В последнее время экологичный образ жизни становится все популярнее. Однако для некоторых московских школьников и преподавателей это словосочетание несет в себе куда больше смысла, чем уже ставшие привычными сортировка мусора или отказ от пластика.
Экология как отдельный предмет в базовой школьной программе не преподается, тем не менее интерес к этой науке с каждым годом только растет. Многие учащиеся занимаются ею самостоятельно или в Центре педагогического мастерства. Для ребят проводят практические и теоретические занятия, благодаря которым они выстраивают траекторию подготовки к Всероссийской и перечневым олимпиадам школьников, а также научным конференциям и другим мероприятиям. Наиболее заинтересованные и целеустремленные ребята входят в состав сборной Москвы или ее резерв и демонстрируют высокие результаты на уровне страны.
– Экология становится междисциплинарной наукой, которая включает в себя многие области знания – от обществознания до экономики, – так объяснила эту тенденцию руководитель проектной деятельности сборной Москвы по экологии Ирина Каргапольцева.
Преподавательский состав команды тоже не ограничивается профильными специалистами. Среди них есть и биологи, и химики, и даже экономисты и юристы. Такому многопрофильному коллективу наставников соответствуют и ученики. По словам главного тренера сборной Натальи Пономаревой, экология затягивает и тех, кто только узнал о ней, и тех, кто уже успел добиться хороших академических результатов по другим предметам.
– К нам приходят ребята, увлеченные литературой, физикой, биологией и другими науками, – поделилась Наталья Пономарева.
Например, для ученика лицея «Вторая школа» имени В.Ф.Овчинникова Юрия Пестова экологию открыла учительница биологии. Ранее мальчик этим предметом не увлекался – его внимание привлекали физика и математика. Однако всего за год ему удалось хорошо подготовиться к заключительному этапу ВсОШ. На нем он взял диплом призера, продемонстрировав глубину знаний и защитив необычный проект по безопасному хранению и транспортировке водорода, который он подготовил вместе с отцом-химиком.
Школьники могут включиться в сборную уже с 7‑го класса. Для членов команды проводят не только основные занятия по олимпиадной подготовке, но и большое количество не связанных с ней мероприятий. Преподаватели поддерживают участие ребят в проектной деятельности, а также в конференциях и лекциях по экологии и смежным дисциплинам. Кроме того, коллектив часто вовлекается и в другие активности: социальные акции и волонтерскую деятельность. Такое разнообразие привлекает учеников, и им хочется проявлять себя.
Например, в августе для юных экологов ЦПМ организовал учебно-тренировочные сборы. Они были посвящены проектной части олимпиады, которая отличает этот предмет от многих других. По словам главного тренера сборной Натальи Пономаревой, ажиотаж вокруг участия в сборах был настолько велик, что организаторы сделали два трека: тренеры встретились с начинающими ребятами в очном формате, а с более опытными – онлайн.
Все ученики смогли заняться разработкой своих проектов: для этого необходимо было провести все необходимые практические опыты. В частности, школьники определяли лягушек и жаб по семействам и проводили замер их конечностей, изучали, как черви влияют на восстановление почвы, а также анализировали особенности посадки растений в загрязненной почве. По результатам проделанной работы учащиеся подготовили к проектам рукописи и презентации, а также представили результаты работы перед аудиторией.
Примечательно, что ребят наравне с опытными преподавателями готовят молодые наставники и тренеры. Ими могут стать выпускники сборной, которые в свое время стали обладателями диплома ВсОШ и которыми движет желание помочь начинающим экологам.
– Наставничество очень эффективно. Именно оно в этом году привело сборную к такому мощному успеху: 14 дипломов победителя и 61 – призера, – подчеркнула главный тренер команды Наталья Пономарева.
По ее словам, такой вид взаимодействия с учениками обеспечивает индивидуальный подход к каждому, что невозможно сделать исключительно усилиями тренерского состава.
Наставники помогают экологам-новичкам в олимпиадной подготовке и сопровождают их вплоть до заключительного этапа. Например, из наиболее опытных в этом деле – Имилия Иванова, которая является наставницей команды Москвы уже третий год. Благодаря ежедневной работе с учениками она подготовила девять призеров и одного абсолютного победителя ВсОШ.
– Я буквально выросла в этой сборной, с этими преподавателями, – говорит Имилия. – От атмосферы, которая царит в нашем коллективе, и от вовлеченности каждого из его участников чувствуется тепло. С каждым днем я буквально все больше влюбляюсь в свои проекты и работу.
Похожие эмоции испытывает выпускница и ныне тренер сборной Александра Наумова, которая работает с командой уже второй год.
– Мне очень нравится развивать проектную деятельность со школьниками, – признается Александра. – Во время работы с ними у меня появляется чувство, что именно за этими ребятами стоит будущее. Я смотрю на них и понимаю, что они действительно могли бы изменить мир. Мне нравится думать, что всей сборной мы помогаем развиваться тем учащимся, которые в будущем однозначно добьются невероятных высот.
Анна СОКОЛОВА, Анастасия КОТИК, Динис ГАБДРАШИТОВ (фото)
Комментарии