search
main
0

Экология

Музейная педагогика

Когда, с какого класса нужно изучать экологию?

&127;Начинать воспитывать гуманных, радушных жителей планеты надо с детства. Этим и занимается наш музей.

В течение года мы дважды проводили уроки музыки с экологическим уклоном. Начинала я первый урок с показа огромной засушенной головы щуки с раскрытым ртом – “открывает щука рот, но не слышно, что поет…” Это служит смысловым мостиком, а задачей урока является доказать ребенку, что пение очень полезно для человека. Это развитие слуха, внимания, памяти и большая услуга нашим органам пищеварительной системы. Подробности и уточнения в рассказе меняются и усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Уроки труда девочек, связанные с кулинарией, нельзя отделять от экологической культуры человека. Начиная от мытья рук перед едой и приготовлением пищи, подбора продуктов, хранения и способов приготовления до знакомства с ядовитыми растениями, с огромным значением витаминов, с регуляцией пищеварительного процесса (в старших классах). Подобных уроков мы давали по 2-3 в год. Как пример – один урок об особенностях весеннего питания. Демонстрируются работы учеников, литература о вкусной и здоровой пище. Проводится предметная викторина о приготовлении супов, киселей, компотов, о культурных растениях на полях, об огороде на окне и т.д.

Урок труда на тему “Материаловедение” тоже проводится в музее. Здесь девочки видят образцы льна, хлопчатника, листья сансевьеры, коконы шелкопряда, шерсть животных и т.д. Завязывается беседа о тканях, о способах определения качества нити, о пользе каждой ткани для организма человека. Уроки биологии и географии, проводимые в нашем музее, начинаются с показа экологической карты мира. Отмечается отрицательное влияние человеческих действий на природу. Развивается беседа о “зеленом друге”, об океанах и морях, их обитателях. Все это подкрепляется экспозицией музея по нескольким темам.

Уроки москвоведения также включают многие темы, раскрытые в музее. Здесь ученики находят ответы на вопросы: какие деревья и кустарники лучше сажать в городе? Какие растения рекомендуется выращивать в своих комнатах? Подчеркивается большое значение растений-очистителей воздуха, способов лечения некоторых заболеваний с помощью растений.

Вернемся к урокам экологии. Многие из них проходят в музее. Учителя делают заявки, учитывая рекомендуемый список тем экскурсий. Особой популярностью пользовались такие темы: “Жизнь леса и его обитателей”, “Правила поведения детей в лесу”, “Жизнь океана”, “Красная книга растений”, “Леса Подмосковья – легкие города” и др.

Некоторые экскурсии для начальной школы проводят члены совета музея: Шуваева Ксения, Копылов Алексей, Щукин Игорь, Галкина Оля, Царева Маша.

Так мы помогаем школе вести непрерывное экологическое образование.

Тамара ВАСИЛЬЕВА,

заведующая музеем экологического просвещения

969-й школы

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте