Я родилась в семье военнослужащего в поселке Шиханы Саратовской области. Бабушка моя по маминой линии – коренная ленинградка (самая большая ценность, оставшаяся в нашей семье после ее смерти, – медаль блокадницы). Каждое лето родители отправляли меня на каникулы к бабушке – в Ленинград. Целыми днями гуляли мы с ней по городу: проходили пешком весь Васильевский остров, через мост лейтенанта Шмидта выходили к Медному всаднику, от него – к Исаакиевскому собору, затем по улице Гоголя – к Адмиралтейству, по Невскому добирались до канала Грибоедова, оттуда – на Марсово поле, потом – в Летний сад, по набережной Невы возвращались к Медному всаднику. Мы гуляли по городу, а бабушка читала стихи:
Четвертое лето я гуляла по любимому городу одна. То же « Береговой ее гранит». Только бабушки нет рядом, и разговоры вокруг иные. Но любовь к этому чудесному городу, любовь к прекрасному, к слову, подаренные мне бабушкой, в сердце моем навсегда. Я думаю, это важно для истории проекта.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
(А. Пушкин)
Вновь Исаакий в облачении
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпении
Конь Великого Петра…
(А. Ахматова)
Четвертое лето я гуляла по любимому городу одна. То же «Невы державное теченье, Береговой ее гранит». Только бабушки нет рядом, и разговоры вокруг иные. Но любовь к этому чудесному городу, любовь к прекрасному, к слову, подаренные мне бабушкой, в сердце моем навсегда. Я думаю, это важно для истории проекта.
К счастью, сейчас ни у кого не вызывает сомнения необходимость и значимость решения экологических проблем. Экология как наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды, введена в школьную программу, преподается в вузах. «Экология» – от греческого «дом», «жилище». Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни. Земля – наш общий дом. «Мы все заодно, уносимые, одной и той же планетой, мы – команда одного корабля…» (Антуан де Сент-Экзюпери). Человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса…
Но ведь дом – это не только крыша и стены. Это не только моря, реки, леса… «Не знаю, что со мной творится. В небе столько звезд-магнитов, а сила тяготения привязывает меня к земле. И есть еще иное тяготение, оно возвращает меня к самому себе. Я чувствую, ко многому притягивает меня моя собственная тяжесть! Да, не в том дело, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, точно воды родника…» (Антуан де Сент-Экзюпери). Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим, «запасы нежности». Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. «Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить» (Антуан де Сент-Экзюпери).
К сожалению, многие вопросы культуры России сегодня можно отнести к разряду экстремальных, нуждающихся в восстановлении, в возврате к истокам.
Язык – часть национальной культуры, памятник культуры. И как памятник культуры нуждается в защите и охране.
«Пришла пора подорожать народным языком. Мы начинаем догадываться, что нас завели в трущобу, что надо выбраться из нее поздорову и проложить себе иной путь… Говоря просто, мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлешь донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собой все покинутые второпях запасы» – написал В. Даль в «Напутном» к своему словарю более ста лет назад. А как будто сегодня! Один пример. Включите телевизор: косноязычие и отсутствие внутренней культуры. Прикольные словечки и выражения, не входящие в словарь Ушакова, а соответствующие скорее блатной музыке, звучат повсеместно. Злословие и даже ненормативная лексика стали чуть ли не нормой телесериалов. Я собственноушно слышала, как в одной из событийных передач накануне Нового года ведущий назвал оперу Верди «Тоска» – «Тоской».
Язык – зеркальное отражение состояния общества. 90-е годы ХХ века в отечественной истории – период безвременья, когда старых идеалов уже нет, а новых еще нет. Как следствие – падение нравственности, ибо молодое поколение осталось без духовной основы. Язык же народный – выразитель народной нравственности. Значит, его оздоровление есть и оздоровление нравственности.
Чувство родного языка – громадной важности общественное чувство. С одной стороны, оно противостоит чувству национальной исключительности и шовинизма, развивает в человеке терпимость по отношению к другим культурам, уничтожает преграды между народами. А в современном мире это особенно важно. С другой стороны, оно противостоит культурному обезличиванию, связанному с развитием стандартов и шаблонов: «интернациональному» стилю в искусстве, американизирующемуся быту, выветриванию национальных основ жизни.
Язык – основное средство передачи информации. Всем известно: мы живем в эпоху информации (теперь не говорят «Я узнал», а «Я получил информацию»). И вот парадокс: в эпоху информации деградирует язык, основное средство ее (информации) передачи.
Анкетирование, которое мы провели в школе в сентябре 2000 года, показало, что и педагоги, и учащиеся, и родители учащихся испытывают трудности в межличностном общении. Грамотное слово помогает сгладить и острые углы ежедневного общения.
Первая составляющая идеи проекта – это личное чувство глубокого восхищения красотой и богатством русского языка и в то же время глубокое удивление непонятной убогостью владения им многими.
Вторая составляющая идеи проекта – это глубокое чувство личной ответственности за судьбу родного языка. «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Есть и третья, а скорее и первая составляющая – это дети. Они должны получать лучшее. Именно дети – главное: кому же, как не им, передадим мы все то, что творим сегодня на нашей земле. «Наша молодость – это наша старость» (Д.С.Лихачев).
Я убеждена, что язык – источник духовного, источник идей. Его нужно расчистить, оздоровить, оживить и тщательно оберегать, то есть необходимо создать модель реабилитации языка.
Я уверена, что язык – это отличная школа Личности, а детям он позволит оптимизировать поиск места в жизни, определиться в своих приоритетах и способностях.
Воспитание через язык – самый эффективный и действенный метод научить детей проявлять их лучшие качества. Подобно художнику, который находит радость, даря людям красоту, всякий, постигший искусство слова, поймет, что оно приносит счастье и тому, кто произносит его, и тому, кто его получает.
Говорят, что содержание определяет форму. Это верно. Но, я убеждена, верно и противоположное: от формы в известной мере зависит и содержание. Поэтому правильность нашего языка, то есть форма, должна войти в нашу привычку и стать нашим содержанием.
Итак, цель проекта «Экология языка – экология нравственности» – формирование нравственной культуры через возрождение грамотного языка.
Проект преследует следующие задачи: показать возможности грамотного, здорового языка; воспитать потребность пользоваться грамотным языком; научить грамотному языку; пропагандировать здоровый язык.
На какой же базе создавать модель реабилитации языка? Ответ на этот вопрос зависит от аудитории, на которую должно быть направлено само воздействие. А это, как говорилось, в первую очередь – дети, ибо «все мы родом из детства»: будет нравственно здоровым молодое поколение – будет нравственно здоровым и все общество. Именно школа должна стать центром возрождения языка, заповедником языка как общественный институт, охватывающий всех детей и имеющий не только объект воздействия, но и отличный его субъект – учителя, ибо, во-первых, российское учительство владеет культурой языка и, во-вторых, основной метод воздействия учителя – само слово.
Школа имеет внутренние ресурсы: уроки, специальные курсы и факультативы, внеурочные занятия.
Каковы же формы взаимодействия всех звеньев этой системы? Рассмотрим некоторые из них.
Объявляя школу заповедником языка (со своей Конституцией, своими законами, своей Красной книгой и т.п.), где вне закона – грубость, злословие, брань, мы тем самым создаем ситуацию «среда в среде».
Школа – здоровая среда, которая меняет отношение к языку, возвращает идеологию грамотного языка, поглощает языковое убожество и невежество, возрождает само желание говорить правильно.
Но как компенсировать воздействие «агрессивной» внешней среды? Необходима структура сопровождения (компенсатор) со здоровой языковой средой. В эту структуру должны войти церковь, культурно-просветительские (библиотеки, музеи, галереи, театры и тому подобное) и научно-образовательные учреждения города, средства массовой информации, правоохранительные органы, родители.
Церковь.
Например, как взаимодействовать с церковью, которая, учит, что «в начале было Слово», что «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст», ибо «исходящее из уст – из сердца исходит, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»?
Это, конечно же, обращение к Слову Божьему – Библии, это посещение храмов, монастырей и изучение их истории, беседы о религии, встречи, «круглые столы», со служителями церкви и т.д.
Правоохранительные органы.
В нашем законодательстве есть статьи о наказании за оскорбление чести и достоинства личности, за использование нецензурной лексики в общественных местах, но молодежь зачастую об этом не знает. Значит, необходима разъяснительная работа со стороны правоохранительных органов (встречи, беседы работников милиции, судов с учащимися; совместные рейды родителей и работников правоохранительных органов и т.д.).
Культурно-просветительские учреждения.
Связь с культурно-просветительскими учреждениями осуществляется через экскурсии, посещения театров, музеев и т.д., встречи учащихся с работниками культуры, беседы, диспуты, «круглые столы» с ними и т.д.
Научно-образовательные учреждения города.
Связь с научно-образовательными учреждениями города может быть организована через привлечение сотрудников этих учреждений в работу лекториев для родителей, а также для учащихся. Это встречи и «круглые столы» ученых с учащимися. Это дни открытых дверей различных вузов и среднеспециальных учебных заведений и т.д.
Средства массовой информации.
Связь со СМИ осуществляется через просмотр передач, прочтение публикаций и их обсуждение, через встречи с их авторами и т.д.
Родители.
Связь с родителями осуществляется путем их привлечения для проведения классных часов, бесед, лекций, «круглых столов», экскурсий и т.п., так как родители представляют все перечисленные элементы системы.
Я убеждена, что эту работу проводить можно и нужно. Данная модель уже работает второй год. И вот результаты: сравнительный анализ анкет, проведенных в начале прошлого учебного года и в конце первого полугодия текущего, показал, что значительно улучшился микроклимат в школьном коллективе. Выросло взаимопонимание между всеми его членами – педагогами, учащимися, родителями учащихся. Изменились личные ценностные ориентиры учащихся, наблюдается устойчивая тенденция: на первые места выдвигаются духовные ценности.
Повысилась культура отношений между членами коллектива.
Чтобы восстановить и сохранить русский язык как часть национальной культуры, мало только платонической любви, любовь должна быть действенной. Данная модель – и есть это действие. Такую модель можно реализовать в любой школе. Она позволяет привлечь к проблеме экологии языка внимание общественных и государственных органов, помощь которых в ее решении необходима.
Отступление второе. Вместо заключения.
Я – счастливый человек. Дело моей профессиональной жизни совпадает с зовом моей души: я люблю детей, я люблю слово – я учу детей, учу слову.
Елена ОКОРОКОВА, учитель литературы, Пенза
Комментарии