search
main
0

«Экономически нецелесообразно». А педагогически и человечески?

42 педагога на 52 ученика – не слишком ли большая роскошь? Для обычных школ, пожалуй. Но к школам для детей с особенными образовательными потребностями простой математический расчет вряд ли применим…

Если бы тургеневский Герасим учился в Горбатовской школе для глухих детей, то наверняка смог бы объясниться со своей несправедливой барыней и защитить любимую собачку. Жаль только, во времена классика таких школ не было. В городе Горбатове Нижегородской области замечательное учебное заведение для неслышащих детей существует с 1932 года. Оно не прекращало своей благородной деятельности даже в годы войны, когда все более или менее подходящие помещения приспосабливали под госпитали.Сегодня в Горбатовской школе-интернате I вида обучаются дети с третьей-четвертой степенью потери слуха. Принимают сюда с трехлетнего возраста. Сначала в дошкольном отделении с детьми занимаются учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, медики. Так что первоклассники уже вполне социализированы и могут осваивать программу.Коллектив и возможностиТермин «потеря слуха» не совсем точно отражает то, что случилось с таким ребенком. Действительно, бывает, что малыш рождается с нормальным слухом, но в результате каких-либо осложнений после перенесенных заболеваний становится глухим. Как замечают педагоги, с такими детьми работать несколько легче, так как у них остаются какие-то слуховые ощущения. Но есть дети, лишенные слуха от рождения. И не обязательно, что у них глухие отец и мать. Хотя есть и такие, в том числе и в этой школе. Когда-то их папы и мамы тоже учились и воспитывались здесь. Став взрослыми, дружили, потом создали семейные пары. И теперь живут с надеждой, что и их детям помогут здесь выучиться грамоте, получить профессиональные навыки, научат общению с окружающими.Педагогический коллектив школы имеет для этого и возможности, и успешный опыт. Большая часть педагогов с высшей и первой категорией, 90% коллектива в 2014 году прошли курсовую подготовку на базе Нижегородского института развития образования, на кафедре коррекционной педагогики и психологии. Есть среди педагогов и те, кого можно отнести к педагогическим династиям. Трое учителей продолжают дело своих родителей. У завуча Елены Вечеровой здесь в свое время поваром работала бабушка, а мама получила профессию педагога-дефектолога и больше сорока лет занималась в этой школе с детьми дошкольного возраста. Теперь вот уже второе десятилетие здесь трудится ее дочь.Урок в интерьереЕлена Юрьевна провела для меня экскурсию по многочисленным помещениям школы-интерната. Надо сказать, что это целый комплекс, не по-современному огромный. Здесь бы музею старины впору расположиться: в начале прошлого века усадьбу, в которой сегодня находится школа, построил на берегу Оки богатый купец. Крепкие толстые кирпичные стены, удобные лестницы с узорными балясинами, потолки с лепниной. Удивительно, но в таких интерьерах совершенно естественно смотрится современное оборудование спален, учебных комнат, спортивных залов с новыми тренажерами.В слуховых кабинетах и классных комнатах здесь имеется уникальная слуховая аппаратура фирмы «Сименс», используемая в коррекционной работе. Большую помощь оказывают компьютерные программы. Для занятий с дошкольниками используются электроакустическое оборудование и вибрационная установка – вибростол. Есть также комплекты лингводидактических средств. И если полвека назад в распоряжении учителей и воспитателей были лишь пластичная жестикуляция и выразительная артикуляция, то сейчас арсенал средств для обучения детей, лишенных слуха, значительно обогатился. И в Горбатове научились эффективно их использовать.Результаты радуют. О качестве знаний воспитанников говорит тот факт, что все выпускники школы поступают потом в средние и высшие учебные заведения. Среди окончивших и уже самостоятельно работающих есть программисты, спортивные тренеры, дизайнеры, портные.Индивидуальный подходСреди воспитанников – дети с комплексными нарушениями в развитии, которые обучаются по программам, адаптированным педагогами школы. Для них создано шесть групп, большое внимание уделяется профессиональным навыкам. В швейной мастерской, на токарных станках и за слесарными верстаками ребята учатся основам будущих профессий, которые обязательно пригодятся им в жизни: если не в работе, то в семейных делах.Во дворе возле красивых цветников я обратила внимание на группу подростков, ухаживающих за посадками. До начала учебного года оставалось еще больше недели. Почему они не дома?- А это и есть их дом, – Елена Юрьевна погладила по головке маленькую девочку, и та заулыбалась. – Это дети-сироты, их пятеро, они на круглогодичном пребывании. Им не скучно, они вместе с воспитателями и обслуживают сами себя. И в саду, и на огороде ежедневно бывают (у школы замечательный приусадебный участок), и по городу гуляют.«Все, как дома, если не считать того, что домашние дети не всегда могут быть под присмотром взрослых: у большинства родители на работе», – отметила я про себя.Здесь есть чем заняться в свободное время. На выставке я увидела искусно связанные из пряжи игрушки, всевозможные самоделки, картины, кукол в красивых нарядах. Всеобщее увлечение как у девочек, так и у мальчиков – вязание крючком. А еще спорт. Не случайно команда школы на районных, областных турнирах и даже на всероссийских спартакиадах неизменно занимает призовые места.Под угрозой закрытияГорбатов традиционно считается курортной зоной. Здесь не только продолжают функционировать дома и базы отдыха, но даже открываются новые санатории. Не случайно сюда привозят детей даже из областного центра, где есть две подобные школы. Считается, что здесь сама обстановка способствует лучшему развитию.Я давно собиралась побывать в этой школе-интернате. Позвонила директору Нине Блохиной. Та не возражала, даже вроде бы обрадовалась визиту журналиста, что бывает нечасто. Оказалось, что коллектив школы всю весну и лето жил в тревоге, не надеясь, что новый учебный год начнется, как прежде.В апреле вышестоящее начальство прислало приказ: выяснить последствия возможной ликвидации школы. Это было сигналом к тому, что надо готовиться к закрытию. Пошли разговоры о том, что помещения старые и наполняемость небольшая. Новостью педагоги были встревожены, стали выяснять причины, хотя они и так ясны: по области с целью оптимизации закрыто уже немало небольших общеобразовательных школ.Но ведь Горбатовская школа-интернат особая, не для обычных детей, а для маленьких инвалидов, которых не переведешь в рядом стоящую школу. И подвоз детей от дома в другое учебное заведение, как из ликвидированных сельских школ, не организуешь. Воспитанников школы-интерната родители по субботам увозят по домам за десять, тридцать, пятьдесят километров, а к понедельнику привозят назад. При этом пользуются льготным социальным транспортом. Если бы детей пришлось возить в областной центр, то оплата междугородних поездок многим была бы не по карману.В полном неведенииВ этом году в Горбатовской спецшколе 52 воспитанника. Для экономического обоснования не очень много. Но если взять в расчет конкретную судьбу каждого из этих детей, то выводы будут совсем другими. Не только родители, но и взрослые, работающие с детьми-инвалидами, не могут оставаться спокойными, хотя приказ пока отозван. Трудно сохранять позитивный настрой, если не можешь планировать даже самое ближайшее будущее. Все прекрасно понимают: если ликвидируют школу, то 42 ее педагога и обслуживающий персонал уже не смогут получить работу ни по специальности, ни любую другую. В районной системе образования нет вакансий, в самом Горбатове, городе с населением менее 3000 человек, нет ни одного предприятия, кроме тех, что обслуживают население. Несколько магазинчиков, почта, больница, канатно-веревочная фабрика, имеется небольшой животноводческий комплекс и скромное перерабатывающее производство. Зато есть сотни желающих получить работу в своем городе.Узнав обо всем этом, невольно задумываешься: если приказ отозван (потому что решено оставить все, как есть), почему бы не сообщить об этом коллективу? Если решение не принято, то почему опять же не назвать сроки его принятия и соображения, которыми будут руководствоваться? Почему-то у нас закрепился явно недемократический обычай держать людей в полном неведении.P.S. Кому хорошо от того, что сотрудники Горбатовской школы-интерната начали учебный год в тревоге? Получить ответ на этот вопрос мне пока не удалось. Телефон специалиста министерства, ответственного за школы особого вида, не отвечает, а секретарь приемной посоветовала письменно обратиться в пресс-службу правительства. Я обратилась и теперь жду ответа, он должен прийти в течение двух недель.P.P.S. «Учительская газета» будет следить за развитием событий в Горбатовской школе.Пока верстался номерВ первые дни сентября в Горбатовской школе ждали пятерых новичков – ребята должны были влиться в дошкольные группы. Однако учебный год наступил, а пополнение так и не пришло. В министерстве дали устное разъяснение: родителям детей не выдали направление в Горбатовскую школу, так как министерство «посчитало нецелесообразным формирование новой дошкольной группы». В школе это расценили как очередной сигнал о грядущем закрытии.Горбатов, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте