search
main
0

Экономично и практично. ПАМЯТКА для руководителя профсоюзного кружка

Уже более ста лет шведский профсоюз учителей использует в своей работе неформальные объединения в первичных организациях – кружки. Причем сами шведы о кружках очень высокого мнения. Почему? Это наиболее дешевый способ профсоюзной учебы и наиболее эффективный. Например, в Индии, где по инициативе шведов была развернута кружковая работа, поставили цель построить через кружки профсоюз. И цель эта была достигнута. В России кружки преследуют иную цель, но именно они ведут к тому, что работа в профсоюзе не затихает ни на один день.

В начале 90-х годов шведский профсоюз одним из первых вышел на контакты с молодой российской организацией работников образования и оказал ей помощь в новом деле – заключении коллективных соглашений. Именно по этой теме были проведены совместные региональные семинары в Новосибирске, Брянске, Новгороде.

В 1996 году Владимир Яковлев подписал договор с руководством профсоюза учителей Швеции о реализации совместного «пилотного» проекта по обучению руководителей профсоюзных кружков.

В Брянской, Тамбовской и ряде других областных организаций, где реализуется проект, создано и активно работает около 100 кружков. За прошедшее время тысячи человек на собственном опыте убедились, как важно быть в курсе последних событий в образовании, знать позицию профсоюза и его действия по защите интересов работников.

Кружки органично вписываются в деятельность профсоюзных организаций. Они мобильны и доступны не только для профсоюзного актива, но и для рядовых членов профсоюза.

Все это позволяет быстро распространять информацию и вовлекать в обсуждение назревших проблем широкий круг людей.

Кроме того, являясь неформальной формой общения, кружки развивают в профсоюзных организациях демократические процессы.

А главное, кружки прямо способствуют улучшению внутрисоюзной работы и обучению профактива, повышению его профессионализма. Это универсальная и эффективная форма работы, через которую можно решать целый комплекс задач, стоящих перед профсоюзными организациями.

В помощь профактиву и руководителям кружков предлагаем методические разработки Тамбовского и Брянского обкомов.

Профсоюзный кружок – это неформальное объединение группы людей, которые собираются, чтобы учиться и научить других.

Главные задачи работы профсоюзного кружка:

• распространение информации среди всех членов коллектива;

• разъяснение правовых нормативных актов;

• повышение правовой грамотности членов профсоюза;

• вовлечение большего числа членов профсоюза в общественную работу;

• развитие независимого мышления и демократии в коллективе;

• оказание помощи членам профсоюза в решении проблемных ситуаций, связанных с трудовыми отношениями.

Для подготовки занятия профсоюзного кружка руководитель должен определить:

• какую тему выбрать, чем она интересна для членов кружка и коллектива;

• место и время проведения занятий;

• чему должны научиться члены кружка;

• какие приемы и методы использовать на занятии;

• какие учебные материалы есть по данной теме, что еще необходимо подготовить.

Руководитель

профсоюзного кружка должен:

1. Уметь информировать. Участник профсоюзного кружка прежде всего должен знать, зачем нужно то, что вы ему предлагаете. Поэтому не надо жалеть времени на толковый рассказ.

2. Уметь разъяснять. Учитывая, что большинство членов кружка – люди творческие, предпочитающие рассуждать, наиболее подходящая для них форма сотрудничества с руководителем такова: постановка проблемы, анализ всех «за» и «против», совместный поиск правильного ответа.

3. Уметь доказывать. Для этого в первую очередь нужны факты, нормативные документы, правовые акты, тексты законов. Поэтому не стоит начинать общение в кружке, не имея должной подготовки к занятиям.

4. Уметь опровергать. Помните: доказав несостоятельность позиции оппонента, вы в лучшем случае заставите его замолчать. Быстрая победа впечатляет, но не дает результатов.

5. Уметь слушать. Это умение состоит из трех слагаемых: а) внимания; б) дружелюбия; в) активности.

6. Уметь консультировать. Умение давать советы очень важно в деятельности руководителя профсоюзного кружка.

На занятии руководитель

• дает вводную информацию;

• выступает по обсуждаемому вопросу;

• дает дополнительную информацию и привлекает слушателей к поиску ответов в нормативно-правовых документах;

• руководит обсуждением темы: организует обмен мнениями, нацеливает на постановку вопросов по существу;

• подводит итоги обсуждения;

• в случае необходимости предлагает оформить предложения в адрес профкома, администрации;

• закрывает занятие: обсуждает тему следующего занятия или ждет предложений от коллег;

• осуществляет связь между кружком, профсоюзной организацией и администрацией по вопросам, возникшим в ходе обсуждения проблемы.

Правила

ведения дискуссии

Руководитель профсоюзного кружка:

• вовлекает всех членов кружка в работу;

• следит за тем, чтобы участники дискуссии слушали выступления других и учитывали мнение каждого;

• время от времени подводит промежуточный итог дискуссии;

• фиксирует выводы, но не оценивает их;

• следит за доброжелательной обстановкой на занятии кружка;

• проводит четкую разделительную линию между своим личным мнением и ролью ведущего дискуссии;

• ставит вопрос: что дают новые знания, носят ли рассматриваемые вопросы практический характер.

Члены кружка:

• активно слушают, осмысливают информацию;

• участвуют в обсуждении проблемы;

• анализируют нормативно-правовые документы, применяют их для доказательств;

• ищут пути разрешения проблемы, используя при этом ранее полученную информацию;

• самостоятельно делают выводы, применяют полученные знания;

• отмечают юридически грамотные высказывания, ставят уточняющие вопросы, выделяют главные проблемы обсуждения;

• участвуют в коллективном обсуждении заключительного документа;

• оценивают результаты обсуждения проблемы;

• совместно с руководителем определяют тему следующего занятия и получают домашнее задание.

Формы проведения кружка:

• деловые игры;

• мозговая атака;

• обсуждение конкретных проблем, вопросов, ситуаций;

• тематические дискуссии;

• решение ситуационных задач;

• разработка конкретных проектов и их обсуждение;

• тестирование;

• консультирование;

• метод нахождения резервов;

• метод обнаружения и устранения ошибок;

• ролевые игры;

• разговор с экспертом.

Примерные темы для проведения занятий профсоюзного кружка

1. Трудовые отношения в сфере образования

2. Коллективный договор образовательного учреждения

3. Порядок увольнения работников по инициативе администрации

4. Трудовая дисциплина

5. Порядок ведения трудовых книжек

6. Правовой механизм распределения учебной нагрузки

7. Заработная плата работника образования

8. Охрана труда

9. Труд женщин

10. Индивидуальные трудовые споры

11. Коллективные трудовые споры

12. Роль профсоюзных организаций в защите прав трудящихся

13. Изучаем законы РФ: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об образовании», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О коллективных договорах и соглашениях», Трудовой кодекс и т.д.

14. Права и обязанности педагогических работников

15. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

16. Изучение правовых актов о порядке назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью

17. Рабочее время и время отдыха работников

18. Порядок предоставления отпусков, их продолжительность и оплата

19. Порядок формирования и использования фонда доплат и надбавок

20. Наше здоровье

21. Социальная защита молодого учителя

22. Изучаем Устав Профсоюза работников народного образования и науки РФ

23. Страницы истории Профсоюза работников народного образования и науки

24. Права и обязанности членов профсоюза, выборных профсоюзных активистов

25. Обсуждение проблем, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях

26. Обсуждение статей газеты «Мой профсоюз» и других профсоюзных изданий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте