Экологическое образование – важнейший фактор устойчивого развития общества. Оно направлено на корректировку сознания людей в отношении природы, сложившихся стереотипов мышления и поведения, механизмов экономики и социального развития. Наверное, именно поэтому содержание современного экологического образования переросло рамки узкопредметного преподавания и приобрело надпредметный характер. Его основной целью стало формирование экологической культуры у обучающихся.
Новое в формировании экологической культуры – реально значимая деятельность: введение технологий, актуализирующих познание экологических ценностей, рефлексия экологического опыта и как следствие переосмысление личного отношения к окружающей среде.В Северо-Восточном округе выстроена целостная система работы в области экологического образования, которая включает методическую работу с учителями округа, касающуюся не только методики преподавания предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие», но и направленную на экологизацию содержания базовых предметов; консалтинг преподавательского состава в соответствии с выявленными особенностями профессионального развития учителей; методическую поддержку учителей при подготовке учащихся к тематическим конкурсам, фестивалям, интеллектуально-познавательным играм; организацию и проведение традиционных детских мероприятий в области экологического образования.При этом особенно важным звеном стала работа с мотивированными и одаренными детьми, что позволяет создать условия для развития интеллектуальных способностей каждого ребенка. Именно с этой целью для учителей округа разработана система методической поддержки, учитывающая особенности работы с этой категорией обучающихся. Практические результаты внедрения данной системы можно оценить, ознакомившись с перечнем мероприятий, которые стали системными. Например, создан и постоянно обновляется банк программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одаренными и высокомотивированными детьми; на окружных семинарах транслируется прогрессивный опыт работы в области экологического образования; проводятся круглые столы по обсуждению проблем подготовки высокомотивированных детей к предметным олимпиадам, проектным и исследовательским конкурсам, фестивалям; создана консалтинговая служба, предназначенная для оперативного разрешения сложных вопросов и своевременного оказания методической помощи. Таким образом, мероприятия в области экологического образования формируют целостную образовательную среду, направленную на выявление и поощрение мотивированных и одаренных детей, интересующихся экологическими проблемами.Учащиеся округа принимают активное участие в окружных, городских, всероссийских мероприятиях экологической направленности. Традиционными стали такие окружные мероприятия, как экологические интеллектуально-познавательные игры «Осенний поиск», «Мир добрых дел», «Ромашка», «Звездный час», природоохранные акции «Листопад добрых дел», «Покормите птиц», «Войди в природу другом». В 2011-2012 учебном году в мероприятиях экологической направленности приняли участие около 1600 школьников из более ста образовательных учреждений округа. Примечательно, что три мероприятия отметили свое десятилетие: экологическая игра «Осенний поиск», интеллектуальный конкурс «Ромашка» и конкурс детских проектных работ «Ты – человек! И ты за все в ответе!». Игра «Осенний поиск» собрала 195 участников из 25 школ, а в конкурсе проектных работ «Ты – человек! И ты за все в ответе!» приняли участие 210 школьников 7-11-х классов из 48 учебных заведений округа. Конкурс включает 6 дисциплин (экология, биология, география, химия, ОБЖ, экономика) и носит межпредметный характер.Многие экологические мероприятия проводятся совместно с различными природоохранными и общественными организациями. Социальными партнерами в нашей работе стали Управление ООПТ СВАО, Московский независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ), Университет природообустройства, Центр по энергосбережению ОАО Мосэнергосбыта, Московский энергетический институт.Уместно заметить, что во многих международных документах говорится о том, что экологическое образование сегодня превращается в стержень современного образования, в ключ «к перестройке современных систем образования и общества в целом». Актуальность экологического образования нашла отражение и в требованиях новых ФГОС. Согласно ФГОС в начальной школе планируемый результат обучения – освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, в основной школе – формирование основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, в средней школе у учащихся должны быть сформированы экологическое мышление, экологические знания, экологический императив, экологические ценности, экологически ориентированная социальная деятельность.«…Будьте реалистами, требуйте невозможного», – не уставал повторять Йошка Фишер, бывший министр иностранных дел Германии, один из основателей немецкой партии «зеленых». Сорок лет тому назад он выкрикивал этот лозунг на демонстрациях. Сегодня демонстрациями никого не удивить, но можно удивить все возрастающим интересом школьников к предмету. В этом мы видим проявление потребности общества, с одной стороны, и задачу на перспективу, с другой.Преподаватели нашего округа понимают всю сложность стоящей перед ними задачи и прилагают все силы для ее успешного решения.Лариса ЕВСЕЕВА, руководитель структурного подразделения ОУМЦ СВАО;Виталий КАРАГАШКИН, методист по экологии ОУМЦ СВАО
Комментарии