Задача экологического воспитания – научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг, правильно относиться к природе и к людям. Дидактические экологические игры лучше всего проводить на свежем воздухе, на школьных площадках, во время прогулок. Выполнение игр на воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Подбирая игры, я стремлюсь, чтобы они были достаточно сложными и в то же время доступными детям. Для проведения игр на свежем воздухе необходима площадка с твердым покрытием: асфальтовым или деревянным. Такая площадка пригодится в любое время года, ее можно использовать после дождя, весной и осенью. Чем разнообразнее она оснащена, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления препятствий, воспитываются смелость и самостоятельность. Дети с большим интересом и желанием включаются в подобные игры, проявляют двигательную, умственную и речевую активность, что в конечном итоге влияет на их физическое и интеллектуальное развитие. Вот несколько вариантов подобных игр.
«Кто говорит?» (1-й класс (1-4)
Дидактическая задача: закрепить знания о домашних и диких животных, научить узнавать животных по голосу.
Играть удобно на ступеньках. Дети становятся перед самой низкой ступенькой. На верхней ступеньке находится учитель с мячом. Он называет любое животное и бросает первому игроку мяч. Игрок должен поймать мяч и издать звук, характерный для того животного, если это собака, то пролаять. Если играющий успешно справляется с этим заданием, то переходит на вторую ступеньку. Потом учитель кидает мяч следующему и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее поднимается на верхнюю ступеньку.
Игра будет проходить интереснее, если дети отвечают быстро, не задумываясь.
«Каждому по паре» (1-2-й класс)
Для игры заранее заготавливают картинки с изображением животных. Картинок должно быть парное количество: на одной – взрослое животное, на второй – его детеныш. Перед игрой картинки раздают детям. Каждый игрок держит картинку так, чтобы не было видно животного. После этого учитель говорит: «На лужайке играли дети. Они бегали, резвились. Всем было очень весело. А к вечеру пришли мамы и не смогли отыскать своих детенышей. Помогите им». После этих слов картинки поворачиваются изображением наружу, и каждый старается отыскать свою пару. Отыскавшаяся пара должна прибежать и встать на нарисованную на площадке черту. Кто быстрее найдет свою пару и прибежит к обозначенной черте, тот и побеждает.
Правило: играющие не должны знать заранее, у кого какая картинка.
«Грибник» (2-3-й класс)
Дидактические задачи: закреплять знание о съедобных грибах; упражнять детей в беге с увертыванием.
С помощью считалки дети выбирают «грибника». Остальные участники игры делятся на пары. Один ребенок в паре – «дерево», другой за ним – «гриб». У «грибов» на груди медальоны с изображением грибов. «Грибник» ходит по лесу и говорит:
По грибы я в лес пришел,
Но грибов там не нашел.
Под деревья иль за пни?
«Грибы» отвечают:
А вот и мы!
Только нас не собери.
После этих слов «грибы» стараются убежать от «грибника», а он пятнает их и отправляет в «лукошко» – специально отведенное место до тех пор, пока не прозвучит сигнал: «Спрятались грибы». Оставшиеся «грибы» снова прячутся за деревья. В конце игры «грибник» называет, какие грибы он собрал, сколько их и съедобные или несъедобные они. Потом выбирают нового «грибника».
Игру можно усложнить. Вначале дети договариваются, кто каким будет грибом. По сигналу «грибы растут» дети подпрыгивают, на сигнал «найти место в лукошке» «боровики» должны собраться в одно лукошко (обруч), «лисички» – в другое и т.д. Тому, кто ошибся, надо найти свое «лукошко» и дойти до него на носках или допрыгать на одной ноге.
Правило: «грибник» должен собирать «грибы» только по сигналу.
«Где кто живет» (3-4-й класс)
Дидактические задачи: закрепить знание детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представление об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
Для игры понадобятся плоские модели с изображением 4 ярусов смешанного леса: травянистый покров, кустарники, лиственные деревья, хвойные деревья. Кроме этого картинки с изображением различных животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Силуэты животных раскладываются на скамейке обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.
Игру можно усложнить. На площадке или лужайке размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздаются картинки с изображением животных. Учитель говорит, что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу дети бегут каждый в свой ярус, например, змеи – в травянистый покров и т.д. Побеждает тот, кто быстрее заселился.
Светлана БАРАБАНОВА, учитель начальных классов московской школы №1981
Комментарии