Экологическое воспитание школьников является одной из приоритетных областей в образовании, которая реализуется на протяжении всего обучения. В школьном возрасте продолжается развитие осознанного и правильного отношения к объектам природы. Понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания.
Главной целью экологического образования школьников является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности. Окружающая природа является доступным и неисчерпаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития, способствует формированию доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств любого человека.
Существует большое количество форм экологического воспитания школьников, одна из них – это организация экологических троп. Данная форма воспитания широко реализуется в школе №1998 «Лукоморье» благодаря удобному расположению. В окружении комплекса находится сразу несколько крупных парков: Братеевский, Братеевская набережная, парк в пойме реки Городни, Борисовские пруды, а также недалеко от школы располагается музей-заповедник «Царицыно».
Что же такое экологическая тропа и каково ее образовательное значение?
Экологическая тропа – это демонстрационный специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. При прохождении маршрута школьники получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и созерцание красоты природы, а также является одним из методов формирования нравственного отношения к ней. Экологический маршрут позволяет рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов, а также научные, исторические, культурные объекты и достопримечательности. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Различают три типа учебных троп:
– прогулочно-познавательные;
– познавательно-туристические;
– учебные экологические.
Прогулочно-познавательные тропы природы, или тропы выходного дня, имеют протяженность 4‑8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров.
Познавательно-туристические тропы. Протяженность маршрута колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних.
Учебные экологические тропы. Это маршруты, которые специализированы для образовательных целей. Их протяженность, как правило, около 2 км.
Экологические тропы данного типа должны быть легкодоступны для учащихся, поэтому чаще всего проходят в парках, лесопарках, лесных зонах.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в школе №1998 «Лукоморье» на каникулах была организована экологическая тропа в музее-заповеднике «Царицыно». Перед прохождением маршрута был составлен план, который включал в себя три этапа.
Подготовительный заключался в выборе места прохождения экологического маршрута, прокладывании тропы, а также подготовке таблиц для внесения данных о разнообразии животного мира.
Во время основного этапа учащиеся проходили по запланированному маршруту, отмечая на карте и в таблице необходимые данные. Также проводилась фотосъемка для подведения результатов экотропы.
Третий этап заключался в подведении итогов по пройденному маршруту, составлении сводных таблиц и подготовке презентации.
Общая протяженность маршрута составила 1,8 км. Начальной точкой были выбраны оранжереи, находящиеся в восточной части парка, а конечной – центральные ворота парка «Царицыно». Учащимися было зафиксировано большое биоразнообразие животного и растительного мира. На маршруте в большом количестве встретились береза, дуб, липа, рябина, яблоня, сосна. Эти деревья не обладают плотной сомкнутостью кроны, поэтому под ними активно растет травянистый ярус, представленный не только злаковыми травами, но и лютиковыми, сложноцветными и розоцветными. Из представителей животного мира были обнаружены в большом количестве утки кряквы на Царицынском пруду, серые вороны, синицы большие, воробьи домовые, белки обыкновенные. Школьникам удалось не только прикоснуться к природе усадьбы, но и ознакомиться с известным памятником архитектуры – Большим Царицынским дворцом, являющимся ярким памятником архитектуры XVIII века.
Создание экологической тропы способствует повышению научного уровня школьников. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях в школе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде учащиеся знакомятся с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. Экологическая тропа не только позволяет произвести мониторинг территории, но и создает условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания правильных убеждений личности и формирования ее мировоззрения.
Вероника ХАЧАТУРЬЯНЦ, учитель биологии школы №1998 «Лукоморье»
Комментарии