Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с природой, ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы.
Никита Моисеев
Как сформировать понимание законов природы, ее ценности? Как перевести знания экологических правил в сформированную экологическую культуру и, что более важно, в действенную гражданскую позицию? На уроках формируются экологические знания, а вне обычных уроков обеспечивается более разнообразная практическая деятельность, развиваются навыки исследовательской деятельности, в ходе которой школьники непосредственно общаются с природой, приобретают навыки наблюдения, осознают значимость практического эксперимента.
Для системного экологического воспитания в школе №1467 созданы не только базовые условия. На уроках и во внеурочной деятельности активно используется оборудование лабораторий академического класса. Это учебно-лабораторные комплекты для демонстрации и изучения тем по биологии, экологии, наборы для лабораторных и практических работ и экспериментов, цифровые лаборатории по биологии и экологии, гидропонные установки «Домашний сад», микроскопы – монокуляры, бинокуляры, тринокуляры. Кабинеты биологии оснащены ноутбуками с программным обеспечением для проведения лабораторных, практических и проектных работ по биологии, экологии. Так много всего! А как понять, что это действительно работает, работает на ученика, помогая стать успешным, давая возможность определиться с будущей профессией?
Сегодня Виктория Гречина студентка 1‑го курса Института агробиотехнологии РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева (факультет агрономии). В школе она занималась на курсах МГУ имени М.В.Ломоносова (факультет почвоведения) «Естественно-научные мастерские для молодых исследователей» и в детском технопарке «Альтаир» РТУ МИРЭА.
– Мы, ученики, были удивлены, что будем работать в лабораториях вузов, знакомиться с новым оборудованием, проводить лабораторные, практические работы, участвовать в экспериментальной, исследовательской деятельности. Это же МГУ! Здесь все так фундаментально! – с восторгом вспоминает Виктория свои первые счастливые ощущения.
– Кто-то немножко боялся, кто-то не сразу воспринял серьезность этой работы, но потом, когда мы работали над проектами и с нами были настоящие научные руководители, осознали, что нам действительно повезло! Нет-нет, наши учителя тоже были с нами, руководили проектами, но, согласитесь, когда твой руководитель – научный сотрудник кафедры МГУ (А.В.Якушев, к. б. н., научный сотрудник кафедры биологии почв), то это уже не только школьная работа, а твоя ответственность на другом уровне. Через неделю я осознала, что научная деятельность – это очень интересно, а спустя полгода началось мое участие в конференциях.
Виктория Гречина стала лауреатом XI Московского конкурса социально значимых экологических проектов школьников (секция «Биоэкология») Московской городской эколого-биологической олимпиады «Природа России», представив проект «Применение модернизированного метода пластинок обрастания для экологического мониторинга почв». На XII Московском экологическом форуме учащихся в секции «Охрана природы. Исследования на ООПТ» она стала лауреатом, выступив с проектом «Грибная сукцессия при разложении дубового, кленового и лиственничного опадов». И это на финале конкурса, среди лучших 203 исследовательских работ. Конечно, за этими победами кропотливый труд.
– Мне было интересно работать в проектах с позиции экологических проблем, – рассказывает Виктория. – Может, сначала я не так глобально, как сегодня, приняла экологические смыслы защиты планеты, все было постепенно. Мы ежегодно участвовали в конкурсах экологических плакатов «Они не должны исчезнуть» Московского открытого палеомарафона в рамках ежегодного городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе».
Виктория стала призером в секции «Экология и природопользование» в направлении «Многообразие науки».
– Признаюсь, мне очень нравилось рассказывать членам жюри о том, что интересно мне самой. Как я сначала боялась выступать! А ведь преодолела, правда, не сразу, страх выступлений перед публикой. Надо же не просто выступить с докладом по проекту, а суметь грамотно ответить на вопросы и объяснить всю информацию, которую я хотела донести, – рассказывает она.
Виктория стала дипломантом и Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030» в номинации «Микология, лихенология, альгология, микробиология и вирусология».
– А еще мы с Димой Соковцевым принимали участие в Международном дне Земли в Дарвиновском музее на празднике «Восстановим нашу Землю». Мы, школьники, как настоящие сотрудники музея, знакомили посетителей с маленькими обитателями почвы. Под нашим руководством дети и взрослые под лупами и бинокулярами рассматривали мир организмов, живущих буквально под ногами. Какими важными и знающими мы чувствовали себя тогда! И не могли показать посетителям свое волнение. И только наш научный руководитель, видимо, понимал, как мы трясемся, но вселял в нас уверенность, – вспоминает Виктория.
Мы, учителя, тоже тревожимся за наших учеников, когда они у доски или за кафедрой, на сцене или за партой, когда делают первые шаги в большую науку… Но не показываем им своих волнений. Радуемся победам, новому опыту и думаем о том, что для многих такая проектная, исследовательская деятельность – начало профессии, шаг в будущее. Городской этап XXXVI «Зеленой олимпиады» юных экологов и натуралистов, команда на выезде за городом, в полевых условиях, при непосредственном контакте с природой. Это ли не практический опыт?! XI городской квест по естествознанию – 130 команд, 588 участников! Четыре команды нашей школы – призеры финального этапа! Это ли не гордость?!
– Все это стало незаменимым опытом для меня, – говорит Виктория Гречина. – Научная деятельность позволила мне сделать шаг в направлении, которое я долго искала. И даже в университете я не планирую останавливаться на достигнутом, а продолжу свой путь в изучении чего-то нового.
Слушая выпускницу, молодую девушку, серьезную в своей рассудительности, озорную в своих воспоминаниях, уверенную в своем выборе, понимаем: в этом и есть наше учительское счастье!
Татьяна БЕЛЯЕВА, директор школы №1467;
Елена РУДИЧЕНКО, учитель биологии школы №1467
Комментарии