Мы привыкли к тому, что человек по отношению к природе ощущает себя господином. И это было особенно заметно в течение всех десятилетий прошлого столетия. Потребительское отношение к природе способствовало не просто активной, а даже варварской разработке природных ресурсов, грубому вмешательству в окружающую среду.
В частности, осушая болота, навсегда погубили многие пойменные луга, столь необходимые для сельского хозяйства. По причине нашего варварства погибли Аральское море и множество мелких речушек, питавших большие реки и озера. Навсегда исчезли с земли многие виды животных и растений. Долгие годы обсуждался совершенно абсурдный проект поворота сибирских рек на юг, чтобы дать воду засушливым полям Средней Азии.
В середине прошлого века отношения между обществом и природой обострились. Появились экологические концепции, скрывающие эти конфликты, их последствия. Экологический кризис, который в 50-70-е годы прошлого века поразил все страны, вызвал новое общественное движение под названием «алармизм» («аларм» – тревога).
Мы знаем немало примеров, когда вмешательство человека в природу приводит к большим социальным потрясениям. Это прежде всего Байкал, Чернобыль, когда природе и человеку был нанесен непоправимый урон.
Сегодня, когда природа подвергается хищническим нападкам со стороны людей, необходимо уже в начальных классах не от случая к случаю, а систематически и целенаправленно говорить о бережном отношении к ней, воспитывая экологическое сознание у детей. Ребенку мало просто знать, что нельзя рвать ландыши, жечь костры в лесу, надо, чтобы было недопустимо стыдно так безответственно вести себя. В старших классах на уроках биологии, граждановедения, права необходимо вести речь об экологическом праве.
Только высокое экологическое сознание большинства людей будет способствовать постепенному восстановлению гармонии во взаимоотношениях человека и природы.
Сегодня кроме учебных книг выходят книги, которые в наибольшей степени могут способствовать развитию личности, ответственной за состояние природы, к сожалению, такого предмета, как экология, сегодня в школе нет. Но многие учителя все же проводят такие занятия.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» содержит статьи (ст. 71-72), которыми устанавливается «система всеобщего и полного экологического образования; осуществление преподавания основ экологических знаний независимо от профиля и организационно-правовых форм образовательных учреждений». С 1995 года экология была полноправной учебной дисциплиной, став важной составляющей воспитания и образования школьников. Практически во всех регионах страны педагоги продолжают сохранять накопленный их многолетним трудом потенциал экологического образования.
Поэтому для учителей, продолжающих заниматься преподаванием важных предметов, большим подспорьем в работе являются книги об экологии, как научно-популярные, документальные, так и художественные, которые в значительной степени восполняют дефицит учебной литературы. К таким книгам относится вышедшая недавно в издательстве «Наука» массовым тиражом книга сибирского писателя Льва Черепанова с магическим названием «Живи» (Сказ древа познания).
«Живи» – это буква славянского алфавита. В кратком и выразительном названии обозначены и тема жизни, и обращение к старине. Книга захватывает не только глубоким публицистическим содержанием и обширным материалом о русской природе и народной жизни – прежней и нынешней, но и жанром. Обращение к мудрой старине, к преданиям древних славян, к фольклорным источникам, к корневым истокам языка привело автора к необходимости выбрать сложную форму изложения научного и познавательного материала, где переплетаются быль и сказка, современность и жизнь древлян, живые люди и фольклорные персонажи.
Автор создает свой афористический язык, широко используя богатство народного языка, его образы и метафоры, «В сокровищницу коллективного ума» прежних поколений, не забывая о главной идее книги, дать «глубокие познания природы». Народная мудрость вплетается в публицистику и даже в учебный материал:
«Где древлянских знаний бывает в достатке, там и толк». То есть береги традицию, овладевай опытом поколений. И тут же приводятся научные данные о составе атмосферы и кислородном дисбалансе, создаваемом деятельностью человека – промышленностью и вырубкой лесов; или, например, о том, что дополнительные лесные насаждения – это увеличение осадков, а вырубка лесов ведет к засухам. Эти сведения – настоящий учебный материал – приводятся в беседах, в размышлениях персонажей, в авторских отступлениях, они органично вплетены в ткань повествования.
Но главная задача, которую ставит перед собой автор, – воспитание экологизированного мировоззрения. Мы не видим «ничего безнравственного в том, чтобы прибить на сосне все равно какую табличку… Сосна залечит ни за что ни про что полученную рану, а мы, без способности представить, какой она переживет ужас от разрывания тканей гвоздем, уже никогда не сможем почувствовать чью-то боль».
Автор гневно выступает против господствующей до сих пор идеологии покорения природы. «С приобретенным разбегом покорять, сами страдаем от последствий покорения, остаемся без корней, нужных для питания нашей души, познаем на себе то, что выпадает ублюдкам, уверовавшим, что им лес только поставщик почти бесплатной древесины, а не отец дочеловека» (т.е. нашего предка).
Еще громче голос автора, когда он говорит о результатах нашего многолетнего «хозяйствования», которое превратило уже местами лесистую Русь в степь:
«Везде отодвинула прочь разумное пользование лесом бесхозяйственность, сравнимая разве что с захватническим нашествием приграничных стран. Насколько же она, искореняя Русь, увеличила объем рубок главного пользования!..»
Надо искать выход из создавшегося положения, когда природа еще не вся загублена: нужно изменить наше сознание, воспитать в детях экологическое мировоззрение. Автор обращается к народной мудрости: «ЛЕС СОБЛЮСТИ (поддержать его в лучшем виде) – СЕБЯ ОБРЕСТИ. Стать не только снова здоровым, а еще окрепнуть душой. Это когда еще было сказано русскими!».
«Надо возродить культ Дерева. Иначе-то разговоры в пользу ноосферы останутся такими, какие они есть. Никого не задевающими за живое. Только для вузовских аудиторий».
Дать полное представление о книге Льва Черепанова невозможно – это художественное произведение, наполненное образами и множеством сюжетов и коллизий, его надо читать. Вместе с тем это не умаляет его познавательной ценности, ведь оно содержит богатый фактический, документальный, учебный материал. Художественная, увлекательная форма способствует его лучшему усвоению, пониманию. Книга содержит массу сюжетов, сценариев для спектаклей, ролевых игр в школах, в семейном театре, а детских учреждениях.
Художественная составляющая в данном случае исключительно полезна. Полноценное экологическое образование должно включать не только научные знания, но и искусство с его эстетическим потенциалом, с идеалами его нравственного отношения к природе и человеку. Для российского общества важную роль должна сыграть опора на традиции русской национальной культуры.
Художественно-документальное произведение Л. Черепанова может существенно помочь глубже осознать социальное значение природы и побудить совершать экологически грамотные поступки.
Естественно, книга не может быть исчерпывающим источником знаний по тому или иному разделу экологии. Так, ратуя за сохранение леса как источника живительного воздуха, наполняющего атмосферу кислородом, учитель должен говорить и о другом источнике кислорода – почве, сохранению которой пока мало уделяется внимания. Вся окружающая нас природа: и леса, и поля, и воды, и атмосфера – все то, что называется биосферой, и составляет национальное богатство.
И еще одно соображение. Воспитательный ресурс экологии как школьного предмета обладает уникальной особенностью – он практически лишен идеологической составляющей, он понятен и доступен всем и каждому. Разумно используя этот ресурс, Россия сможет добиться большого результата в решении проблем молодежи, ее подлинно патриотического воспитания. Книга о родной природе – куда более сильный воспитатель, чем все гимны и лозунги.
Комментарии