“Строим город Экоград” 1-4-е классы
“Запомните, друзья, есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету”.
Содержание: Строится с учетом возрастных особенностей детей.
1-й класс: Ознакомление с элементами социальной среды и формирование опыта взаимодействия с различными объектами города.
2-й класс: Создание собственной модели Экограда в процессе разнообразной творческой деятельности, освоение ребенком различных социальных ролей.
3-4-й классы: Сюжетно-ролевая игра “Мы – жители Экограда”, создание модели Экограда в процессе реального взаимодействия детей с ближайшим окружением; формирование опыта экологически грамотного поведения в социальной сфере.
Тематические блоки
Они отражают три основных направления: взаимодействие ребенка с самим собой, с людьми и средой в целом.
1-й класс:
Из чего состоит город? (Урок-путешествие или экскурсия по улицам, микрорайонам, бульварам, лесам города).
Я в городе. (Правила поведения в общественных местах, при общении с людьми).
Мой дом, моя школа, мой город. (Радость семейного общения, я в школе, в классе, поступки и дела).
Природа в городе. (Учусь видеть красоту природы, боль природы, учусь у природы. На уроках труда – аппликация из бумаги).
2-й класс:
Какой он, город Экоград? (Урок-беседа, час вопросов и ответов, рисунки учащихся).
Экоградцы – какие они?
Я и осень. Я и весна. Я и зима. Я и лето. (Уроки-экскурсии в мир природы, праздник “В гостях у времен года”. Лепка из пластилина “Животные, которых мы знаем”. Превращения засушенных листьев (композиция из листьев), лесная скульптура (работа с шишками). Сочинение сказок, рассказов на темы: “О чем шепчет опадающая листва?”, “Куда и зачем несется осенний ветер?”, “Я – добрый волшебник”, “Приключение снежинки”, “О чем рассказала синичка?”).
3-4-й классы:
Экоград начинается в классе. (Умение общаться, хороший тон и такт в школе, я и мои друзья, одноклассники).
Экоград начинается дома. (Какое место занимает природа в доме, общение семьи с природой, семья и человеческие отношения).
Экоград начинается с меня. (Уроки-размышления “Всегда ли я прав?”, “Что хорошо для одного – плохо для другого”, “Доброта по отношению к другим”, “Каким я вижу себя?”).
Как помочь моему городу стать Экоградом? (Праздник “Будь для Земли ее маленьким принцем”, открытие своих “планет”, за которыми нужно ухаживать).
“Радость жизни”. 5-7-й классы
“Всякий человек, который дружит с природой, счастлив. Дерево без корней не растет – оно сохнет и погибает. Природа – это наши корни, начало начал нашей жизни”.
М.ЮХМА
Цели: Формирование норм поведения и приобщение к этим нормам на улице, на природе. Стремление сделать это внутренней потребностью. Расширение у учеников представлений об окружающей среде как абсолютной ценности. Выработка у детей необходимых знаний и умений, действий по отношению к окружающей среде. Формирование у ребят чувства причастности и ответственности за судьбу Отечества, за свой дом, порядок в нем, представления о себе как о части природы. Знание основных правил поведения на природе, умение проводить какие-либо наблюдения. Необходимость замечать недостойные человека случаи обращения с живой природой, желание выполнять мероприятия по охране природы родного края.
Формы работы: На уроках биологии, естествознания: уроки-путешествия “По следам Робинзона” (по книге Н.Верзилина), урок-игра “Знакомые незнакомцы” (история возникновения растений и цветов), знакомство с организацией “Гринпис”, работа экологической разведки, зоовикторины, викторины Деда-природоведа (о природе родного края, народных приметах, традициях), ведение “Книги жалоб и предложений природы”, уроки-загадки “Птицы родного края”, “Природа задает загадки” (на знание детьми природных явлений, особенностей жизни животных и растений).
На уроках математики: урок-игра “Цветы и математика”, беседа “Симметрия в природе”.
На уроках трудового обучения: поделки из природного материала “Природа полна волшебных тайн”, посадка деревьев, составление композиций “Природа и фантазия”.
На уроках изобразительного искусства: рисунки по темам “Мой край родной”, “Я рисую мир таким, каким я его представляю”, “Краски природы”.
На уроках географии и истории: экскурсии в краеведческий музей, к памятникам природы, по заповедным местам, урок-викторина “Реки, озера, болота, пруды – земные хранилища пресной воды”.
На уроках литературы: составление экологических сказок, мини-рассказов “Секретный разговор с растением”, проведение поэтических вечеров о природе, о Родине, урок-беседа “Человек и природа в творчестве М.Пришвина”, чтение и обсуждение произведений М.Пришвина.
На уроках музыки: викторина “Цветы, воспетые в песнях”, урок-сказка “На лесной опушке” (песни о природе и ее охране), урок-представление по музыке Вивальди, Чайковского “Времена года”.
Классным руководителям: экскурсии на природу “И с гордостью скажу родному краю: люблю и знаю, знаю и люблю”, беседы “С природой на Вы” (знание детьми правил поведения на природе, в компании птиц, зверей, “Красная книга – крик природы о помощи”, “Лужайка-поиграйка” (подвижные игры с экологическим содержанием).
“Зеленая планета”. 8-9-й классы
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Цели: Формирование экологических знаний и воспитание культуры взаимоотношений человека с природой.
Планируемые результаты обучения и воспитания:
Знание главных проблем экологии, современного состояния биосферы, бережное отношение к природе. Участие вместе с общественными организациями в акциях, деятельности по сохранению природы Земли, своего родного края. Приобретения умений охраны животных и растений, бережного отношения к ним и ухода за ними.
Формы работы: Для учителей рисования: урок-вернисаж “Чарующая русская природа”, конкурс “Немые охранники” (эскизы природоохранного знака), выпуск экологических газет “Моя планета”.
Для учителей биологии и географии: экологические конференции “Наша хрупкая планета”, “Мой город – проблема и задачи”, семинар знатоков природы “По тропе Берендея”, экологические игры “Страна, которой нет на глобусе”, “Будь для Земли ее маленьким принцем”.
Для учителей ОБЖ: урок-диспут “Автомобиль благо или…”, беседы “Лесной пожар”, “Что окружает нас в поле, в лесу, роще, в саду, у пруда и реки”.
Для учителей истории: урок-сообщение “Как охраняют природу наши сверстники за рубежом”, урок-путешествие “Мира не узнаешь, не зная своего края”.
Для классных руководителей: игра “Экологическое лото” (совместно с родителями), путешествия с домашними растениями, в мир животных, урок-сообщение “Жалобная книга природы”, экологический час общения “По страницам газет и журналов” (интересное об экологии).
Для учителей литературы: урок-путешествие с Маленьким принцем (по книге Сент-Экзюпери “Маленький принц”), экологические островки поэзии, урок-экскурсия “День рождения планеты”.
“Живи Земля”. 10-11-й классы
“Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки – солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры”.
М.Пришвин
Цели: Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций. Усвоение учениками, что такое гармония мира, общих законов природы. Осознание единства человечества как одной из основ экологической нравственности и гуманизма. Формирование новой социальной и экологической нравственности.
Планируемые результаты обучения и воспитания.
Создание представлений о том, что человек биосоциален по своей сущности и подчиняется законам экологии, вовлечение в пропаганду защиты природы, здорового образа жизни.
Формы работы:
Для классных руководителей: Мини-конференция “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”, совместно с учителями литературы – музыкально-поэтическая гостиная “Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен” (картины русских художников, фотографии, пейзажи родной природы, стихи, музыка).
Для учителей истории: работа организации “Гринпис”, уроки-беседы “Глобальные проблемы человечества” (природа и цивилизация, проблема охраны здоровья человека), урок-диспут “Что век грядущий…”, заочное путешествие по планете чудес и загадок (сокровища мировой архитектуры, великие творения природы).
Для учителей физики: беседа “Законы физики и организм человека”.
Для учителей биологии и географии: создание экологического центра (выпуск газет, листовок по экологическому просвещению, участие в мероприятиях школьных, городских по этой тематике, помощь ученикам, преподавателям в подборе материала, проведение мероприятий по экологической направленности), эколого-экономическая игра “Голубая планета”, экологический бумеранг (практическое занятие), мини-конференция “Сохраним нашу Землю голубой и зеленой”.
Творческая лаборатория муниципальной средней общеобразовательной
школы N 14
г.Старый Оскол,
Белгородская область
Комментарии