search
main
0

Экология школы

Что такое «экология школы»? Участники сегодняшней дискуссии в «Директорском клубе» убеждены, что понятие это комплексное и объединяет массу факторов. А какой из них играет определяющую роль?.. Здесь мнения разделились.

Татьяна ЛЬВОВА, директор школы №301 Санкт-Петербурга: Сохранение здоровья

Школа – это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь – сохранение здоровья. Также можно выделить развитие интересов ребенка. Другими словами, экология состоит из нескольких слагаемых. Наверное, имеет смысл упоминать в этом случае такое понятие, как «полное организационное строение школы», куда входят здание, помещения, кадры, ученики. Причем эти составляющие нужно рассматривать только во взаимодействии.

Что нужно для того, чтобы все факторы, составляющие экологию школы, работали? Прежде всего необходим правильно организованный учебный процесс. Учебный план должен быть сформирован по принципу заботы обо всех участниках учебного процесса. Согласно ему строятся деятельность учителей, планирование, отбор учебного материала, отбор технологий.

Немаловажный фактор – кадры. Сегодня, в связи с демографическими проблемами, кадров избыток. В этом есть некий плюс, поскольку при меньшей загруженности учитель может больше времени отдавать учебной работе. У него появляются время и желание участвовать в профессиональных конкурсах, работать творчески, что, безусловно, отражается на детях.

Мы проводили исследование, и оказалось, что обучение школьники ставят на второе место, а на первое выходит желание найти себя, ощутить себя членом коллектива. Отсюда очень важна организация внеклассной деятельности. Учтя это, мы, к примеру, в школе подняли на высокий уровень физкультурно-оздоровительную работу. Убрали понятие «классы», введя понятие «команды», выстроили шкалу достижений ребенка. Это очень сблизило ребят, родителей и учителей.

Татьяна МУЛЕНКОВА, директор Оглухинской средней школы Крутинского района Омской области: Атмосфера психологического комфорта

Экология школы – целая наука о ее составе, свойствах, особенностях и эволюции. Мы улучшаем ее своими делами.

За 30 лет мы выпустили 1300 человек. Многие школы гордятся количеством медалистов и хорошистов, а мы – каждым своим учеником. Они достойно идут по жизни, реализуют себя, не боятся брать на себя ответственность.

Наши учителя – яркие звезды, создающие экологию школы – воздух развитого интеллекта, пытливого ума, человечности и психологического комфорта.

Родителей мы привлекаем к управлению учебным и воспитательным процессом через участие в работе совета школы. Ежегодно проводим Дни открытых дверей, общественные смотры знаний, вечера вопросов и ответов, поощряем «благодарственными письмами» родителей, добившихся успехов в воспитании своих детей.

Нам важно, чтобы дети уважали свою историю, именно поэтому работают два музея – краеведческий и народного творчества, реализуются программы «Истоки» и «Родина». Организуя благотворительные акции и концерты, дети учатся приносить пользу и радость людям. Мы пришли к выводу, что культурное наследие народа является естественной благодатной почвой для формирования характера детей. Поддерживая народные традиции, ребенок становится хранителем самобытности. Все село с удовольствием участвует в мероприятиях, которые мы организуем, – встрече весны, Масленице, экологических месячниках, акциях «Мой двор – моя забота».

Эволюция школы – в постоянном движении вперед. В этом году мы начали претворять в жизнь концепцию превращения из массовой, так называемой школы навыков, в школу личностного роста всех субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Оценивая прошлое и заглядывая в будущее, верю: все лучшее – впереди, оно заложено в наших детях.

Валентина СЕВИРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №69 Нижнего Новгорода: Воспитание позитивного отношения к жизни

Безусловно, в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить санитарно-гигиенические нормы: температурный и водный режим, мебель, световой режим – все то, от чего зависит здоровье детей. Вот у нас в школе в этом году заменили все лампы дневного освещения и в рекреациях, и в кабинетах. И наши педагоги учат детей соблюдать правила светового режима при чтении не только в классе, но и дома.

Очень жаль, что много мебели делается из деревоплиты, которая обрабатывается формальдегидами. Ведь обычно мебель в школу поступает перед началом или уже в течение учебного года, и рекомендации выдержать ее четыре месяца выполнить мы не можем. Да, классы проветриваются, но мы не можем делать это на уроке, а сколько вредных испарений накапливается за это время.

Экологическая составляющая школы – это и шумовой фон. Конечно, дети бегают во время перемен, и запретить им двигаться мы не можем – это возрастная потребность. Между тем первое, на что обращают внимание приходящие в школу родители и посторонние, – это шум. Мне кажется, в коридорах школы можно было бы продумать использование шумопоглощающих покрытий.

В понятие «экология школы» входит воспитание культуры питания и гигиены одежды. Мы проводим с учениками беседы, воспитывающие негативное отношение к вредным привычкам, и умение управлять конфликтными ситуациями. На классных часах учим детей строить отношения друг с другом, с их родителями, да и с нами тоже.

Задача любого учителя – воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире – это жизнь.

Вообще я считаю, что школа экологична, если в ней приятно жить. Краски, в которые покрашены наши кабинеты, коридоры, создают настроение, которое вызывает желание учиться, доставляет радость. И мне кажется, необходимо в процессе строительства или ремонта школы привлекать дизайнеров, которые могли бы подсказать новые современные решения в интерьерах, в цвете.

Эмилия СЛАБУНОВА, директор лицея №1 Петрозаводска: Состояние школьного «дома»

Экология школы – это средовая характеристика, отражающая состояние школьного «дома». Конечно, это и санитарно-гигиенические условия: свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства. Кроме того, это и эстетика школьной среды – современный дизайн, цветовая насыщенность, присутствие музыки – эстетика, несущая ощущение праздника и радости жизни. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия.

Но, самое главное, экология школы – это ее «атмосфера», то есть отношения, стиль общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей – то, что сегодня часто называют «уклад школьной жизни». Присутствие в отношениях открытости, уважения, доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу, диалог и умение слушать, совместные дела и принятие важнейших решений отличают такую школу.

Наталия АБРАМОВА, директор школы №76 Волгограда: Стремление к красоте

Экология и педагогика. Что между ними общего? «Экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а нашему поколению с детства внушали: «Школа – твой второй дом». На мой взгляд, экология школы – это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.

Важны интеллектуальная и духовная составляющие этой жизни. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят нужно учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить. Мы стараемся делать все, чтобы кабинеты, коридоры да все помещения школы, ее двор радовали глаз.

В понятии «экология школы», на мой взгляд, три составляющие:

– экология пространства,

– экология отношений,

– экология деятельности.

Чистота окружающего пространства… В школе она не просто существует (или нет), она воспитывает. Без объединения усилий педагогов, учеников и родителей, направленных на озеленение территории школы, невозможно формирование воспитывающего экологического пространства.

Однако бережного отношения требуют не только природа, но и окружающие нас люди.

Поэтому задача воспитательного процесса в школе – научить ребят ценить себя, свое здоровье, свою индивидуальность, ценить других людей – не только тех, с кем общаешься, среди которых живешь, но и тех, кого никогда не увидишь, не узнаешь, с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков.

Как работает наша школа в этом направлении? Если коротко, то мы активно занимаемся экологическим просвещением педагогов, учеников и их родителей. Проводим уроки экологической направленности, конференции, тематические экскурсии. Серьезное внимание уделяем научно-исследовательской и практической деятельности школьников: практикумы, разработка рефератов, докладов, благоустройство школьного двора. Проводим экологические акции, например, «Чистый двор», «Сохраним первоцвет», «Кормушка», устраиваем общешкольные праздники, предметные декады, тематические конкурсы рисунков и кроссвордов.

Какова результативность этой работы? Она зависит от всех нас, начиная с родителей будущего первоклашки и заканчивая министром образования. Экология будет существовать в любом случае, осознаем мы этот факт или нет. А вот сделать ее лучше могут только те, кто живет в школьном доме. Извечный русский вопрос: «Что делать?» и вечный, как мир, ответ: «Красота спасет мир!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте