на место, по очной форме обучения – 1,85 человека на место. По результатам приема студентами средних специальных учебных заведений стали 12% выпускников основных общеобразовательных школ и 26% выпускников средних (полных) школ.
Содержание среднего профессионального образования и организация образовательного процесса
Осуществляется последовательное совершенствование содержания среднего профессионального образования и организации образовательного процесса, направленное на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений.
Проведен мониторинг реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) в средних специальных учебных заведениях, обобщен опыт образовательных учреждений по подготовке специалистов в условиях действия стандарта. Сформирована автоматизированная информационно-поисковая система “Общероссийский фонд государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования”, содержащая тексты ГОС СПО по специальностям, примерных учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и обеспечивающая обработку запросов в диалоговом режиме.
В связи с окончанием в 2002 году срока действия образовательного стандарта среднего профессионального образования первого поколения реализуется комплекс мероприятий по разработке нового поколения ГОС СПО.
На основе результатов мониторинга реализации профессиональных образовательных программ в средних специальных учебных заведениях разработана модель ГОС СПО нового поколения.
В целях обеспечения разработки и введения в действие нового поколения ГОС СПО разработаны следующие нормативные документы:
– Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который будет введен в действие с 2002/2003 учебного года (приказ Минобразования России от 02.07.2001 N2572);
– Указатель соответствия между новым и действующим до 1 сентября 2002 года классификаторами специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 17.07.2001 N2714);
– Перечень специальностей среднего профессионального образования, закрепляемых за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 17.07.2001 N2713);
– Положение об экспертизе и утверждении проектов второго поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и примерных учебных планов по специальностям среднего профессионального образования (утверждено 13.09.2001, письмо Минобразования России от 18.09.2001 N18-52-972ин/18-15).
Утверждено Положение об Учебно-методическом совете по группе специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 29.01.2001 N250). Созданы учебно-методические советы по группам специальностей (приказ Минобразования России от 18.06.2001 N2418) и учебно-методические комиссии по специальностям.
Для методического обеспечения разработки ГОС СПО нового поколения сформированы следующие документы:
– Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования базового уровня (письма Минобразования России от 19.06.2001 N18-52-691 ин/18-15, от 24.10.2001 N18-52-1150 ин/18-15 и от 19.11.2001 N18-52-1233 ин/18-15);
– Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего профессионального образования базового уровня (письмо Минобразования России от 03.07.2001 N18-52-743 ин/18-15);
– Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по педагогическим специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 24.08.2001 N18-52-885 ин/18-15).
Совместно с методическими службами 26 министерств и ведомств, являющихся разработчиками ГОС СПО по закрепленным за ними специальностям, выработаны предложения по унификации содержания общепрофессиональных дисциплин по группам специальностей среднего профессионального образования, установлению нормативных сроков обучения, квалификации выпускника, продолжительности производственной (профессиональной) практики. Проведены заседания согласительных комиссий по 28 группам специальностей среднего профессионального образования.
Проведена Всероссийская научно-практическая конференция “Тенденции развития содержания среднего профессионального образования и проблемы обновления государственного образовательного стандарта” (октябрь 2001 года, Москва). На конференции обсуждены проблемы развития содержания среднего профессионального образования, обеспечения разработки и реализации ГОС СПО нового поколения, рассмотрены проекты ГОС СПО по всем группам специальностей. По итогам конференции приняты Рекомендации.
В 2001 году разработаны проекты ГОС СПО в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по 120 специальностям технического, сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей. Проекты Государственных требований направлены на экспертизу, которая проводится с привлечением представителей ведущих предприятий и учреждений соответствующих отраслей экономики, профессиональных ассоциаций работодателей. В I квартале 2002 года Государственные требования нового поколения утверждены Минобразованием России и с 2002/2003 учебного года введены в образовательный процесс средних специальных учебных заведений.
При формировании ГОС СПО большое внимание уделяется рационализации учебных планов, разработке и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий, пропаганде здорового образа жизни, всесторонней профилактике вредных привычек. В проекты нового поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям в обязательную для всех специальностей среднего профессионального образования дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” включены такие дидактические единицы, как “основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака”.
В проектах нового поколения Государственных требований по специальностям среднего педагогического образования предусмотрена новая дисциплина “Основы медицинских знаний”, в которой в качестве дидактических единиц содержатся понятия здоровый образ жизни; здоровье и факторы риска в разных возрастных периодах, их причины, распространенность; системы самооздоровления и самосовершенствования; адаптация и стресс; норма и отклонение от нормы у детей и подростков.
В соответствии с необходимостью подготовки кадров для информатизации общеобразовательных школ введена новая педагогическая специальность 0324 Информатика (приказ Минобразования России от 21.11.2001 N3755).
В целях комплексного обеспечения образовательного процесса учебной литературой совместно с министерствами (ведомствами), методическими организациями (службами) органов управления образованием, издательствами проведен анализ обеспеченности средних специальных учебных заведений учебниками и учебными пособиями. Сформирован аннотированный каталог учебников, учебных пособий и учебно-методической литературы для средних специальных учебных заведений. Подготовлены предложения по формированию перспективного плана издания учебной литературы для системы среднего профессионального образования на 2001-2005 годы.
Определены головные издательства, обеспечивающие выпуск учебной литературы, сформирован перечень учебников и учебных пособий, издание которых необходимо в первоочередном порядке, определена процедура подбора авторов, рецензентов и независимых экспертов, проведения экспертной оценки материалов, отлажен механизм присвоения учебной литературе для среднего профессионального образования грифа Минобразования России. К началу 2001/2002 учебного года выпущено более 270 наименований учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям ГОС СПО. Сформирован механизм подготовки учебных пособий, создаваемых образовательными учреждениями самостоятельно.
Создана система мониторинга в части формирования комплекта учебной литературы: определения номенклатуры, подбора авторов, экспертизы, издания, распространения.
Осуществляется поэтапное формирование комплексной системы оценки качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Проведен анализ практики оценки качества подготовки выпускников, разработана концепция системы тестирования уровня обученности студентов средних специальных учебных заведений, методика создания, проведения и интерпретации результатов тестирования. Сформирован компьютерный банк тестовых заданий для проведения итоговой государственной аттестации выпускников по экономическим и юридическим специальностям.
Активно внедряются в образовательный процесс средних специальных учебных заведений личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии. Осуществляется развитие форм обучения (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форм, экстерната) и их гибкого сочетания с использованием новых технологий организации обучения в целях формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Созданы региональные центры модульного обучения.
Выполняется Программа развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования. В 2001 году в эксперименте по апробации дистанционных технологий в образовательном процессе принимали участие 45 средних специальных учебных заведений. Проведен цикл семинаров для руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования, участвующих в экспериментальной работе по дистанционному образованию. Сформированы рабочие группы из представителей образовательных учреждений для разработки учебно-методического обеспечения по реализации основных направлений Программы развития дистанционного образования. Проведен Всероссийский семинар-совещание “Использование дистанционных технологий в системе среднего профессионального образования” (ноябрь 2001 года, Москва).
Важное место в деятельности системы среднего профессионального образования занимает воспитательная работа со студентами. Реализуется Программа развития воспитания в системе образования России.
Проведено Всероссийское совещание-семинар “Воспитание – проблема современного образования в России” (февраль 2001 года, Нижний Новгород). На совещании-семинаре обсуждены проблемы формирования вариативных воспитательных систем, учебного процесса как средства воспитательной деятельности, гражданского и нравственного становления личности студента, формирования социальной и профессиональной мобильности, студенческого самоуправления, профилактики здорового образа жизни и отклоняющегося поведения в молодежной среде, организации досуга в средних специальных учебных заведениях. По итогам совещания-семинара принята резолюция.
Утверждена Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 годы (5.03.2001). В ее разработке принял участие широкий круг отраслевых и региональных органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций. Начата реализация Программы.
В ряде субъектов Российской Федерации сформированы региональные программы развития воспитания. Проведен ряд научно-практических конференций, совещаний, семинаров по проблемам воспитательной деятельности.
Расширяется использование различных форм внеучебной деятельности студентов (конференции, смотры, конкурсы, предметные кружки, кружки технического творчества, коллективы художественного самодеятельного творчества, спортивные секции, клубы по интересам и т.п.). В целом 44% студентов охвачены теми или иными формами воспитательной деятельности. Проводятся отраслевые и региональные олимпиады студентов по гуманитарным, экономическим и общепрофессиональным дисциплинам, научно-практические конференции студентов, региональные конкурсы профессионального мастерства, конкурсы “Студент года”.
В соответствии с Программой развития воспитания в системе среднего профессионального образования одним из основных направлений является формирование у студентов здорового образа жизни. В рамках этого направления предусмотрены следующие мероприятия:
– разработка предложений по формированию перечня дисциплин по выбору, факультативов, направленных на формирование культуры здоровья, психологии общения, коммуникативной культуры, этикета, этики;
– организация встреч и бесед студентов средних специальных учебных заведений с наркологами, психотерапевтами, представителями судебных и правоохранительных органов;
– формирование комплексной системы оказания медицинской и наркологической помощи студентам;
– создание в средних специальных учебных заведениях служб доверия, кабинетов психологической разгрузки; разработка предложений по введению в штатное расписание средних специальных учебных заведений должностей психолога, социолога, социального педагога, юриста, педагога-организатора.
В планах работы региональных советов директоров, их методических кабинетов, творческих групп и методических объединений предусмотрены мероприятия по профилактике психологической зависимости студентов средних специальных учебных заведений со следующим содержанием: изучение существующих моделей профилактики психологической зависимости студентов; разработка стратегии совместных действий учебных заведений и социальных партнеров при формировании модели первичной профилактики психологической зависимости студентов с учетом возможностей и особенностей учебных заведений; определение роли куратора группы и студенческого самоуправления в профилактической работе; внедрение модели первичной профилактики психологической зависимости студентов в деятельность учебных заведений.
Развитие содержания среднего профессионального образования и совершенствование организации образовательного процесса сдерживается рядом проблем.
Значительное ослабление связей учебных заведений с потребителями кадров привело к снижению влияния профессиональных сообществ, предприятий на формирование содержания подготовки специалистов. В этих условиях основной задачей является обеспечение соответствия образовательных и профессиональных стандартов, привлечение социальных партнеров к определению необходимых профессиональных компетенций выпускника.
Крайне недостаточно обеспечение образовательных учреждений учебными и учебно-методическими средствами для внедрения новых технологий обучения. Во многих учебных заведениях отсутствуют технические средства для введения в образовательный процесс информационных технологий, организации дистанционного образования.
Не разработана в необходимой мере нормативно-правовая база и учебно-программная документация, обеспечивающая функционирование и развитие непрерывного профессионального образования. Отсутствует нормативно-правовое обеспечение профессионального статуса специалиста со средним профессиональным образованием повышенного уровня.
Требует значительного улучшения воспитательная работа в средних специальных учебных заведениях. Неудовлетворительное положение дел в этой области связано, с одной стороны, с недостаточной научной проработкой вопросов воспитания, с другой – с отсутствием необходимого материально-технического, учебно-методического, кадрового обеспечения.
Масштабы и структура подготовки специалистов со средним профессиональным образованием
С 1995 года динамика подготовки специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема и численности студентов, с 1996-го – увеличением выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов вырос на 189 тысяч человек, или 29%, численность студентов – на 434 тысячи человек, или 22%, выпуск специалистов – на 99 тысяч человек, или 20%.
Расширяется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по договорам с юридическими и физическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием в средние специальные учебные заведения по договорам с оплатой стоимости обучения в 2001 году составил 337 тысяч человек (40% от общего приема студентов), численность студентов – 818 тысяч человек (34% от общей численности студентов).
Изменяется профильная структура подготовки специалистов со средним профессиональным образованием: доля приема по специальностям экономического и гуманитарного профилей от общего приема возросла с 11% в 1980 году до 36% в 2001 году за счет сокращения доли приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям (соответственно с 53 до 37% и с 12 до 5%).
В последние годы сформировалась тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля. В период с 1996 года произошло увеличение приема по всем основным направлениям среднего технического образования, в том числе по группам специальностей “Энергетика”, “Информатика и вычислительная техника”, “Технология продовольственных продуктов”, “Метрология, стандартизация и контроль качества” – в 2 раза и более; по группам специальностей “Разработка полезных ископаемых”, “Технологические машины и оборудование” – в полтора раза и более; по группам специальностей “Металлургия”, “Строительство и архитектура”, “Эксплуатация транспорта” – в 1,3 раза.
Быстрым развитием характеризуется подготовка специалистов в области сервиса. С 1996 года прием по группе специальностей “2300 Сервис” увеличился в 7,7 раза.
К наиболее важным тенденциям развития сети средних специальных учебных заведений необходимо отнести ее регионализацию, диверсификацию в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности учебных заведений, интеграцию образовательных учреждений различных профилей и типов.
Анализ территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений показывает достаточную оптимальность их размещения. Подготовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках. В более чем 90% субъектов Российской Федерации прием студентов в средние специальные учебные заведения (в расчете на 10 тысяч человек населения) составляет более 2/3 от среднего по России (для сравнения: прием в вузы составляет более 2/3 от среднего по России только в 60% субъектов Российской Федерации). 45% от общего приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляется в городах, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и других населенных пунктах, не имеющих статуса города, где возможность получения высшего профессионального образования ограничена (для сравнения: прием студентов в вузы в таких населенных пунктах составляет 23% от общего приема в вузы).
Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют 1010 колледжей (38% от общего количества учебных заведений), представляющих собой учебные заведения нового вида, имеющие более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.
Расширяется взаимодействие между учебными заведениями различных профилей и типов в рамках регионов. Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах, происходящих в системе профессионального образования.
В настоящее время функционируют 210 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Такие подразделения сформированы как путем интеграции самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, так и в результате открытия подготовки специалистов среднего звена в вузах. Следствием развития взаимодействия между средним профессиональным и высшим образованием является рост численности выпускников со средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования: в 2001 году она составила 322 тысячи человек, или 25,5% от общего приема в вузы (в 1995 году – 112 тысяч человек, или 18%). При этом более 80% выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
Осуществляется формирование региональных образовательных комплексов на базе средних специальных учебных заведений: Гжельского художественно-промышленного колледжа (Московская область), Новочеркасского промышленно-гуманитарного колледжа (Ростовская область), Дмитровского политехнического колледжа (Московская область), Самарского государственного профессионально-педагогического колледжа, Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий, Хибинского технического колледжа (Мурманская область) и др.
Проведено совещание по проблемам и перспективам развития многоуровневого образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (май 2001 года, Ижевск).
Осуществляется организационно-методическое обеспечение упорядочения сети средних специальных учебных заведений. Активизировалось формирование новых средних специальных учебных заведений на базе учреждений начального профессионального образования. В 2001 году 11 профессиональных лицеев преобразованы в средние специальные учебные заведения. При участии Управления среднего профессионального образования создано 5 муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Осуществляется интеграция средних специальных учебных заведений различных профилей друг с другом, педагогических учебных заведений, образовательных учреждений культуры и искусства.
В 2001 году проведен анализ размещения подготовки специалистов среднего звена в территориальном и профильном аспектах. Сформированы контрольные цифры приема в средние специальные учебные заведения с учетом прогноза потребности в специалистах среднего звена. Подготовлена аналитическая записка по оптимизации управления системой среднего профессионального образования.
В 2001 году в соответствии с планом Минобразования России по реализации Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской республики выполнены следующие мероприятия:
– проведена работа по приему на обучение в средние специальные учебные заведения выпускников общеобразовательных учреждений Чеченской республики. В средние специальные учебные заведения различных регионов России принято 350 абитуриентов из Чеченской республики, что в три раза превышает заявку Минобразования Чеченской республики;
– совместно с отделом по восстановлению системы образования Чеченской республики проведен анализ состояния материально-технической базы и организации учебно-воспитательного процесса средних специальных учебных заведений, расположенных в Чеченской республике;
– оказана помощь по вопросам организации среднего педагогического образования в Чеченской республике. Проведено заседание Совета директоров педагогических колледжей и училищ Северо-Кавказского региона с участием представителей Чеченской республики (март 2001 года, Нальчик). В мае 2001 года проведена акция в поддержку среднего педагогического образования Чеченской республики, в ходе которой Московским педагогическим колледжем N5 передана учебно-методическая и учебно-программная документация по педагогическим специальностям Грозненскому педагогическому колледжу и Гудермесскому педагогическому училищу;
– оказана помощь руководителям средних специальных учебных заведений Чеченской республики в вопросах обеспечения нормативной документацией и управления учебными заведениями. Представители Чеченской республики приняли участие в работе съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России.
В качестве основных проблем в области совершенствования структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием необходимо отметить следующие.
В условиях неопределенности ситуации на рынке труда, отсутствия обоснованного государственного заказа на подготовку кадров реальная структура подготовки специалистов во многом формируется на основании востребованности образовательных услуг со стороны населения, которая далеко не всегда соответствует современному состоянию и перспективам развития экономики и социальной сферы.
Сложная финансовая ситуация вызывает необходимость привлечения учебными заведениями дополнительных источников внебюджетного финансирования, что приводит к не всегда оправданному расширению платной подготовки кадров по специальностям, пользующимся спросом со стороны населения [в учебных заведениях, находящихся в ведении Минатома России (54% от общего приема), Минсвязи России (51%), Минэкономразвития России (58%), Минэнерго России (59%), Госкомстата России (68%), Госстроя России (57%)].
Имеют место сложности в реализации интеграционных процессов в системе профессионального образования. Нормативно-правовая база, определяющая особенности хозяйственной деятельности образовательных учреждений, не обеспечивает равноправного взаимодействия отдельных образовательных уровней в составе многоуровневых комплексов. Сохранение такого положения дел может привести к значительному спаду интеграционной активности, вплоть до полного прекращения.
Недостаточно проработаны вопросы развития инновационных образовательных учреждений в системе среднего профессионального образования, учебно-производственных комплексов, осуществляющих наряду с реализацией образовательных программ среднего профессионального образования производственную деятельность, соответствующую профилю подготовки специалистов.
Организационно-экономические отношения в системе среднего профессионального образования
В условиях значительного недостатка бюджетного финансирования образовательная политика отраслевых и региональных органов управления средним профессиональным образованием направлена на формирование системы многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений за счет местных бюджетов, внебюджетной деятельности учебных заведений. Многие учебные заведения в целом успешно осваивают различные формы внебюджетного финансирования путем расширения объема реализации образовательных программ на платной основе, осуществления производственной деятельности (производство продукции, обслуживание населения), развития консалтинговых услуг и др.
Подготовлены предложения по формированию государственного бюджета в части финансирования средних специальных учебных заведений. Сформированы предложения об упорядочении отношений собственности в системе среднего профессионального образования.
В целях улучшения обеспечения средних специальных учебных заведений оборудованием подготовлены предложения по составу учебно-лабораторных комплексов по специальностям среднего профессионального образования (по 20 группам специальностей среднего профессионального образования).
Задача совершенствования организационно-экономических отношений в системе среднего профессионального образования требует научной проработки путей формирования современного механизма финансирования затрат и использования полученных средств. С этой целью Институтом проблем развития среднего профессионального образования с 2000 года реализуется научно-исследовательская работа по теме “Совершенствование организационно-экономического механизма управления образовательным учреждением среднего профессионального образования”. В работе принимают участие средние специальные учебные заведения, имеющие опыт инновационной деятельности в данной области.
В целях координации деятельности средних специальных учебных заведений по совершенствованию организационно-экономических отношений проведено совещание-семинар “Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования средних специальных учебных заведений” (декабрь 2001 года, Москва).
Первоочередной задачей в области совершенствования организационно-экономических отношений является улучшение финансирования системы среднего профессионального образования. Дополнительное бюджетное финансирование образования должно осуществляться прежде всего из региональных и местных бюджетов. Наряду с этим важным источником обеспечения расширения подготовки специалистов, поддержания и развития материально-технической и учебно-методической базы учебных заведений должно стать привлечение внебюджетных средств.
Другим направлением улучшения ресурсного обеспечения образования является повышение эффективности использования средств: за счет внедрения новых образовательных технологий, совместного пользования ресурсами, в том числе информационными, несколькими учебными заведениями и т.д.
Проблемы в области финансирования образовательных учреждений связаны также с организационными аспектами. В 2001 году в соответствии с указаниями Минфина России расчетные счета по внебюджетной деятельности средних специальных учебных заведений были переданы в органы Федерального казначейства, что отрицательно повлияло на организацию финансовой деятельности: возрос объем документации, увеличились сроки прохождения документов. Утрачена самостоятельность учебных заведений в вопросах расходования внебюджетных средств.
В течение года отмечались случаи несвоевременного выделения лимитов финансирования учебных заведений и перечисления денежных средств. В I квартале финансирование производилось только по защищенным статьям расходов (зарплата, стипендии, оплата коммунальных услуг). Осложнено перераспределение средств по кодам экономической классификации в пределах года и квартала.
Управление средним профессиональным образованием
Сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования характеризуется многочисленностью учебных заведений и их значительным разнообразием по организационно-правовым формам и ведомственной принадлежности.
В настоящее время государственные учебные заведения федерального подчинения составляют 61% от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений, государственные учебные заведения подчинения субъектов Российской Федерации – 38%, муниципальные учебные заведения – 1%. Активно развивается негосударственный сектор системы среднего профессионального образования.
Структура сети средних специальных учебных заведений по ведомственной принадлежности включает в себя более 25 министерств и ведомств, наиболее крупными из которых по количеству учебных заведений являются следующие: Минобразование России – 700 подведомственных учебных заведений и 339 педагогических учебных заведений (38% от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений), Минздрав России – 389 учебных заведений (14%), Минсельхоз России – 300 учебных заведений (11%), Минкультуры России – 268 учебных заведений (10%).
Основным условием повышения эффективности системы управления средним профессиональным образованием является формирование и реализация отраслевых и региональных программ развития среднего профессионального образования. В настоящее время такие программы разработаны более чем в 70 регионах и 20 министерствах. Разработка и реализация региональных и отраслевых программ, осуществляемая на основе Программы развития среднего профессионального образования России, способствует развитию взаимодействия между органами управления образованием федерального и регионального уровней в части среднего профессионального образования.
В 2001 году Управлением среднего профессионального образования рассмотрены вопросы о развитии ряда региональных систем среднего профессионального образования.
Состояние, развитие и задачи системы среднего профессионального образования обсуждены на выездных зональных совещаниях руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений (март-апрель 2001 года).
Ведется подготовка и анализ эффективности реализации соглашений о разграничении полномочий между Минобразованием России и органами управления образованием субъектов Российской Федерации в части среднего профессионального образования. В настоящее время осуществляется реализация более 30 соглашений о разграничении полномочий между Минобразованием России и органами управления образованием субъектов Российской Федерации в части среднего профессионального образования. В 2001 году проведена экспертиза 15 соглашений в части среднего профессионального образования (14 вновь заключаемых соглашений и 1 в связи с продлением срока действия).
Проведен анализ проекта соглашения между Министерством образования Российской Федерации и Департаментом науки и образования администрации Самарской области о порядке соучредительства государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Осуществляется совершенствование системы контроля деятельности средних специальных учебных заведений. Совместно с Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации разработан пакет документов, регламентирующих проведение государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования:
– Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) (приказ Минобразования России от 02.07.2001 N2574);
– Об утверждении Перечня основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 01.10.2001 N3249);
– Об утверждении формы бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) и приложения к нему (приказ Минобразования России от 19.10.2001 N3409).
В соответствии с приказом Минобразования России от 20.11.2001 N3734 “О комплексной оценке деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Минобразования России, и негосударственных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений)” и в целях совершенствования процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования с 01.01.2002 г. будет осуществляться комплексная оценка деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования, что позволит обеспечить сокращение времени принятия решений, объема делопроизводства, финансовых затрат образовательного учреждения на указанные процедуры.
Процедура комплексной оценки деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования опробована в 2001 году в Красногорском оптико-электронном колледже (Московская область).
Развивается государственно-общественный характер управления средним профессиональным образованием. В системе среднего профессионального образования действуют 79 региональных советов директоров и 18 профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений, которые представляют собой авторитетные органы по стабилизации и развитию среднего профессионального образования. Наиболее эффективно работают ассоциации техникумов и колледжей легкой и текстильной промышленности (“Рослегпромобразование”), учебных заведений автомобильной промышленности, строительных техникумов и колледжей, профессионально-педагогических техникумов и колледжей, учебных заведений лесотехнической промышленности, учебных заведений металлургической промышленности, Совет директоров педагогических училищ и колледжей России. В работе советов директоров и профильных ассоциаций появилось много новых форм по объединению усилий учебных заведений, всех заинтересованных организаций в решении проблем средней профессиональной школы.
Утверждено Примерное положение о Совете директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации (решение Минобразования России и Общероссийской общественной организации “Союз директоров средних специальных учебных заведений России” от 27.06.2001 N2526/3).
Активно работает Союз директоров средних специальных учебных заведений России, объединяющий директорский корпус образовательных учреждений среднего профессионального образования различных видов и профилей. Деятельность союза позволяет осуществлять эффективное взаимодействие учебных заведений по организационным, методическим, содержательным вопросам развития среднего профессионального образования.
Проведен II съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России (март 2001 года, Москва), на котором обсуждены итоги деятельности союза, определены задачи на предстоящий период, выработаны рекомендации по совершенствованию содержания среднего профессионального образования, нормативно-правового, кадрового, материально-технического обеспечения деятельности средних специальных учебных заведений. Утвержден и реализуется план мероприятий по выполнению постановления II съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Осуществляется подготовка и проведение встреч президиума Союза директоров средних специальных учебных заведений России с министром образования.
Функционирует Федеральный совет по среднему профессиональному образованию при Минобразовании России, являющийся совещательным органом и призванный вырабатывать рекомендации по решению задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования. В 2001 году проведено 2 заседания федерального совета.
Осуществляется автоматизированный мониторинг функционирования и развития системы среднего профессионального образования по данным отчетов о деятельности средних специальных учебных заведений. По результатам мониторинга подготовлен аналитический сборник “Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2000 году (статистические данные)”. Издан Справочник для поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования Российской Федерации в 2001 году. Подготовлен оригинал-макет Справочника для поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования в 2002 году.
Подготовлено письмо “Об итогах приема на очную форму обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования в 2001 году и задачах на 2002 год” (письмо Минобразования России от 20.12.2001 N18-51-1342 ин/18-25).
Значительно расширено освещение деятельности системы среднего профессионального образования в средствах массовой информации. Основными печатными органами средней профессиональной школы являются газета “Вестник среднего профессионального образования” и журнал “Среднее профессиональное образование”. В 2001 году тираж журнала “Среднее профессиональное образование” вырос в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом и составил 3 тысячи экземпляров. Начато издание журнала “Абитуриент” тиражом 2 тысячи экземпляров. Организовано систематическое освещение деятельности среднего профессионального образования в “Учительской газете” путем публикации ежемесячной полосы по проблемам средней профессиональной школы. Деятельность системы среднего профессионального образования отражается в отраслевых и региональных периодических изданиях.
Основными проблемами в области совершенствования управления средним профессиональным образованием являются следующие.
Недостаточно проработан механизм взаимодействия органов управления средним профессиональным образованием федерального, регионального и муниципального уровней. Необходимо формирование единой системы, обеспечивающей координацию деятельности органов управления образованием различных уровней на основе взаимосвязанных программ развития среднего профессионального образования.
Значительная рассредоточенность средних специальных учебных заведений по ведомственной принадлежности приводит к снижению эффективности управления системой среднего профессионального образования.
Отсутствует целостная система контроля деятельности средних специальных учебных заведений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов. Необходимо усилить внимание к конкретным методикам и процедурам, обеспечивающим эффективный контроль качества образования в условиях возросшей автономности образовательных учреждений и диверсификации образовательных программ.
Недостаточно реализуется потенциал общественных организаций в системе среднего профессионального образования, не в полной мере используются возможности их взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием.
Кадровое обеспечение среднего профессионального образования
Образовательный процесс в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях осуществляют 161,8 тысячи штатных преподавателей и внешних совместителей (в том числе 130,7 тысячи штатных преподавателей и 31,1 тысячи преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства), а также 28,1 тысячи преподавателей, работающих на условиях почасовой оплаты труда. В составе численности штатных преподавателей 34% находятся в возрасте до 40 лет, 16% – в возрасте до 30 лет. Численность женщин составляет 75%.
Повышается качественный состав преподавательского персонала. В настоящее время в средних специальных учебных заведениях работают 6,4 тысячи кандидатов и докторов наук, что составляет 3,4% от общей численности преподавательского персонала (в 1996 году – 2,6%).
В связи с введением нового Положения об аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования России от 26.06.2000 N1908) проведено 19 заседаний Центральной аттестационной комиссии Минобразования России, на которых аттестовано более двух тысяч педагогических и руководящих работников подведомственных средних специальных учебных заведений на соответствие высшей квалификационной категории. Оказана консультативная помощь федеральным министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования, проведено разъяснение вопросов введения Положения об аттестации руководящих и педагогических работников на 25 семинарах, в которых приняли участие более 300 руководителей средних специальных учебных заведений.
Проведена работа по подготовке и внесению изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
С участием Союза директоров средних специальных учебных заведений России разработаны мероприятия по улучшению морального стимулирования работников техникумов и колледжей. На II съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России принято решение о проведении конкурсов “Преподаватель года” и “Директор года” среди педагогических и руководящих работников средних специальных учебных заведений во всероссийском масштабе. Разработано Положение о Всероссийском конкурсе “Директор года”, Положение о Всероссийском конкурсе “Преподаватель года”. В 2001 году проведены региональные конкурсы “Преподаватель года” в 12 регионах.
Ведется мониторинг кадровой обеспеченности средних специальных учебных заведений и системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров для среднего профессионального образования.
Осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавателей и руководителей учебных заведений, работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации на базе Института проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России. В структуре института организованы курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников средних специальных учебных заведений. Реализуется программа профессиональной переподготовки преподавателей специальных дисциплин, не имеющих педагогического образования, с присвоением им квалификации “преподаватель”. Численность повысивших квалификацию на базе Института проблем развития среднего профессионального образования в 2001 году составила более трех тысяч человек.
Расширяется повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников средних специальных учебных заведений на базе отраслевых министерств и ведомств, региональных институтов повышения квалификации.
В качестве основных проблем в области кадрового обеспечения необходимо отметить следующие.
Для обеспечения средних специальных учебных заведений педагогическими кадрами необходимо ежегодное формирование целевого заказа на подготовку специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования, пополнение кадрового состава средних специальных учебных заведений руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.
Недостаточно развита система дополнительного профессионального образования для педагогических и руководящих работников средних специальных учебных заведений. Необходимо расширение спектра образовательных программ и повышение качества их реализации с учетом потребностей образовательных учреждений по совершенствованию кадрового потенциала, прежде всего в части подготовки преподавателей для реализации новых специальностей и образовательных технологий.
Кроме того, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников, административно-технического и учебно-вспомогательного персонала затруднены из-за недостатка средств у учебных заведений.
Социально-экономическая поддержка обучающихся и работников средних специальных учебных заведений
Осуществляется поэтапное совершенствование социально-экономического обеспечения обучающихся и работников средних специальных учебных заведений.
Управление среднего профессионального образования приняло участие в разработке Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года N487).
Задача социальной поддержки обучающихся может быть решена только с участием средних специальных учебных заведений, региональных органов управления образованием. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования “среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы”. В настоящее время во многих учебных заведениях сформированы системы социальной поддержки обучающихся.
Общесистемной является задача совершенствования социально-экономического обеспечения работников образовательных учреждений. Низкая заработная плата преподавателей и других работников средних специальных учебных заведений, неудовлетворительное финансирование образовательных учреждений приводит к оттоку наиболее перспективных кадров, отсутствию пополнения кадрового состава молодыми специалистами и как следствие – к постепенному старению преподавательского персонала. Педагогические коллективы практически не пополняются специалистами, имеющими опыт производственной деятельности.
Необходимо значительное улучшение условий оплаты труда работников средних специальных учебных заведений, которое наряду с возрастанием бюджетного финансирования должно дополняться использованием внебюджетных источников.
В средних специальных учебных заведениях работают в качестве преподавателей 6,4 тысячи кандидатов и докторов наук. Необходимо предусмотреть усиление материального стимулирования таких работников путем установления надбавок к должностным окладам педагогических работников средних специальных учебных заведений, имеющих ученые степени и ученые звания.
В дальнейшем необходимо формирование целостной системы социально-экономической поддержки обучающихся и работников на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне образовательных учреждений, включающей в себя совершенствование системы оплаты труда работников средних специальных учебных заведений, социальных гарантий и льгот для обучающихся и работников, обеспечение отдыха, медицинского обслуживания, развитие других форм социальной поддержки.
Ведется работа по обеспечению улучшения трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений. По данным Госкомстата России, численность выпускников очной формы обучения средних специальных учебных заведений, не занятых в сфере труда или образования, составляет 14% (в 1994 году – 36%). Уровень безработицы среди лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в 2001 году составил 7,3% (в начале 1999 года – 12,8%).
Развивается система целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, в рамках которой обучаются 132 тысячи студентов (8% от общей численности студентов, обучающихся за счет бюджетных средств).
В целях обеспечения улучшения трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений разработана примерная программа учебной дисциплины “Навыки поиска работы”. Во многих средних специальных учебных заведениях реализуются дисциплины “Методы поиска работы”, “Технология поиска работы”, “Технология карьеры”, проводятся деловые игры, психологические практикумы, направленные на подготовку студентов к ориентированию на рынке труда, поиску оптимальных возможностей трудоустройства.
В ряде средних специальных учебных заведений Минобразования России, Госстроя России, Минэнерго России и других имеется опыт работы по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников. В 60% средних специальных учебных заведений функционируют службы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, выполняющие следующие функции:
– проведение маркетинговых исследований регионального рынка труда и рабочей силы с целью прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов;
– обеспечение трудоустройства студентов, прежде всего из малообеспеченных семей;
– формирование базы данных о студентах, трудоустройство которых к моменту окончания обучения оказалось проблематичным;
– организация профессиональной переподготовки выпускников, оказавшихся невостребованными на рынке труда;
– информационное сопровождение профессионального продвижения выпускников, оказание им консультационных услуг на всех этапах профессиональной карьеры.
В целях координации деятельности средних специальных учебных заведений по взаимодействию со сферой труда проведена научно-практическая конференция “Проблемы взаимодействия среднего профессионального образования и производства” (июнь 2001 года, Тольятти).
Для расширения и совершенствования деятельности по обеспечению улучшения трудоустройства выпускников необходимо:
– комплексное исследование регионального рынка труда и рабочей силы;
– внедрение в практику системы среднего профессионального образования организационного механизма трудоустройства выпускников, предусматривающего законодательно обеспеченную координацию деятельности служб содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников с региональными органами по труду и территориальными органами по вопросам занятости Минтруда России;
– развитие социального партнерства средних специальных учебных заведений с работодателями.
Научное обеспечение среднего профессионального образования
Основной организацией, осуществляющей научно-исследовательскую деятельность в области среднего профессионального образования, является Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России (создан в результате реорганизации Научно-методического центра среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 29.12.2000 N3920). Научное обеспечение среднего профессионального образования проводится также Институтом среднего профессионального образования РАО (г. Казань) и Научно-исследовательским институтом высшего образования Минобразования России.
Исследования, проводимые Институтом проблем развития среднего профессионального образования, имеют в основном прикладной характер. Результатами таких исследований являются методические разработки (рекомендации, указания, учебно-программная документация), которые используются в образовательном процессе средних специальных учебных заведений.
В 2001 году осуществлялось выполнение научно-исследовательских работ по 39 проектам в рамках программ “Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования” и “Создание системы открытого образования”.
Проведен мониторинг научных исследований в области среднего профессионального образования. На основе результатов мониторинга осуществлено формирование тематики научно-исследовательских работ на 2002 год (40 проектов в рамках программ “Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования”, “Создание системы открытого образования”, “Информационные технологии в образовании”, “Научные основы федерально-региональной политики в области образования”).
Основные направления научных исследований Института среднего профессионального образования РАО определены в рамках комплексной программы “Совершенствование профессионального образования: содержание, методы, средства” (подпрограмма “Среднее профессиональное образование в условиях многоуровневой подготовки специалистов”). Деятельность института направлена на разработку таких вопросов, как стратегия развития среднего профессионального образования, качество подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, непрерывная естественно-математическая и общепрофессиональная подготовка студентов средних специальных учебных заведений, состав и структура учебно-программного обеспечения национально-регионального компонента образовательного стандарта, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях, роль и место средних специальных учебных заведений как системообразующего элемента социокультурной среды.
Научно-исследовательский институт высшего образования осуществляет на основе мониторинга анализ состояния и развития системы среднего профессионального образования, анализ тенденций развития содержания среднего профессионального образования.
В 2001 году проведено более 20 научно-практических конференций, совещаний, семинаров по перспективным проблемам развития среднего профессионального образования, в том числе:
– научно-практическая конференция “Тенденции развития содержания среднего профессионального образования и проблемы обновления государственного образовательного стандарта” (октябрь 2001 года, Москва);
– научно-практическая конференция “Информатизация в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы развития” (декабрь 2001 года, Тюмень);
– научно-практическая конференция “История, проблемы и перспективы развития профессионального образования металлургической отрасли”, посвященная 300-летию отечественной металлургии (октябрь 2001 года, Нижний Тагил).
Издан сборник статей “Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование”.
Развивается участие средних специальных учебных заведений в научно-исследовательской работе, взаимодействие образовательных учреждений с отраслевыми НИИ и другими исследовательскими учреждениями. Растет количество диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук, защищенных педагогическими и руководящими работниками средних специальных учебных заведений (в 2001 году защищено более 50 диссертаций). В результате повышается научный потенциал учебных заведений, улучшается качество подготовки специалистов.
Развивается практика создания экспериментальных площадок на базе средних специальных учебных заведений для апробации новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности системы среднего профессионального образования. Основными направлениями инновационной деятельности средних специальных учебных заведений являются следующие: методология формирования содержания образования; применение новых технологий и средств обучения; развитие многофункциональности учебных заведений; формирование и развитие инновационных образовательных учреждений; интеграция учебных заведений в системе профессионального образования.
В системе среднего профессионального образования функционируют экспериментальные площадки на базе 68 средних специальных учебных заведений. В 2001 году созданы экспериментальные площадки на базе 17 средних специальных учебных заведений: по апробации и внедрению технологий дистанционного образования, управлению качеством образовательного процесса, обеспечению преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования.
Развитие научной и инновационной деятельности в области среднего профессионального образования связано со следующими проблемами.
Недостаточно интенсивно ведутся комплексные исследования по ключевым вопросам развития среднего профессионального образования (в области содержания образования, образовательных технологий, организационно-экономического механизма).
Результаты исследований не всегда получают адекватную реализацию в практической деятельности системы среднего профессионального образования.
Недостаточно развита практика создания в системе среднего профессионального образования экспериментальных площадок для проведения инновационной деятельности.
Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования
Развитие социального партнерства средних специальных учебных заведений с предприятиями, учреждениями и другими организациями различных организационно-правовых форм, профессиональными ассоциациями, службами занятости населения является одним из важных условий эффективности деятельности системы среднего профессионального образования. Социальное партнерство средних специальных учебных заведений с организациями – заказчиками кадров обеспечивает повышение адекватности среднего профессионального образования потребностям сферы труда, усиление его ориентации на реальные условия профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей, а следовательно, способствует улучшению трудоустройства выпускников.
Проведена работа по расширению пространства социального партнерства на федеральном уровне. В 2001 году заключены соглашения Минобразования России по развитию среднего профессионального образования с Международным союзом металлургов, Союзом производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса “Союзагромаш”; подготовлены проекты подобных документов с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, с рядом холдингов, агентств.
Расширилась практика социального партнерства на уровне образовательных учреждений. В 60% средних специальных учебных заведений реализуются договоры о социальном партнерстве – с предприятиями, объединениями, службами занятости населения. Результатом такой деятельности является рост участия работодателей, профессиональных сообществ в определении требований к содержанию подготовки специалистов, в формировании материально-технической базы учебных заведений. Сотрудничество с социальными партнерами реализуется через разнообразные формы:
– практическое обучение студентов, стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
– проведение занятий для студентов представителями предприятий;
– участие работодателей в разработке учебно-программной документации, методик организации учебного процесса, в анализе и оценке качества подготовки специалистов;
– оценка рынка труда с целью прогнозирования подготовки специалистов;
– участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях, выставках и т.д.;
– трудоустройство выпускников образовательных учреждений.
Разработка второго поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования осуществляется с участием отраслевых министерств и ведомств, производственных объединений, отдельных предприятий. Представители работодателей принимают активное участие в работе учебно-методических советов по группам специальностей, задача которых заключается прежде всего в совершенствовании содержания образования, обеспечении соответствия уровня подготовки выпускников требованиям сферы труда.
Важным компонентом участия работодателей в оценке качества подготовки специалистов среднего звена является итоговая государственная аттестация выпускников. Представители предприятий и других организаций, как правило, возглавляют государственные аттестационные комиссии, расширяется практика их участия в подготовке экзаменационных заданий для выпускников, основанных на учете конкретных требований производства.
Все активнее практикуется участие работодателей в процедурах контроля качества образования в процессе аттестации и аккредитации средних специальных учебных заведений.
Совместно с Управлением начального профессионального образования сформированы предложения по законодательной регламентации участия работодателей в обеспечении деятельности системы профессионального образования (законопроект “Об участии работодателей в обеспечении деятельности системы профессионального образования”).
В предстоящий период необходима серьезная проработка вопросов организационно-методического и нормативно-правового обеспечения развития социального партнерства в системе среднего профессионального образования.
Одной из основных задач является расширение сотрудничества с социальными партнерами в разработке и реализации Государственного образовательного стандарта нового поколения, формировании систем комплексного контроля качества подготовки специалистов.
Важным направлением развития социального партнерства является расширение практики деятельности попечительских советов средних специальных учебных заведений.
Международное сотрудничество в области среднего профессионального образования
Развивается сотрудничество системы среднего профессионального образования с международными организациями, участие в реализации международных программ и проектов (в том числе в рамках TACIS, Европейского фонда образования, Британского совета и т.д.). Осуществляется организационно-методическое обеспечение формирования и реализации международных проектов, участия в международных мероприятиях, определение базовых учебных заведений по различным направлениям международной деятельности.
Наиболее значимыми проектами, которые реализовывались в системе среднего профессионального образования в 2001 году, являются:
– проект DELPHI (TACIS), компонента “Профессиональное образование и обучение”, 1999-2001 годы – первый комплексный проект по проблемам среднего профессионального образования, в котором принимают участие средние специальные учебные заведения Санкт-Петербурга, Республики Коми, Новосибирской, Самарской, Свердловской областей. Проект реализуется на примере семи отраслей экономики: стандартизации и контроля качества, переработки древесины, эксплуатации и ремонта сложной бытовой техники, переработки сельскохозяйственной продукции, транспорта, сервиса, народных промыслов и ремесел;
– пилотный проект Европейского фонда образования “Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России”, 1996-2001 годы (средние специальные учебные заведения Санкт-Петербурга, Мурманской области);
– проект TACIS SART “Укрепление сельскохозяйственных реформ через образование”, до 2001 года (средние специальные учебные заведения Калининградской, Новгородской, Псковской областей);
– проект Британского совета “Профессионально-трудовая реабилитация молодежи с ограниченными возможностями здоровья”, 2000-2002 годы (средние специальные учебные заведения Самарской области).
Расширяется установление прямых связей средних специальных учебных заведений с зарубежными партнерами. Средние специальные учебные заведения принимают участие в реализации индивидуальных программ сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями и другими организациями.
Так, Петровский колледж Санкт-Петербурга взаимодействует с “Ситиэнд гиллдз” Лондонского института в области углубленного изучения английского языка, офисных и информационных технологий, туризма. Тольяттинский социально-экономический колледж осуществляет сотрудничество с Южно-Иллинойским университетом по вопросам подготовки кадров в области социальной работы, социальных проблем детства, технологий работы с наркозависимыми. В международных семинарах этого проекта принимают участие руководители образовательных учреждений среднего профессионального образования Оренбургской, Самарской, Свердловской областей. Развивается сотрудничество между Уфимским колледжем радиоэлектроники и лицеем Мишеля Ангье (Франция) в области углубленного изучения французского и русского языков.
Ведется подготовка иностранных граждан в системе среднего профессионального образования. В 2001 году численность студентов средних специальных учебных заведений России из государств – участников СНГ и Балтии составила 6 тысяч человек, в том числе 2,1 тысячи из Республики Казахстан, 1,6 тысячи с Украины, 0,7 тысячи из Республики Беларусь.
Управление среднего профессионального образования приняло участие в международной конференции “Техническая и профессиональная подготовка кадров для решения перспективных научных и технологических задач в целях устойчивого развития” (ноябрь 2001 года, Москва).
Развитие международной деятельности средних специальных учебных заведений сдерживается рядом проблем.
В последние годы резко снизилась территориальная мобильность населения государств – участников СНГ и Балтии, что привело к уменьшению численности студентов из этих государств, обучающихся в средних специальных учебных заведениях России.
Недостаточно развито учебно-методическое обеспечение для обучения иностранных граждан в системе профессионального образования.
Необходимо значительное расширение участия средних специальных учебных заведений в международных проектах, развитие рекламы, обеспечение представительства среднего профессионального образования на международном рынке образовательных услуг.
Требует внимания вопрос организации филиалов российских средних специальных учебных заведений за рубежом.
Нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования
В соответствии с необходимостью регламентации современных особенностей функционирования образовательных учреждений в условиях расширения их автономности, реформирования системы управления средним профессиональным образованием осуществляется последовательное совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования.
Подготовлен проект поправок в Закон Российской Федерации “Об образовании” в части среднего профессионального образования.
Утверждено новое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N160), что способствовало четкому установлению статуса средних специальных учебных заведений и их различных видов, закреплению прогрессивных тенденций в развитии системы среднего профессионального образования, улучшению регламентации деятельности образовательных учреждений по приему и организации образовательного процесса.
В соответствии с Типовым положением разработаны следующие документы:
– Об утверждении форм справки-вызова для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 01.10.2001 N3244);
– Об утверждении порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 14.11.2001 N3654).
В целях обеспечения разработки и введения в действие нового поколения ГОС СПО разработаны следующие нормативные документы:
– Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который будет введен в действие с 2002/2003 учебного года (приказ Минобразования России от 02.07.2001 N2572);
– Указатель соответствия между новым и действующим до 1 сентября 2002 года классификаторами специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 17.07.2001 N2714);
– Перечень специальностей среднего профессионального образования, закрепляемых за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 17.07.2001 N2713);
– Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования базового уровня (письма Минобразования России от 19.06.2001 N18-52-691
ин / 18-15, от 24.10.2001 N18-52-1150 ин / 18-15 и от 19.11.2001 N18-52-1233 ин / 18-15);
– Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего профессионального образования базового уровня (письмо Минобразования России от 03.07.2001 N18-52-743 ин / 18-15);
– Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по педагогическим специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 24.08.2001 N18-52-885 ин / 18-15);
– Положение об Учебно-методическом совете по группе специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 29.01.2001 N250);
– Приказ о создании учебно-методических советов по группам специальностей (приказ Минобразования России от 18.06.2001 N2418);
– Положение об экспертизе и утверждении проектов второго поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и примерных учебных планов по специальностям среднего профессионального образования (утверждено 13.09.2001, письмо Минобразования России от 18.09.2001 N18-52-972 ин / 18-15).
Утверждено Примерное положение о Совете директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации (решение Минобразования России и Общероссийской общественной организации “Союз директоров средних специальных учебных заведений России” от 27.06.2001 N2526/3).
Совместно с Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации разработан пакет документов, регламентирующих проведение государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования:
– Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) (приказ Минобразования России от 02.07.2001 N2574);
– Об утверждении Перечня основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 01.10.2001 N3249);
– Об утверждении формы бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) и приложения к нему (приказ Минобразования России от 19.10.2001 N3409);
– О комплексной оценке деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Минобразования России, и негосударственных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) (приказ Минобразования России от 20.11.2001 N3734).
Управление среднего профессионального образования приняло участие в разработке Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года N487).
В целом в 2001 году подготовлено 18 нормативных правовых документов по различным аспектам деятельности системы среднего профессионального образования.
Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается”. Проект направлен на согласование в министерства и ведомства, имеющие в своем ведении средние специальные учебные заведения.
В системе среднего профессионального образования осуществляется подготовка к участию в эксперименте по введению единого государственного экзамена. Совместно с Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования сформирован проект постановления Правительства Российской Федерации, проект Положения о проведении единого государственного экзамена.
Совместно с Управлением начального профессионального образования подготовлен законопроект “Об участии работодателей в обеспечении деятельности системы профессионального образования”.
Управлением среднего профессионального образования ведется постоянная работа по доведению утверждаемых нормативных документов и разъяснений по их применению до органов управления образованием, учебных заведений. Осуществляется регулярное проведение совещаний, семинаров (в том числе выездных) с представителями органов управления образованием, учебных заведений по проблемам в области нормативно-правовой базы среднего профессионального образования, конкретным нормативным документам. Проводятся занятия по нормативно-правовым вопросам в рамках курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников средних специальных учебных заведений при Институте проблем развития среднего профессионального образования.
Издан сборник нормативно-правовых документов “Права, социальные гарантии и льготы для поступающих в средние специальные учебные заведения, студентов и работников средних специальных учебных заведений”.
В качестве основных проблем в области нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования необходимо отметить следующие.
По ряду аспектов (особенно в области финансирования, налоговой системы) законодательство, касающееся образовательной сферы, имеет противоречивый характер, что затрудняет регулирование деятельности образовательных учреждений.
Вызывает серьезную озабоченность невыполнение законодательства в области образования, приводящее к значительному ухудшению условий образовательной и хозяйственной деятельности средних специальных учебных заведений.
Информатизация среднего профессионального образования
Задачей информатизации среднего профессионального образования является создание единой образовательной информационной среды в средней профессиональной школе, обеспечивающей:
– повышение качества среднего профессионального образования на основе использования новых информационных технологий;
– формирование условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение среднего профессионального образования;
– повышение эффективности управления средним профессиональным образованием.
Информатизация затрагивает содержание среднего профессионального образования, организацию образовательного процесса, систему управления средним профессиональным образованием.
В связи с необходимостью изучения будущим специалистом среднего звена достижений в области информатики, ее средств, методов и перспектив развития в профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования введены такие дисциплины, как “Информатика”, “Вычислительная техника”, “Компьютерное обеспечение профессиональной деятельности”. Дисциплины, связанные с освоением информационных технологий, занимают значительное место среди элективных и факультативных курсов.
Расширяется внедрение информационных образовательных технологий в учебный процесс средних специальных учебных заведений.
Ведется работа по формированию интерактивной информационной системы “Среднее профессиональное образование” (приказ Минобразования России от 27.08.2001 N3021). Интерактивная информационная система “Среднее профессиональное образование” ориентирована на использование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, органах управления образованием и других организациях в качестве справочно-информационной системы по вопросам деятельности среднего профессионального образования. Интерактивная информационная система “Среднее профессиональное образование” включает в себя нормативно-правовые, методические документы, сведения о практике деятельности образовательных учреждений и другую информацию в области среднего профессионального образования. Формирование, сопровождение и распространение интерактивной информационной системы “Среднее профессиональное образование” выполняются Смоленским промышленно-экономическим колледжем.
Подготовлено информационное письмо об интерактивной информационной системе “Среднее профессиональное образование” (письмо Управления среднего профессионального образования Минобразования России от 30.08.2001 N18-52-902 ин / 18-17).
В целях обеспечения координации работы по информатизации образовательного пространства в сфере среднего профессионального образования проведена научно-практическая конференция “Информатизация в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы развития” (декабрь 2001 года, Тюмень). По итогам конференции приняты рекомендации, являющиеся основой для расширения информатизации среднего профессионального образования.
Для осуществления комплексной информатизации среднего профессионального образования необходимо обеспечить:
– создание, распространение и внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих средств;
– обеспечение средних специальных учебных заведений средствами вычислительной техники и телекоммуникаций;
– применение информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности в системе среднего профессионального образования на всех уровнях управления;
– организацию информационно-технологического взаимодействия субъектов образовательного пространства;
– совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для среднего профессионального образования в соответствии с задачами информатизации;
– вхождение средней профессиональной школы в систему единого международного информационного пространства.
Основные направления деятельности в области среднего профессионального образования на 2002 год
Основные направления деятельности в области среднего профессионального образования на 2002 год определены в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Возрастание значимости среднего профессионального образования, необходимость качественного обновления его содержания являются объективной закономерностью, связанной с повышением научно-технического уровня производства, изменением профессионально-квалификационной структуры рынка труда, всей социально-экономической системы. В соответствии с этим Концепция модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования с проведением его структурной перестройки с учетом потребностей региональных рынков труда, реформирования системы управления средней профессиональной школой.
Развитие среднего профессионального образования с учетом изменяющихся роли, места и функций специалиста среднего звена сдерживается рядом проблем, важнейшими из которых являются:
– отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие Российской Федерации до 2010 года, и соответственно – неопределенность структуры подготовки кадров;
– рассогласованность тарифно-квалификационных характеристик по должностям инженерно-технических работников и требований к уровню подготовки выпускников со средним профессиональным образованием базового и повышенного уровня (профессионального и образовательного стандартов), что не позволяет выявить объективную потребность в специалистах с учетом решаемых задач;
– неустойчивость положения средних специальных учебных заведений, сформировавшихся исходя из отраслевых потребностей экономики, под деятельность конкретных предприятий, ныне находящихся в упадке;
– недостаточная эффективность управления средними специальными учебными заведениями, что обусловлено их значительной рассредоточенностью по ведомственной принадлежности;
– разрушение традиционных связей средних специальных учебных заведений с производством, старение учебно-лабораторной базы учебных заведений, затруднение подбора баз для производственной практики студентов;
– отсутствие пополнения кадрового потенциала средних специальных учебных заведений руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.
Стратегия развития среднего профессионального образования, ориентированная на перспективные потребности экономики, должна быть направлена прежде всего на решение следующих задач:
– качественное обновление содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии; развитие инновационной деятельности средних специальных учебных заведений по реализации среднего профессионального образования;
– достижение качества среднего профессионального образования, соответствующего современным и перспективным требованиям, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
– соответствие между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объемами подготовки специалистов по различным специальностям;
– оптимизация масштабов и структуры подготовки выпускников со средним профессиональным образованием в контексте многоуровневой системы профессионального образования;
– расширение взаимодействия субъектов социального партнерства в сфере среднего профессионального образования.
Необходимыми условиями для развития системы среднего профессионального образования являются:
– наличие объективных прогнозов спроса отраслей экономики, производств на специалистов со средним профессиональным образованием;
– расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования для обеспечения непрерывности образования;
– формирование гибкой системы поддержки профессиональной карьеры специалистов со средним профессиональным образованием на всех этапах обучения и производственной деятельности с обеспечением возможностей переподготовки и повышения квалификации;
– привлечение и закрепление педагогических кадров, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства, стимулирование научного роста педагогических кадров средних специальных учебных заведений;
– обновление учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений на основе их многоканального финансирования и совместной деятельности с предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм;
– использование современной технологической базы предприятий и организаций для практической подготовки студентов средних специальных учебных заведений.
Комментарии