search
main
0

Экология укрепляет семьи

​Необходимость дальнейшей модернизации существующих подходов к организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования убедительно подчеркнута в Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования города Москвы на 2012-2016 годы. При этом одним из приоритетных направлений названо создание инновационных разработок в области сохранения здоровья детей и школьников в связи с тенденцией роста заболеваемости на 2-4% в год.

Как подчеркивается в концепции, в настоящее время 45% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения в развитии. В связи с этим  расширение прикладных исследований в области здоровьесбережения продолжает сохранять свою  актуальность. Отечественные авторы убедительно доказали, что гармонизация отношений с природой выступает одним из важнейших условий благополучного всестороннего развития и социализации детей в условиях детского сада и семьи (Т.Копцева,  В.Мартынович,  М.Маханева,  С.Николаева,  Н.Рыжова). В дошкольном образовательном учреждении №403 (заведующая почетный работник общего образования Российской Федерации Т.Зенина) два года осуществляется экспериментальная работа по обогащению навыков природопользования и общения детей и взрослых с живой и неживой природой с целью повышения стрессоустойчивости. Основу теоретической базы исследования составил междисциплинарный подход в понимании природы стресса и стрессоустойчивости с точки зрения медицины, психологии состояний, психологии телесности, экологии, семейной педагогики и психологии (Г.Селье, Л.Куликов, О.Михайлова, И.Паунггер, М.Станкин,  А.Уманская). Для выстраивания логики исследовательской работы было важно проанализировать различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов на стресс и получить ответ на вопрос: почему человечество страдает от стресса? Специалисты разных областей знаний считают, что в определенной мере это происходит из-за потери контакта людей с природой. Развитие цивилизации породило у наших современников иллюзию, что теперь знание законов природы излишне, так как созданы новые промышленные технологии, эффективные медицинские препараты. Но стресс возникает вновь и вновь, например, в ситуации, когда индивидуум не  может справиться с очередной задачей по причине стремительного потока дел или пренебрежения условиями, подпадающими под определение  нужного момента. Получается, что стресс в большинстве случаев люди устраивают себе сами – как результат истощения запасов  адаптационной энергии. В итоге это приводит к депрессии, от которой сегодня страдает каждый пятый человек на Земле.Дети и взрослые переживают в жизни стрессовые события, но не все страдают от стрессового расстройства. По мнению ряда авторов (Л.Китаев-Смык, Л.Марчер), корень такого расстройства – комбинация, включающая состояние вегетативной нервной системы в момент травматического события,  интерпретацию события (связанную с прошлым опытом),  физические и психологические ресурсы, доступные человеку на момент травмы.Специалисты отмечают, что доступные ресурсы отчасти зависят от уровня моторного развития человека. Дети, инвалиды, пожилые люди, как правило, имеют меньше физических ресурсов, доступных им в ситуации стресса,  из-за возрастных ограничений. Моторные ресурсы могут быть также подавлены из-за задержки в развитии или ранее пережитого травматического опыта. Сегодня многие авторы выступают с убедительными доказательствами существования детского стресса, описывают его воздействие на поведение и здоровье детей. Однако для большинства  молодых родителей словосочетание «детский стресс» непонятно, многие склонны связывать негативное поведение детей с другими  самыми разными причинами. Поэтому в формирующей части нашего исследования мы ставили задачи способствовать повышению эрудиции взрослых (педагогов и родителей) в понимании природы стресса,  обогащать опыт родителей навыками практического использования природных объектов и явлений для повышения стрессоустойчивости ребенка. Рабочая  гипотеза исследования состояла в следующем: в условиях динамичного и стрессогенного ритма жизни в мегаполисе эффективной профилактикой стрессов выступает экологически целесообразное общение с природой, так как все сферы человеческого бытия тесно связаны с общением с животным и растительным миром, с явлениями и предметами неживой природы.  Ход исследования  мы осуществляли в соответствии с основными этапами инновационного процесса. Например, на этапе сбора информации и последующего  анализа ситуации с выявлением проблем  мы применяли такие методы диагностики, как анкетирование и тестирование педагогов и родителей, интервьюирование детей, рисуночные методики. Анализ собранных  данных позволил убедиться в том, что нестабильность семьи связана в большой степени с подверженностью взрослых бытовому стрессу. Лишь чуть больше 20% родителей ответили, что не подвержены стрессам. Родителям в состоянии стресса трудно заметить и признать, как они сами, осознанно или нет, провоцируют возникновение очагов напряженности у себя дома. В результате вместо тихой гавани и  надежного тыла современная семья становится для детей источником стресса. Анализ диагностических данных позволил четче определить потребности в изменениях.Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по двум направлениям – эколого-оздоровительному и психолого-педагогическому. В рамках первого направления в детском саду была создана комфортная здоровьесберегающая среда. Для этого активно используется природно-ландшафтный  дизайн  помещений и участка, в частности фитомодули зимнего сада, экологические объекты на прилегающей территории.  Во время занятий  физической  культурой  особое внимание уделяется тренировке мышц и рефлекторных движений, проведению двигательных игровых пауз, закаливанию природными средствами. Родители и педагоги обучаются оздоровительным методикам, в частности методике  точечного  самомассажа по А.Уманской. В рамках психолого-педагогического направления психологом детского сада проводятся релаксационные игровые сеансы с детьми и детско-родительскими парами в сенсорной комнате. Педагоги участвуют в консультациях и тренингах,  в результате чего активнее начинают опираться на игру и юмор для снятия у детей напряжения и переключения на позитивный настрой. Педагоги ознакомились с подходами к сопровождению  психомоторного развития детей от рождения до 7 лет  – с позиций методики бодинамического анализа, разработанной в Институте соматической психологии развития  (Копенгаген, Дания). Сотрудники этого института научно подтвердили, что «встреча» ребенка (по мере взросления) со стрессом любой интенсивности способствует созданию паттернов мышечного напряжения (Л.Марчер). Поэтому тренировка мышц и рефлексов способствует улучшению общего самочувствия детей – помогает наладить связь тела и разума, расширяет способность справляться с сильными стрессовыми эмоциями. Чтобы повысить компетентность взрослых в общении с детьми, в том числе  соматическую, связанную с чувствительностью к физическим (телесным) сигналам ребенка, была  начата  апробация  вновь разработанной образовательно-игровой программы для родителей «Как дружба в семье с природой защищает от стрессов?». Разработка  этой программы позволила вовлечь в инновационную деятельность всех педагогов дошкольного учреждения. В процессе подготовки к встречам с детьми и родителями воспитатели продумывали информационную часть о природе стресса и способах его преодоления, а также практическую часть по обогащению родительского опыта. Тематику встреч составили, например, вопросы о знании законов природы и навыках общения с живой и неживой природой,  об использовании «зеленой аптеки» дома и в детском саду,  о песочной игротерапии, об антистрессовом растительном питании. Состоялось знакомство с отечественными аппаратами саморегуляции организма, одобренными Минздравом РФ для домашнего применения (например, «Микро-Лэнар», разработанный доктором медицинских наук Э.Каструбиным, электромагнитный прибор «Парацельс-М»). В рамках реализации образовательно-игровой программы были подготовлены тематические буклеты для родителей по темам «Жизнь без стрессов в гармонии с природой», «Секреты здорового питания для вашей семьи», «Кошки – символ спокойствия и уюта в вашем доме», «Ребенок в ситуации семейного разлада», «Зеленая аптека в доме», «Чеснок и лук от многих недуг».Исследовательская работа пока не завершена, но первые результаты позволяют говорить о том, что  продвижение родителей к лучшему осознанию своей ответственности за качественное семейное воспитание защитит детей от стрессов и травм развития.Елена АРНАУТОВА, научный руководитель городской экспериментальной площадки детского сада №403

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте