search
main
0

Экологические «секретики». Идеи для уроков о глобальном изменении климата

«Климатическая переменка» – так называется совместный проект Российского регионального экологического центра и Посольства Великобритании в Москве. Методические рецепты «приготовления» информации о глобальном изменении климата предназначены не только для преподавателей естественных наук. Рассказать об аномальных природных катаклизмах, последствиях непродуманных действий человечества, стремительном изменении климата можно на уроках рисования, физкультуры, литературы, а также во внеурочное время.

Затронуть проблему изменения климата в начальной школе методисты советуют на уроках чтения. Используйте сказки «Двенадцать месяцев», «Госпожа Метелица», «Морозко», «Снегурочка». Есть и современная художественная литература, посвященная энергосбережению и погодным явлениям.

Например, «Сказка о потерянном тепле», которую написал директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. Полезный литературный материал несложно отыскать в Интернете, достаточно набрать словосочетание «экологические сказки».

Получить представление об экологических проблемах можно на уроках физкультуры. Проведите тематические «Веселые старты», ребятам понравится! В программу стартов включите задание «Раздельный сбор мусора, его утилизация». Роль мусора играют кегли, мячи, пластиковые бутылки, использованные тетради. Для каждого вида мусора готовится отдельная коробка. Школьники делятся на команды. Представители команд по одному выбегают и должны как можно скорее бросить мусор в нужную коробку. Однако это только полдела. На втором этапе ребятам предстоит ответить на вопрос: «Как поступить с собранными отходами?».

На природоведении ребята знакомятся с процессом переработки энергии. Преподаватель может предложить ученикам собрать электрическую цепь, а потом обсудить с классом пути сбережения энергии, которая с таким трудом добывается и так нужна людям. Попробуйте-ка прожить хотя бы день со свечкой вместо электрического света…

Ученикам средних классов можно рассказать о климатических изменениях на уроках биологии, географии. Ищите погодные аномалии в погодных сводках, опубликованных в старых газетах. Выясните, как связано изменение условий работы на садовом участке с переменами сроков прихода весны. На уроке физики предложите ученикам ответить на вопрос: «Кто эффективнее использует энергию – человек прошлого или настоящего?». Если вы математик, предложите ребятам рассчитать прибыль, которую получит семейный бюджет после установки водосчетчиков.

Методисты советуют также использовать на уроках так называемые энергокалькуляторы, которые можно найти в Интернете. «Калькулятор для расчета потерь энергии холостого хода» поможет подсчитать потери энергии и денег от работы различных устройств в режиме ожидания stand-by. «Калькулятор для расчета эффективности применения энергосберегающих ламп» служит доказательством очевидной истины: люминесцентные лампы выгоднее ламп накаливания. А «калькулятор для расчета эффективности применения энергосберегающих окон» поможет подсчитать экономию при замене обычных окон на энергоэффективные.

Ученикам старших классов предлагается тема «Отслеживание климатических изменений, их влияние на здоровье человека, возможные меры защиты климата», которую можно подать на уроках биологии или географии. Домашнее задание такое – провести наблюдения и собрать подробный материал о том, что происходит в экосистеме. Варианты тем:

– колебания температуры в разные сезоны за последние несколько лет;

– изменения сроков наступления того или иного времени года;

– изменения в природно-климатических явлениях, характерных для разных времен года (заморозки, оттепели, ветра, осадки и т. д.);

– экстремальные природно-климатические явления – половодье, паводки, засуха, сильная жара;

– нетипичные болезни растений;

– жизнедеятельность водных организмов;

– появившиеся или исчезнувшие виды растений.

Результаты оформляются в виде докладов, презентаций, публикаций в СМИ или сети «Интернет».

Львиная доля материалов посвящена внеурочным формам работы. Оригинальный проект – «книжка-игрушка». Ее прообраз – альбомы с «секретиками», которые были у всех в детстве. Под руководством умелого педагога ребята составляют альбом-справочник по энергосбережению с такими же секретами. Схема изготовления проста: берутся два-три тетрадных листа, склеиваются по краям с таким расчетом, чтобы можно было прорезать окошки, или кармашки-«секреты». Нарисовать можно что угодно – домашний интерьер, подъезд, двор, магазин. Можно изобразить житейскую ситуацию, например закупку продуктов в магазине. Один покупатель укладывает покупки в одноразовые пакеты, а другой пришел с домашней сумкой, изготовленной из старых кульков и кусочков материи. Если отогнуть «секрет», прорезанный под изображением привычного магазинного пакета, следующая картинка продемонстрирует ситуацию в развитии: полиэтиленовый пакет горит на мусоросжигающем заводе, итог – в доме нечем дышать из-за выбросов.

Интересные идеи? Попробуйте воплотить их в жизнь!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте